Елена Венгерская
Работа

В Китае повышают пенсионный возраст

Установленный законом КНР возраст выхода на пенсию будет поэтапно повышен в соответствии с проектом 14-го пятилетнего плана (2021 – 2025) национального экономического и социального развития и долгосрочного развития до 2035 года, обнародованным в пятницу, 5 марта. Предполагается, что в итоге мужчины будут выходить на пенсию с 63 лет, а женщины — с 58 лет.
Более четырех десятилетий пенсионный возраст в Китае оставался неизменным и составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. При этом женщины, занятые физическим трудом, имели право на пенсию с 50 лет. Надо учесть, что в Китае граждане, ушедшие на пенсию, в обязательном порядке прекращают работу и не могут в дальнейшем выйти на рынок труда, даже если они этого хотят.
Как пишет SCMP, китайская экономика существенно изменилась за 40 лет. Она ушла от массового производства. Сейчас промышленность в Китае — это инновации и передовые технологии. Поэтому, по мнению экспертов, нормы, которые были оправданными 40 лет назад, сейчас уже сильно устарели. «В те времена, когда развитие Китая было обусловлено трудоемкой работой, из-за физических различий между мужчинами и женщинами для женщин было разумно рано выходить на пенсию», — рассказала Ева Чжан, статистик-исследователь из Института мировой экономики Петерсона (США). — Сейчас экономика КНР развивается за счет квалифицированной рабочей силы и сектора услуг. Поэтому мужчинам и женщинам больше не имеет смысла выходить на пенсию в разном возрасте. Это пустая трата человеческих ресурсов, потому что гендерный разрыв в образовании сократился с начала 2000-х годов».
Китайские женщины сейчас более склонны к получению высшего образования, чем в прошлом: число женщин, продолживших обучение после окончания средней школы, в 2019 году составило 1,45 миллиона, или 50,6%. По данным Национального бюро статистики, процент в университетах составил 51,7%, а в сфере высшего образования для взрослых — 58,7%.
Несмотря на то, что китаянки более образованы, чем когда-либо, они все еще сталкиваются с трудностями при продвижении по карьерной лестнице, в том числе из-за более раннего пенсионного возраста.
Китайское правительство впервые выдвинуло идею повышения обоих пенсионных возрастов около восьми лет назад. Однако дискуссия вызвала общественное возмущение, поскольку многие люди считали, что это будет означать меньшие пенсионные выплаты по сравнению с их пенсионными взносами, и больше пожилых людей сохранят рабочие места. Критики также утверждали, что если пенсионный возраст для женщин повысят, то некому будет заботиться о внуках.
«Официальный пенсионный возраст для женщин был установлен еще в 50-е годы, принимая во внимание тяжелую работу, которую им пришлось проделать, и воспитанием детей. Но эта договоренность была основана на гендерном неравенстве», — рассказал профессор Пэн Сичжэ из Центра исследований в области народонаселения и развития при Университете Фудань в Шанхае.
Пэн отметил, что для повышения пенсионного возраста директивным органам необходимо пересмотреть пенсионные пособия, что вызывает серьезную озабоченность китайской общественности, и разрешить пенсионерам вернуться на рынок труда, если они захотят. «Перспективы государственного пенсионного фонда Китая таковы, что риск относительно велик. Многие люди обеспокоены этим. Вместе с тем, разрешение пенсионерам работать могло бы помочь сбалансировать дефицит государственного пенсионного фонда, уменьшив дискриминацию в отношении людей старшего возраста».
Пенсионный возраст в Китае ниже, чем в других странах Азии. Например, в Японии это 65 лет для мужчин и женщин. При этом правительство рассматривало увеличение пенсионного возраста до 70 и даже 75 лет.
Китайское правительство заявило о своем желании поднять пенсионный возраст из-за сокращения рабочей силы, увеличения продолжительности жизни, старения населения и нерационального использования человеческих ресурсов. По мнению заместителя министра трудовых ресурсов Поднебесной Ю Цзюня, теперь граждане Китая доживают в среднем до 77,3 года, а в городе средний возраст даже выше 80 лет. На взгляд Ю Цзюня, решение об увеличении выплат будет принято с учетом общей ситуации. Из-за уменьшения рождаемости и роста средней продолжительности жизни Китайская Народная Республика уже столкнулась с быстрым старением населения. По прогнозам исследователей демографии, к 2050 году в КНР будет насчитываться около 487 миллионов человек старше 60 лет. Таким образом, пожилые люди будут составлять около 35% населения державы. Это приведет к нехватке рабочей силы и замедлению экономического роста. Старение населения Китая окажет огромное давление на его пенсионную систему. Официальный отчет об исследовании показал, что общая пенсионная корзина Китая может оказаться «неплатежеспособной» уже в 2035 году.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.