Елена Венгерская
Экспорт

«СДЕЛАНО В РОССИИ»: ведущий китайский сайт деловых новостей о российском национальном экспортном бренде

Портал Caijing (财经) опубликовал статью Дуань Цзиньюаня о российском национальном бренде, активно продвигаемом сейчас нашей страной.
Что такое Made in Russia для остального мира и для Китая?
Согласно недавнему исследованию Dalia Research (Берлин), самыми популярными национальными брендами сейчас являются четыре: «Сделано в Германии», «Сделано в Швейцарии», «Сделано в Европейском Союзе» и «Сделано в Великобритании». К такому выводу исследователи пришли, опросив 43 тыс. человек в 52 странах.
Что дает национальный бренд стране-экспортеру? Прежде всего, доверие покупателей. Cледовательно, увеличение прибыли. Так, бренд «Сделано в Германии» приносит стране около 1 трлн евро дохода в год. На бренде «Сделано в Швейцарии» страна зарабатывает более 5,8 млрд швейцарских франков (около 1% ВВП Швейцарии). В 2016 году университет Санкт-Галлена (Швейцария) провел опрос 8 тыс. человек из 15 стран мира с целью выяснить их отношение к бренду «Сделано в Швейцарии». Оказалось, большинство потребителей считают, что продукты с этикетками национальных брендов воспринимаются как более надежные, безопасные и качественные. Покупателей не смущают даже более высокие цены на эти товары ― в сравнении с теми, на этикетках которых не указана страна происхождения.
Национальные бренды всегда служат для потребителей гарантией качества. Сейчас во многих странах экспортер может бесплатно получить право на такую маркировку. В США наличие национального бренда обязательно для товаров таких отраслей, как автомобилестроение, текстильная промышленность, производство меховых изделий. Использование зонтичного бренда «Сделано в США» регулируется Федеральной торговой комиссией, которая отвечает за качество экспортируемой под этим брендом продукции.
Все страны, заинтересованные в росте экспорта, должны использовать национальные зонтичные бренды. В Китае программа «Сделано в Китае» была запущена в 2015 году. Общий объем инвестиций в нее составляет $33 млрд. Правительство КНР планировало использовать национальный бренд, чтобы зафиксировать новые приоритеты участия страны в глобальном проекте Индустрии 4.0 и подчеркнуть отличие китайских товаров от произведенных в странах с дешевой рабочей силой (Малайзия, Индия, Таиланд, Индонезия, Вьетнам и т.п.)
В России начали развивать национальный бренд Made in Russia в 2017 году — с появлением в стране такой структуры, как Российский экспортный центр. До этого поддержка экспортеров была отдана на откуп Торгово-промышленным палатам. Бренд Made in Russia был создан именно по инициативе РЭЦ. Необходимость создания такого бренда назрела. Дело в том, что многие российские компании уже были хорошо известными за рубежом под своими брендами (например, «Лаборатория Касперского», ABBYY), но при этом далеко не все знали, что это именно российские компании. Унифицированный товарный знак позволил использовать уже сформированное доверие иностранных потребителей к отдельным продуктам и торговым маркам для укрепления национального имиджа.
Для участников проекта бренд «Сделано в России» обеспечивает бесплатный маркетинг. РЭЦ организует для экспортеров бесплатное участие в международных выставках и рекламирует их товары на своих приоритетных площадках. Это особенно важно для малых и средних предприятий, которые не имеют ресурсов для самостоятельного продвижения на зарубежных рынках.
Участие в программе бесплатное. Чтобы иметь право на размещение этикетки «Сделано в России», экспортер должен получить сертификат качества в Российском экспортном центре. Центр оценивает опыт производителя и деловую репутацию, проверяет товар. Если компания не отправляет товары на экспорт, РЭЦ может отозвать право на этикетку. Информация о сертифицированной продукции публикуется в электронных каталогах РЭЦ. Это «окна» для демонстрации российских товаров за рубежом: каталоги переводятся на иностранные языки, и такая система позволяет бороться с контрафактом и подделкой товаров. В результате кропотливой работы будет сформирована группа производителей, экспортирующих качественную продукцию с маркой «Сделано в России».
Присоединиться к проекту могут компании любого размера. Среди тех, чья продукция получила право на знак «Сделано в России», ― «Ростсельмаш», ГК КАМАЗ, УАЗ, «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения», фабрика «Макфа», «Объединенные кондитеры» и т.п.
Китайский рынок является одним из приоритетных для российского бизнеса. РЭЦ помогает производителям продвигаться на этом рынке. Благодаря своим огромным масштабам и скорости развития рынок Китая может принести российским экспортерам огромную прибыль. Но добиться этого нелегко в связи с высокой конкуренцией с китайскими и иностранными компаниями. Бренд «Сделано в России» помогает решить эту задачу.
Продукция российских экспортеров успешно демонстрируется в выставочном зале РЭЦ в Шанхае. Многие российские компании смогли представить свою продукцию на 1-м ЭКСПО в Шанхае ― при поддержке Российского экспортного центра. В выставке приняли участие более 100 известных российских МСП, результатом стали контракты на экспорт сотен тысяч тонн продукции.
Проект «Сделано в России» ставит своей целью помощь действительно выдающимся компаниям, выпускающим качественную продукцию. Он помогает им выделиться на зарубежных рынках, повысить узнаваемость их товаров и торговых марок за рубежом. Хотя работа начата совсем недавно, в программе уже участвуют более 2 тыс. компаний. И это только первый шаг на пути формирования привлекательного имиджа российского экспорта.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай расширяют перевозки по речному коридору Амур: новый рейс «река-море» стартует осенью 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия и Китай укрепляют сотрудничество в развитии интермодального транспортного коридора «Северо-Восток КНР – Дальний Восток РФ», что должно существенно повысить эффективность грузоперевозок между двумя странами. Об этом было заявлено по итогам рабочей встречи Смешанной комиссии, состоявшейся в формате видеоконференции.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт удобрений через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия» летом 2025 года вырос в 11 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с мая по июль 2025 года экспорт химических удобрений через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия» достиг 216 тысяч тонн, что в 11 раз превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Такая динамика свидетельствует о резком росте спроса на удобрения в Северном и Северо-Восточном Китае. Об этом сообщило Главное таможенное управление КНР со ссылкой на таможню Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал главным поставщиком свежего винограда для России — импорт вырос в 3 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году Россия значительно увеличила импорт свежего китайского винограда, что отражает изменения в потребительских предпочтениях и торговой стратегии. По информации Главного таможенного управления КНР, за период с января по июль Китай экспортировал в Россию виноград на сумму 28,5 миллиона долларов США, что в 3,1 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Объем поставок достиг 16,1 тысячи тонн, увеличившись почти в 2,8 раза.

Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка осень 2025: подробный план для российских импортеров

Кантонская ярмарка — крупнейшее в мире торговое событие, которое проводится два раза в год в Гуанчжоу, Китай. Осенний цикл 2025 года стартует 15 октября и завершится 4 ноября. Ярмарка состоит из трех этапов, каждый из которых посвящен своим товарным группам.

Chinalogist выяснил, как зарегистрироваться на выставку, что будет представлено, на что стоит обратить внимание российским покупателям, а также как максимально эффективно подготовиться к поездке.

Фото из архива Chinalogist
Анатолий Якимов
Власть зубастых монстров: как Labubu стали феноменом российского рынка игрушек
Фото ИА «Синьхуа»

Китайские коллекционные игрушки Labubu продолжают набирать обороты на мировом рынке, и Россия стала одним из ключевых потребителей этого тренда. По данным аналитического центра Platforma, за первые шесть месяцев 2025 года россияне потратили на эти популярные плюшевые монстры более 3,6 миллиарда рублей. Объем продаж превысил показатели прошлых лет и подтвердил устойчивый спрос на бренд. Об этом сообщает сетевое издание НДН-Инфо.

Анатолий Якимов
Дальний Восток: таможня пресекла контрабанду бивней моржа в Китай в хлебе
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники выявили нелегальный вывоз фрагментов бивней моржа, спрятанных в буханках хлеба, через пункт пропуска МАПП Забайкальск. Иностранный турист пытался вывезти из России около 1,5 килограмма необработанных частей бивней без необходимой разрешительной документации.

Анатолий Якимов
Импорт картофеля из Китая в Россию вырос в 4,4 раза за семь месяцев 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Согласно данным Государственного таможенного управления Китая, за период с января по июль 2025 года импорт картофеля из Китая в Россию достиг 56,3 миллиона долларов США, что в 4,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года, когда объем поставок составил 12,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Зимняя одежда из Китая — оптовые закупки, производственные центры и маркировка «Честный Знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В преддверии зимнего сезона многие отечественные предприниматели и крупные розничные сети ищут выгодные варианты закупки зимней одежды оптом. Китай традиционно остается одним из наиболее привлекательных рынков. Chinalogist изучил, в каких городах КНР сосредоточено производство зимней одежды, почему россияне предпочитают закупать именно китайскую продукцию, а также приведем актуальную статистику импорта зимней одежды из КНР в Россию. Особое внимание уделим теме обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честный Знак», влияющей на рынок.

Анатолий Якимов
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.