Елена Венгерская
Экспорт

Валерий Нагель: введение заградительной пошлины на рапс убьет отрасль

10 декабря федеральные власти, пытаясь сдержать рост внутренних цен, ввели заградительные пошлины на экспорт рапса и подсолнечника. Позднее была введена аналогичная 30% пошлина на экспорт сои. Дальневосточные аграрии говорят, что это приведет к смерти отрасли.
Так, в интервью порталу Чита.ру владелец крупнейшей компании по выращиванию рапса в ДФО, племзавода «Комсомолец», Валерий Нагель рассказал, что введение заградительной пошлины на рапс убьет производство этой культуры в Забайкальском крае. Производитель предложил отменить эту новую норму для ДФО.
До введения заградительной пошлины на рапс поставки этой культуры можно было осуществлять по минимальным ценам, так как экспортная пошлина была равна нулю.
«Ситуация страшная для всех производителей рапса в России, но особенно она страшна для Забайкальского края. Мое мнение — для Дальнего Востока нужно пошлину отменить, потому что кроме Забайкалья никто тут этим не занимается. Пошлина убьет зачатки первых проектов, которые через 5-10 лет могут вырасти в игроков федерального масштаба», — заявил Нагель в комментарии корреспонденту ИА «Чита.Ру».
По его словам, «Комсомолец» производит около 25 тыс. тонн рапса в год. При этом в России производится порядка 2 млн тонн этой культуры. «Мы ни на что тут со своими урожаями не влияем, ни на какие внутренние цены, но пошлины убьют немногочисленные начинания, в которые вложены миллиарды рублей».
По словам Нагеля, информация о введении пошлины уже обрушила рынок. «У нас возникнут проблемы и с банками, и с покупателями, потому что в декабре-феврале мы уже заключаем контракты с китайскими партнерами (почти весь рапс из Забайкалья поставляется в Китай). Китайская сторона уже объявила, что не будет делать предоплату за товар, так как неизвестна цена. Идет срыв контрактов, предоплат, договоренностей».
Нагель отметил, что у крупных сельхозпроизводителей в секторе растениеводства в Забайкалье вся экономика базируется на рапсе: «Кроме нашего проекта есть еще как минимум два таких же, и у нас без рапса экономика не строится. Другие культуры, такие как овес и пшеница, — убыточны».
По словам бизнесмена, экономика предприятий учитывает цену примерно в 34 рубля за килограмм рапса. Пошлина составит около 15 рублей за килограмм, что ломает всю экономику, поскольку себестоимость рапса при текущей урожайности примерно в 10 центнеров с гектара составляет около 28 рублей.
Нагель выкупил племзавод «Комсомолец» у одноименного ФГУПа и начал выращивать там рапс в 2015 году. Выручка предприятия в отдельные годы превышала 600 млн рублей. Кроме «Комсомольца» рапс в Забайкалье выращивают такие крупные инвесторы, как «Терос» и «Мангазея».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.