Елена Венгерская
Экспорт

«СДЕЛАНО В РОССИИ»: ведущий китайский сайт деловых новостей о российском национальном экспортном бренде

Портал Caijing (财经) опубликовал статью Дуань Цзиньюаня о российском национальном бренде, активно продвигаемом сейчас нашей страной.
Что такое Made in Russia для остального мира и для Китая?
Согласно недавнему исследованию Dalia Research (Берлин), самыми популярными национальными брендами сейчас являются четыре: «Сделано в Германии», «Сделано в Швейцарии», «Сделано в Европейском Союзе» и «Сделано в Великобритании». К такому выводу исследователи пришли, опросив 43 тыс. человек в 52 странах.
Что дает национальный бренд стране-экспортеру? Прежде всего, доверие покупателей. Cледовательно, увеличение прибыли. Так, бренд «Сделано в Германии» приносит стране около 1 трлн евро дохода в год. На бренде «Сделано в Швейцарии» страна зарабатывает более 5,8 млрд швейцарских франков (около 1% ВВП Швейцарии). В 2016 году университет Санкт-Галлена (Швейцария) провел опрос 8 тыс. человек из 15 стран мира с целью выяснить их отношение к бренду «Сделано в Швейцарии». Оказалось, большинство потребителей считают, что продукты с этикетками национальных брендов воспринимаются как более надежные, безопасные и качественные. Покупателей не смущают даже более высокие цены на эти товары ― в сравнении с теми, на этикетках которых не указана страна происхождения.
Национальные бренды всегда служат для потребителей гарантией качества. Сейчас во многих странах экспортер может бесплатно получить право на такую маркировку. В США наличие национального бренда обязательно для товаров таких отраслей, как автомобилестроение, текстильная промышленность, производство меховых изделий. Использование зонтичного бренда «Сделано в США» регулируется Федеральной торговой комиссией, которая отвечает за качество экспортируемой под этим брендом продукции.
Все страны, заинтересованные в росте экспорта, должны использовать национальные зонтичные бренды. В Китае программа «Сделано в Китае» была запущена в 2015 году. Общий объем инвестиций в нее составляет $33 млрд. Правительство КНР планировало использовать национальный бренд, чтобы зафиксировать новые приоритеты участия страны в глобальном проекте Индустрии 4.0 и подчеркнуть отличие китайских товаров от произведенных в странах с дешевой рабочей силой (Малайзия, Индия, Таиланд, Индонезия, Вьетнам и т.п.)
В России начали развивать национальный бренд Made in Russia в 2017 году — с появлением в стране такой структуры, как Российский экспортный центр. До этого поддержка экспортеров была отдана на откуп Торгово-промышленным палатам. Бренд Made in Russia был создан именно по инициативе РЭЦ. Необходимость создания такого бренда назрела. Дело в том, что многие российские компании уже были хорошо известными за рубежом под своими брендами (например, «Лаборатория Касперского», ABBYY), но при этом далеко не все знали, что это именно российские компании. Унифицированный товарный знак позволил использовать уже сформированное доверие иностранных потребителей к отдельным продуктам и торговым маркам для укрепления национального имиджа.
Для участников проекта бренд «Сделано в России» обеспечивает бесплатный маркетинг. РЭЦ организует для экспортеров бесплатное участие в международных выставках и рекламирует их товары на своих приоритетных площадках. Это особенно важно для малых и средних предприятий, которые не имеют ресурсов для самостоятельного продвижения на зарубежных рынках.
Участие в программе бесплатное. Чтобы иметь право на размещение этикетки «Сделано в России», экспортер должен получить сертификат качества в Российском экспортном центре. Центр оценивает опыт производителя и деловую репутацию, проверяет товар. Если компания не отправляет товары на экспорт, РЭЦ может отозвать право на этикетку. Информация о сертифицированной продукции публикуется в электронных каталогах РЭЦ. Это «окна» для демонстрации российских товаров за рубежом: каталоги переводятся на иностранные языки, и такая система позволяет бороться с контрафактом и подделкой товаров. В результате кропотливой работы будет сформирована группа производителей, экспортирующих качественную продукцию с маркой «Сделано в России».
Присоединиться к проекту могут компании любого размера. Среди тех, чья продукция получила право на знак «Сделано в России», ― «Ростсельмаш», ГК КАМАЗ, УАЗ, «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения», фабрика «Макфа», «Объединенные кондитеры» и т.п.
Китайский рынок является одним из приоритетных для российского бизнеса. РЭЦ помогает производителям продвигаться на этом рынке. Благодаря своим огромным масштабам и скорости развития рынок Китая может принести российским экспортерам огромную прибыль. Но добиться этого нелегко в связи с высокой конкуренцией с китайскими и иностранными компаниями. Бренд «Сделано в России» помогает решить эту задачу.
Продукция российских экспортеров успешно демонстрируется в выставочном зале РЭЦ в Шанхае. Многие российские компании смогли представить свою продукцию на 1-м ЭКСПО в Шанхае ― при поддержке Российского экспортного центра. В выставке приняли участие более 100 известных российских МСП, результатом стали контракты на экспорт сотен тысяч тонн продукции.
Проект «Сделано в России» ставит своей целью помощь действительно выдающимся компаниям, выпускающим качественную продукцию. Он помогает им выделиться на зарубежных рынках, повысить узнаваемость их товаров и торговых марок за рубежом. Хотя работа начата совсем недавно, в программе уже участвуют более 2 тыс. компаний. И это только первый шаг на пути формирования привлекательного имиджа российского экспорта.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Популярные умные игрушки с ИИ для детей: тренды из Китая в России
Фото с сайта freepik.com

В Китае наблюдается бум продаж игрушек на основе искусственного интеллекта (ИИ): в первой половине 2025 года они выросли в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом, а годовой прирост превысил 200%, согласно данным платформы JD.com, сообщило издание «Хуаньцюван». В России импорт игрушек из Китая, включая модели с ИИ, за первые девять месяцев 2025 года достиг 950 млн долларов США с ростом на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что подтверждают данные chinalogist.ru. Это отражает растущий спрос на развивающие гаджеты, где продажи таких игрушек в РФ увеличились на 35%.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие подарки из Китая для мужчин всех возрастов: закупка оптом в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китайские производители предлагают огромный выбор практичных и стильных подарков для мужчин всех возрастов, идеальных не только для 23 февраля, но и для дней рождения или других праздников. Эти товары сочетают доступные цены, высокое качество и современный дизайн, что делает их хитом среди оптовых закупщиков в России. Закупая оптом на платформах вроде 1688.com, бизнес может получить маржу до 200-300% при перепродаже.

Анатолий Якимов
Импорт
В Свердловскую область импортировали 17 тонн ананасов из Китая перед Новым годом
Фото с сайта freepik.com

Россельхознадзор усиливает фитосанитарный контроль за импортом ананасов из Китая в регионы России, допуская к реализации чистые партии и блокируя зараженные. Недавние случаи в Свердловской области и других регионах России подчеркивают растущий объем поставок экзотических фруктов перед новогодними праздниками.

Анатолий Якимов
Финансы
Технологический импорт из КНР: Борис Титов призвал создать фонд в 3 триллиона рублей
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для устойчивого развития и глава Координационного совета Института экономики роста имени Столыпина Борис Титов предложил создать фонд в юанях объемом не менее 3 триллионов рублей для стимулирования технологического импорта. Идея направлена на преодоление инвестиционной паузы в российской экономике и балансировку торговли с Китаем. Это заявление он сделал во время пресс-конференции.

Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.