Калькулятор доставки

Идеальный план экспорта: интервью с руководителем подразделения РЭЦ Еленой Браговой

Интервью
28.09.20180

Объемы российского несырьевого экспорта растут не только в директивах правительства, но и на деле. Немалая заслуга в этом принадлежит «Российскому экспортному центру», при поддержке которого сотни производителей смогли стать успешными экспортерами. Продолжаем рассказывать об этой поддержке: читайте вторую часть интервью с руководителем обособленного подразделения РЭЦ в Новосибирске Еленой Браговой.

Первая часть интервью.

CL: Елена, расскажите, пожалуйста, к каким особенностям китайского потребления, китайским требованиям и предпочтениям нужно быть готовым российским экспортерам? Консультируете ли вы их непосредственно по продукции, по ее подготовке к экспорту в Китай, адаптации для Китая?

Елена Брагова: Специалисты РЭЦ консультируют по вопросам оценки соответствия продукции требованиям на зарубежных рынках. Например, китайские требования могут существенно отличаться от предъявляемых нашей страной. По пшенице, например, важны такие показатели, как влажность, стекловидность и т.п. С китайской стороны допустимая норма по влажности отличается от влажности реальной пшеницы из России. И это не прихоть импортера — это требование страны, иначе экспорт не состоится. О подобных нюансах экспортеру важно узнать заранее.

Если говорить о кондитерской продукции и бакалее, то тут уже разница во вкусовых предпочтениях. Наши конфеты слишком сладкие для китайцев, снеки — пресные. Чтобы иметь успех, следует доработать, адаптировать продукт под китайского потребителя. Например, чипсы должны быть более острыми, с перчинкой или васаби.

CL: Какие традиционные и уникальные продукты предлагают в Китай наши экспортеры?

Елена Брагова: Если посмотреть статистику на аналитическом портале «Экспорт регионов», то по объему экспортных поставок из Новосибирской области выделяются механическое оборудование и техника, а также электрические устройства. Это говорит об интересе к нашему высокотеху в Китае: не всё еще китайцы могут воссоздать, есть уникальные решения. Наблюдается спрос и на пищевую продукцию, БАД, продукты здорового питания, кондитерские изделия. Поставляется мед, зерно и маслосемена, сиропы, экспортируется бумага и картон, изделия из камня и металлов, химические продукты.

Для нашего региона также характерен экспорт продукции деревообработки, дикоросов, того же кедрового ореха, иван-чая, ягод. Республика Алтай традиционно предлагает маралью продукцию: панты, сиропы, мясо.

Всегда очень приятно работать с экспортерами, у которых есть уникальная продукция, интересное торговое предложение. Например, продукция одного индивидуального предпринимателя ― необыкновенной красоты подарки из кедра ручной работы, кухонная утварь, посуда из кедра. Как раз сейчас эта компания готовит документы, чтобы подать заявку на участие в бизнес-миссии в Китай.

Другой потенциальный экспортер ― мотивированная, нацеленная на результат молодая компания ―наладил пошив «умной» функциональной одежды, которая может быть востребована как людьми с ограниченными возможностями, так и теми, кому важно контролировать себя, свое здоровье. В одежду встроены системы, позволяющие считать пульс, количество шагов. Используются застежки на магнитах — нет необходимости застегивать одежду двумя руками. И сшита она из материала, который не промокнет во время дождя.

Еще один интересный экспортер, с которым мы прорабатываем пакет документов для прохождения добровольной сертификации по программе Made in Russia, делает оригинальные развивающие игрушки-головоломки из дерева.

Есть экспортеры услуг. Например, экспортер VIP-услуг для иностранных туристов. В Новосибирск уже приезжали китайские, вьетнамские делегации. Они в восторге от нашей страны, от сибирской природы. Им очень понравился Новосибирск, особенно Академгородок, здание Технопарка, Биотехнопарк в Кольцово.

Словом, есть достойные продукты, грамотные люди, очень интересные решения. Надежных производителей включаем в рейтинг добросовестных экспортеров, который также представлен на нашем сайте. В него вошли и наши новосибирские компании. Надеемся, что мы сможем на уровне представить продвигаемый Российским экспортным центром бренд Made in Russia.

CL: Расскажите вкратце об этой программе центра.

Елена Брагова: Программа продвижения странового экспортного бренда стартовала летом 2017 года. Цель — повышение узнаваемости российских товаров и услуг за рубежом, выход российских компаний на новые международные рынки под единым зонтичным брендом Made in Russia. В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» была поставлена задача — войти в ТОП-10 международного рейтинга национальных страновых брендов по итогам 2024 года… Я думаю, это возможно. В нашей стране производится большое количество качественной продукции, достойной уважения.

Многие компании активно подключаются к программе добровольной сертификации. Первым делом анализируется производство, насколько квалифицированные кадры работают в компании, насколько производство соответствует всем требованиям российского законодательства. Если компания благополучно проходит первый этап сертификации — ей направляется соответствующее уведомление, она включается в реестр добросовестных экспортеров. Второй этап — анализ непосредственно выпускаемой компанией продукции. Результат — право использовать логотип Made in Russia на упаковке, на самой продукции, на сайте компании, в рекламных материалах. Помимо этого производитель получает уникальные номера продукта (PCN — product control number) на каждую партию товара, которые позволят защитить российскую продукцию от подделок и контрафакта за рубежом.

CL: Как о ваших программах узнают?

Елена Брагова: Мы активно участвуем в конференциях, форумах, круглых столах, сотрудничаем с отраслевыми министерствами и ведомствами, с «Деловой Россией», с «Опорой России», с ТПП, центрами поддержки экспортеров и предпринимательства. Так, недавно проходил семинар в Новосибирской областной ТПП, нас пригласили, мы обсудили точки взаимодействия. Часто компании узнают о нас при обращении в региональный Центр поддержки предпринимательства. Ну и, конечно, играет большую роль то, что мы государственная структура. Если зайти, например, на портал внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ, то вы увидите ссылку на сайт «Российского экспортного центра». И на нашем сайте экспортер уже может найти всю необходимую информацию. Не зная о ее доступности, компания может отдать немалые деньги. Зачастую так и происходит: экспортеры платят посредникам за информацию, которую могли бы получить абсолютно бесплатно.

CL: Расскажите вкратце об информационных ресурсах.

Елена Брагова: Любая компания, зарегистрировавшись на нашем сайте, может получить разнообразную аналитическую информацию. Например, можно загрузить отчеты по стране, в которую планирует осуществлять поставки, и посмотреть перспективы поставки того или иного продукта в эту страну. Есть отдельный информационный портал «Навигатор по барьерам». Можно зайти в него, поставить фильтр по стране, по тому же Китаю, выбрать продукт — и посмотреть, какие барьеры и требования существуют, какие действуют квоты, пошлины. Информация регулярно обновляется, новые барьеры заносятся в базу. Есть кнопка «сообщить о барьере», мы рекомендуем компаниям пользоваться ею, так как часть барьеров можно снять. Так, есть торговые ограничения, выходящие за рамки требований страны, соглашений, достигнутых во время межстрановых переговоров. И наши специалисты стараются урегулировать такие вопросы. При необходимости вносятся предложения по изменениям в законодательство. Так были внесены изменения в валютное законодательство: экспортеры были освобождены от обязанности оформлять паспорт сделки; вместо этого предусмотрена постановка контракта на учет в уполномоченном банке.

CL: Как компании лучше действовать в качестве экспортера: самостоятельно или в рамках ассоциации, объединения?

Елена Брагова: Оба варианта возможны. Объединения — актуальная тема. Легче найти покупателя, имея ассортимент и объем продукции. Например, чипсы, мармелад, сушеные ягоды — от разных компаний. Проще использовать оборудование, которое и закупается уже на агрокластер, к примеру. У нас в Новосибирске есть такой. В него вошли как зернопроизводители, так и компании по выпуску оборудования по очистке зерна. Приятный и полезный тандем. И на рынок Китая они могут выходить совместно.

К нам часто заходит отдельная компания, потом уже приводит за собой других желающих. Но мы всегда работаем от запроса конкретной компании. Все запросы заносятся в базу ― для того чтобы мы могли передать их в бизнес-подразделение, которое непосредственно будет заниматься вопросами экспортера, консультировать, прорабатывать. Под индивидуального экспортера прорабатываются все задания. Но если компания получила услугу и осталась довольна, она поделится информацией.

CL: Есть ли у вас какие-то образовательные программы для экспортеров?

Елена Брагова: Пройти бесплатное обучение по направлению от компании можно в «Школе экспорта РЭЦ» («дочка» РЭЦ), обучение доступно как дистанционно, так и очно. В этом году соглашение уже подписано, запланировано 4 очных курса.

CL: Что еще интересного РЭЦ может предложить для экспортеров именно в Китай? И в другие страны Азии?

Елена Брагова: У нас есть представительства РЭЦ в Китае и Вьетнаме. Для прояснения вопросов экспорта в эти страны, при подготовке бизнес-миссий в Китай или во Вьетнам, мы проводим видеоконференц-связь с нашими представительствами. Экспортерам предоставляется возможность использовать площади представительства РЭЦ в Шанхае для проведения деловых переговоров с контрагентами. Кроме того, в Шанхае есть дегустационно-демонстрационный павильон, в котором экспортер может представить свою продукцию, а потенциальные покупатели в Китае смогут не только увидеть, но и попробовать продукцию. А оператор дегустационной площадки проконсультирует их по продукту, по срокам годности и условиям поставки.

CL: Поделитесь планами?

Елена Брагова: Есть необходимость доработать нашу продуктовую линейку, сократить сроки реализации по отдельным видам услуг. Для того и разрабатывались различные навигаторы — чтобы экспортеры часть информации могли находить самостоятельно.

CL: Спрос на услуги РЭЦ растет?

Елена Брагова: Поначалу отношение было скептическим. Сейчас больше доверия. Бизнес стал намного чаще обращаться к нам за поддержкой. Все больше компаний хотят заниматься экспортом. Потому что экспорт — это интересно, важно, и вполне осуществимо — особенно, когда существуют институты поддержки.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть