Елена Венгерская

Торгпред РФ в КНР: прямые и быстрые поставки вглубь Китая станут драйвером экспорта

7 июля состоялся международный промышленный марафон INNOPROM Online. Открыл деловую программу мероприятия «Марафон столиц», на котором выступил глава Торгпредства РФ в Китае Сергей Инюшин.
Торгпред РФ рассказал о том, как сегодня происходит преодоление последствий коронакризиса в деловых отношениях с Китаем. Начав с того, что сейчас мы все наблюдаем реализацию двойного значения слова «кризис» в китайском языке, означающего угрозу и возможность.
«Год начался очень непросто. С большой тревогой мы наблюдали за состоянием наших отношений. Китай — главный торговый партнер России. В последние годы наш взаимный товарооборот преодолел планку $100 млрд, поставлена задача достичь $200 млрд.
Как показывает текущий анализ, ямы в наших отношениях не было. Сейчас у нас есть статистика. Опубликованы данные за пять месяцев, на днях мы увидим статистику за полугодие. Взаимная торговля между нашими странами снизилась всего лишь на 4,3%. И это в отсутствии нормального сообщения, нормальных перевозок, нормальной возможности подписывать контракты. При этом более глубокий анализ показывает, что, в основном, падение на 4,3% произошло за счет снижения стоимости некоторых товаров. Например, углеводородов. А объемные показатели весь этот период росли.
Я расскажу о знаковом событии, произошедшем за это время. Мы сейчас активно обсуждаем с китайскими партнерами поставки продуктов питания и сельхозпродукции. Эта статья всегда была важной, но никогда не доминировала. А в этом году она переместилась сразу на второе место в структуре экспорта и выросла на 25,6% к предыдущему году. В немалой степени этому способствовало открытие рынков по новым видам продуктов. В частности, по мясу. Первым открылся рынок мяса птицы, в конце 2018 года. Прошло полтора года — и экспорт мяса птицы в Китай от всего экспорта этого вида продукции Россией достиг 50%. Мы видим бурно развивающийся рынок.
Напомню, что 1 июня был открыт рынок охлажденной говядины. Чтобы привезти в Китай такую продукцию, требуются более быстрые способы транспортировки. Традиционные доминирующие поставки по морю сейчас начинают замещаться на более скоростные железнодорожные поставки. И это развивает не только взаимную торговлю, но и сферу торговли услугами, что также является очень важной статьей во взаимном обороте.
Поставки по ж/д не только сокращают сроки перевозок. Они еще и позволяют транспортировать нашу продукцию не на береговую линию Китая, а вглубь страны, в города и регионы с очень большим населением. Раньше они не могли получать такую продукцию напрямую и в сжатые сроки. Напомню о первой поставке поездом мяса курицы в Чунцин — крупнейший город планеты, где проживает свыше 30 млн жителей. Из России в Чунцин пришел прямой агроэкспресс с курятиной.
Охлажденную говядину нужно поставлять еще быстрее. Мы видим, что как только мы начинаем делать прямую логистику подобной продукции, возрастает интерес китайских компаний к ней. Люди пробуют эту продукцию — и возникает обратная реакция.
Мы считаем, что именно региональное сотрудничество станет ключевым драйвером развития нашего экспорта уже в этом году и выведет нашу торговлю из того легкого проседания, которое мы наблюдали. Выведет наши взаимные отношения на более высокий уровень».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.