Елена Венгерская

Строительство кратчайшей дороги из Китая в Европу — на низком старте

Проект строительства кратчайшей железной дороги из Китая в Европу через Киргизию и Узбекистан обсуждают на разных уровнях двадцать пять лет. Сейчас заговорили о том, что это строительство точно состоится. И даже о том, что в нем будет принимать участие РЖД (такая информация появилась на крупнейшем новостном портале Киргизии). Известно также, что скорейшее начало строительства дороги было одной из тем, которые обсуждались на майской встрече глав Киргизии и Китая, на июльской встрече глав Узбекистана и Киргизии в ходе саммита ШОС и в ходе августовской встречи президентов Узбекистана и Киргизии. В тоже время разные киргизские и узбекские сми публикуют противоречивые сведения. То пишут о том, что решение о строительстве дороги уже подписано, то говорят, что принятие его нужно ускорить. Что поделать: Восток — дело тонкое.
Немного о проекте. Магистраль должна соединить китайские железные дороги с Узбекистаном, а далее через Афганистан, Иран и Турцию — с европейской сетью железных дорог. Много лет назад было решено, что реализовывать будут северный маршрут планируемого коридора: от китайского Кашгара — через приграничный Торугарт (Киргизия) — через Ферганский хребет и приграничный с Узбекистаном Кара-Суу (Киргизия). Протяженность киргизского участка дороги составляет 268,4 км. Стоимость строительства железнодорожной магистрали только по территории Киргизии оценивается в $1 млрд 340 млн.
Главный лоббист строительства магистрали — Узбекистан. Неудивительно, что именно узбекские сми чаще пишут о том, что все уже решено. Так, о вопросе строительства магистрали Китай – Киргизия – Узбекистан как о решенном говорила в своем интервью centralasia.news руководитель отдела Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте республики Узбекистан Милана Базарова. По ее словам, уже заключена договоренность о скорейшем начале строительства магистрали. А пока стороны тестируют маршрут, осуществляя автомобильные перевозки грузов по нему.
Киргизия всегда была менее заинтересована в строительстве магистрали. Киргизские эксперты практически в один голос говорили о том, что дорога нужна соседям, но не их стране. Однако сейчас ситуация изменилась. Как сообщает киргизский портал Tazabek со ссылкой на слова министр транспорта и дорог Киргизии Жаната Бейшенова, переговоры по строительству магистрали действительно вышли на финишную прямую. Все стороны заинтересованы в реализации проекта. Остается обсудить только некоторые технические моменты. По словам министра, остается открытым вопрос о ширине колеи на территории Киргизии. В Китае узкая колея, в Киргизии — широкая. Первоначально каждая из сторон настаивала на своей ширине колеи. И это было камнем преткновения — наряду с дороговизной и сложностью проекта. Сейчас вопрос ширины колеи экстренно решает трехсторонняя экспертная группа. Одновременно совместно с российскими специалистами ведется работа по разработке предварительного технико-экономического обоснования проектов поэтапного развития железнодорожной сети на территории Киргизии. По словам министра, магистраль может открыть доступ к 23 месторождениям полезным ископаемых в киргизских недрах.
По некоторым данным, киргизский участок магистрали может быть построен с узкой колеей. Об этом рассказал в интервью киргизскому «Спутнику» эксперт Совета по развитию бизнеса и инвестициям Киргизии Азамат Акенеев. Акенеев подчеркнул, что транзитная магистраль дала бы экспортерам страны выход в Китай, оживила бы экономику Киргизии и показала бы иностранным инвесторам, что на территории Киргизии можно осуществлять крупные строительные проекты.
Будет ли РЖД участвовать в реализации проекта? Как сообщил ИА REGNUM заведующий отделом политики стратегического развития, экономики и финансов аппарата президента Киргизии Данияр Иманалиев, «Россия рассматривает вопрос участия в строительстве железной дороги Узбекистан — Киргизия — Китай».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Импорт
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Импорт
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.