«Боли» экспорта: битва за товарный знак

Исследования
20.05.20196310

В этот раз я хочу поговорить о том, с какими проблемами сталкивается российский бизнес при экспорте в Китай товаров с собственными товарными знаками.

По миру ходят сотни историй о том, как люди «пролетают» с регистрацией торговых марок в Китае. Как их обманывают китайские компании, а потом выбивают с них комиссионные за использование собственной ТМ.

Как же это происходит на самом деле?

Кейс 1, самый несправедливый. Вы —  «носитель»  торгового знака и подали его на регистрацию (как иностранец) одновременно с китайской фирмой. Угадайте, кому её отдадут? Да-да, ТМ достанется «левому» китайцу. И тогда мы уже ищем третье, новое лицо, которое будет «врать с три короба» про своё главное дилерство, чтобы отбить право на регистрацию. Упустили время и не получили регистрацию — проще всего использовать уже новую ТМ, чем иметь дело с этими ребятами. Можно, конечно, подать на них в суд или попробовать выкупить свое право на регистрацию ТМ. Я как-то слышала про российскую косметическую фабрику, которой предложили купить их собственную ТМ в Китае за $2 млн.

Кейс 2, самый неожиданный. Решили вы ввезти товар в Китай, подали на регистрацию ТМ, но вам могут просто отказать, потому что это название «созвучно» с другой, уже зарегистрированной в Китае маркой. Или в период действия вашей регистрации другая фирма из Китая спокойно регистрирует схожий ТЗ (заменяют, к примеру, одну букву), а потом вам же откажут при повторной регистрации, так как схожий ТМ уже зарегистрирован китайцами!

Кейс 3, самый распространённый. Есть просто мошенники, а есть «китайские импортёры-дистрибьюторы»: они покупают в России одну паллету и сразу регистрируют на себя ТЗ, в то время как наши производители не хотят этого делать. А китайский «импортёр-дистрибьютор» озабочен регистрацией ТМ, так как знает, что это может сделать его же «сосед-китаец», который потом будет шантажировать его.

Когда наши производители спохватываются и видят, что их ТЗ зарегистрирован китайским покупателем, то они, конечно, негодуют:  на каком основании, без их согласия это произошло? Но это Китай, и там можно так делать.

Обычно, «наши» обнаруживают регистрацию, когда на завод выходит серьезный импортер из центрального или южного Китая (а не из «хэйхэсуйфэньхэманьчжурии»). Вот тогда и начинается выяснение отношений с первым импортером, который, к тому же, получил «эксклюзив» от производителя «на всю вселенную», правда, условия эксклюзивного договора до сих пор не выполняет.

В таких ситуациях встаёт вопрос: а можно ли заставить китайскую компанию переуступить право пользования ТЗ?

Ответ: да, это можно сделать, но очень сложно. Импортер должен быть заинтересован в дальнейшем сотрудничестве с российской фирмой. Возможно, ему также придется пригрозить судебным разбирательством, показав ему подготовленные для этого предварительные юридические документы.

Шанс урегулировать спор во внесудебном порядке всегда есть, все зависит от вашей убедительности. Но лучше всего обо всем подумать заранее — до той самой первой паллеты в Китай.

Берегите себя и свой бизнес!

Больше про особенности экспорта в разные страны вы можете узнать на наших мероприятиях, например: https://agpb24.timepad.ru/event/961302/

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

B2B-биржа:

экспресс-форма участия

Вы участник ВЭД? Предлагаете или ищете товар или услугу? Получите лучшие предложения по международному бизнесу, заполнив форму!

Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.