Елена Венгерская

Железнодорожный Шелковый путь нуждается в поддержке правительств

Мы уже не раз писали о том, главное бедствие для всего мира, пандемия COVID-19, также стала драйвером ж/д перевозок в сообщении Китай – Европа. Об этом же в очередной раз пишет и China Daily.
Напомним, что в первой половине года количество грузовых поездов Китай – Европа выросло на 36% — до 5122. 30 июля 2020 года Минкоммерции КНР провело очередную пресс-конференцию, где заявило, что поезда Китай – Европа стали гарантией стабильности международной цепочки поставок, доставляя товары в рекордные сроки в течение 4 месяцев подряд.
Говард Розен, глава частной железнодорожной компании, отметил: «Рост железнодорожных перевозок подчеркнул необходимость в быстрых и безопасных цепочках поставок и высоконадежном сервисе».
По словам Карстена Поттхарста, управляющего директора InterRail Europe, «в 2020 году у нас был своего рода затяжной китайский Новый год. После чего Китай возобновил перевозки с огромным приростом движения на запад».
Одной из основной причин такого скачка стали трудности с другими логистическими каналами.
Грузовые поезда также сыграли важную роль в глобальной борьбе с пандемией COVID-19, доставляя в пострадавшие страны пострадавшие страны большое количество предметов медицинского назначения. За первое полугодие в другие страны Китай отправил 3,67 млн штук и 27 тыс. тонн противоэпидемических грузов.
«Ж/д перевозки — альтернатива быстрым, но дорогими авиаперевозкам, а также дешевым, но медленным перевозкам по морю», — рассказал Барри Гемблинг, партнер по строительству лондонской международной юридической фирмы Watson, Farley & Williams LLP. — «Хотя в значительной степени рост перевозок по ж/д обусловлен сложностями с отправкой товаров по воздуху, кризис расширил возможности ж/д перевозок».
Напомним, что Комитет по развитию и реформам КНР недавно выделил 200 млн. юаней ($28,6 млн) на поддержку строительства транспортных узлов в пяти городах Китая.
Говард Розен отметил, что такие инвестиции правительства приветствуются отраслью. И правительства других стран, выходящих из коронакризиса, также должны подумать о подобных инвестициях в логистику — для обеспечения более безопасных и экологичных грузовых перевозок. По его мнению, восстановление экономики будет зависеть от способности отгружать промышленные товары и ключевые детали машин и оборудования в обоих направлениях для поддержки возрождения производства в Китае и в Европе. «По мере оживления потребления производство должно иметь возможность быстро реагировать на спрос», — сказал Розен.
Несмотря на все успехи отрасли ж/д перевозок, аналитики все же отметили, что на фоне беспрецедентного экономического спада операторы должны иметь возможность запускать более длинные поезда по более эффективным маршрутам.
«Нам потребуется больше инвестиций в железные дороги в то время, когда у правительств очень мало средств», — отметил Розен. — «Очень важно, чтобы правительства все же предоставляли операторам инструменты для приобретения необходимых им локомотивов, вагонов и т.п., финансировали бы эти покупки».
Доставка по железной дороге осуществляется вдвое быстрее морских перевозок. Она также вдвое дешевле и экологичнее авиаперевозок.
Барри Гемблинг отметил: «Учитывая растущую осведомленность о чрезвычайной климатической ситуации на фоне коронакризиса, у железнодорожных грузовых перевозок есть реальная возможность зарекомендовать себя в качестве эффективной и устойчивой альтернативы отправке грузов по воздуху или морю».
Говард Розен добавил: «Акцент на европейские грузовые коридоры и объявление 2021 года Годом железных дорог в Европе являются четкими показателями, демонстрирующими решимость правительств инвестировать в экологичный транспорт». Правительства «должны воспользоваться возможностью и создать условия для расширения железнодорожного сектора и для перевозки грузов между Европой и Азией по железной дороге».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.