Слово Эксперта
Импорт

Как импортировать игрушки из Китая: бизнес-экскурсия по Шаньтоу

С чего начинаются закупки в Китае? C определения товарной ниши, профиля будущего бизнеса! А потом уже наступает этап поиска поставщиков. Конечно, можно найти их и на онлайн-платформах B2B: Alibaba.com или 1688.com. Но после того как вы определились с категорией товаров для закупок, лучше самому съездить в Китай. Чтобы посетить город или провинцию, где занимаются производством нужных вам вещей. На месте проще определиться с перспективами бизнеса и лично пообщаться с потенциальными поставщиками. Непосредственно на фабрике, на оптовых профильных рынках можно получить самую выгодную цену и не промахнуться с качеством.
Всем известно, что производство в Китае — кластерное. Один город специализируется на мебели, в другом создают сантехнику, в третьем живут керамисты, в четвертом — обувщики. Что ни город — то Тула или Гусь Хрустальный. У каждого «собственная гордость». Это яркая особенность Китая, мимо которой сложно пройти. Поэтому мы решил знакомить вас с популярными у импортеров категориями китайских товаров и кластерами их производства.
Начнем мы с экскурсии на восточное побережье Китая, где в провинции Гуандун расположена игрушечная столица Поднебесной — городской округ Шаньтоу. Когда-то он славился сахаром и опиумом. Сейчас у Шаньтоу другая «специальность»: здесь, в пригороде Чэнхай, производят большую часть недорогих детских игрушек мира. Если вы серьезно заняты игрушечным бизнесом — ваша дорога лежит в Чэнхай. Иначе вам придется покупать те же самые игрушки у поставщиков Шэньчжэня, Гуанчжоу или Ханчжоу в разы дороже. Ведь они и сами закупают их в Чэнхае.
Шаньтоу и его пригород Чэнхай находятся на востоке провинции Гуандун, в устье реки Ханцзян. Добраться до Шаньтоу можно из Шэньчжэня или Гуанчжоу, куда летают самолеты из многих крупных городов России. Расстояние до оптовых рынков в Чэнхае от вокзала в Шаньтоу — 18 км. Можно взять такси. Или доехать на автобусе.
Чэнхай — район с самой высокой плотностью населения в Китае. На территории в 345 кв. км здесь живут 750 тыс. человек. И большинство заняты в индустрии игрушек
Практически любой иностранец в Чэнхае — импортер игрушек. С огромными фабриками соседствуют кустарные производства, где создают сотни тысяч разных игр и подарков. Многие из этих игрушек можно найти (конечно, дороже) на Alibaba: здесь представлены изделия от 1600 продавцов Чэнхая. Это виртуальный вариант сотен оптовых игрушечных рынков и розничных шоурумов, которые в Шаньтоу — на каждом шагу.

Немного статистики: на Чэнхай приходится около 70% всего производства игрушек в Китае. Годовой объем местной индустрии игрушек составляет $4,95 млрд. Более 83% игрушек идут на экспорт. С 2003 по 2016 год игрушечная индустрия в Чэнхае росла в среднем на 14% в год. Продукция экспортируется более чем в 140 стран и регионов мира.

В основном, местные шоурумы — это торговые павильоны оптовых компаний, а не фабрик. Но не стоит переживать: покупать игрушки у оптовиков Чэнхая достаточно удобно, ведь они уже установили отношения с тысячами производителей. У некоторых крупных оптовиков Чэнхая в прайсах представлены свыше миллиона SKU. В то время как часть производителей выпускают не больше десяти разновидностей надежных хитов.
Фабрики Чэнхая обычно отправляют бесплатные образцы торговым компаниям. Те, в свою очередь, загружают все продукты на страницы своих магазинов на той же Алибабе и размещают заказы на фабриках, аккумулируя заявки от покупателей.
Сейчас уже осень и поздно закупать новогодний ассортимент. Но имейте в виду при планировании закупок следующего года: производители и торговцы Чэнхая предлагают более десяти тысяч наименований новогодних украшений и карнавальных костюмов! А также самолетов, автомобилей, кукол, мягких игрушек, конструкторов. Несколько фабрик Чэнхая заняты производством радиоуправляемых игрушек: вертолетов, автомобилей, кораблей, квадрокоптеров и т.п. Здесь вы найдете практически все «умные» инновационные электронные игрушки Китая. Другие фабрики производят классические модели автомобилей и иных транспортных средств. Именно из Чэнхая везут дешевые аналоги лего и всевозможные строительные конструкторы. Стабильным спросом пользуется и классика (те же мячи, воздушные шары, калейдоскопы и т.п.): по статистике, большинство импортеров покупают именно такие игрушки. И, наконец, Чэнхай с полным правом можно назвать сердцем индустрии пазлов и различных головоломок.
В этом игрушечному городе легко представить себя на месте Жени из катаевского «Цветика-семицветика». Помните, как она оторвала один из лепестков и пожелала, «чтобы все игрушки мира стали ее». И игрушки все валили, валили, валили… В Чэнхае расположены не менее 7 тыс. предприятий, так или иначе связанных с индустрией игрушек и подарков. Дороги здесь переполнены фурами, которые везут в ближайшие порты многочисленные коробки и ящики с игрушками. Каждый месяц игрушечный ассортимент Чэнхая вырастает на 100 новых продуктов. Так, первые игрушечные дроны были созданы в компании из Чэнхая весной 2014 года.
Пока ты не побывал в Чэнхае, сложно представить, что игрушки здесь часто продают на вес — по самой низкой цене. Наиболее дешевые игрушки — конечно же, у производителей.
Среди множества торговых павильонов Чэнхая выделяются два самых крупных оптовых рынка: Baoao Toys City и Chenghai Plastic City. На первом рынке вас ждут свыше 2000 магазинов. Если вы сами производите игрушки и ищете разнообразные материалы и сырье (например, те же глазки и реснички для кукол), то Baoao Toys City — ваш выбор: более 300 магазинов торгуют здесь «составными частями» игрушек (всего около 800 тыс. наименований товаров). Да и значительная часть фабрик Чэнхая производят именно аксессуары и сырье для игрушек.
На Chenghai Plastic City больше производителей, чем на Baoao Toys City. Поэтому и игрушки здесь дешевле. Ведь их запасы обновляются прямо с конвейера. Так что для оптовых покупателей игрушек в небольшом ассортименте Chenghai Plastic City — просто рай. Ну и, как вы догадались по названию, наиболее широко здесь представлены пластиковые игрушки и подарки.
У обоих рынков Чэнхая есть свои логистические центры. Отгружают игрушки в контейнерах и фурах. Минимальная партия с фабрики — от 5 коробок одного вида.
Идеально подходят для закупки игрушек и шоурумы. Например, открытый еще в 2003 году Hoton Exhibition Hall. Здесь на площади 15 тыс. кв. метров представлены десятки тысяч игрушек и подарков. В Hoton вы можете получить информацию обо всех производителях игрушек Чэнхая в одном месте. И не только Чэнхая, но и Китая в целом.
Во время посещения шоурума за вами закрепят личного менеджера, который поможет вам с выбором игрушек, отбором образцов и переговорами с поставщиками. Отсканировав код на заинтересовавшей вас игрушке, менеджер получит всю необходимую информацию о ней и предоставит ее вам. В любой момент вы сможете приостановить экскурсию по выставочному залу, чтобы, например, пообедать, посидеть в комнате отдыха или пройти с поставщиком в помещение для переговоров. Если ваш заказ достаточно интересный и большой, персонал выставочного зала организует для вас переговоры с представителем фабрики, и вы сможете обсудить контракт и детали поставок. Во время посещения шоурума можно класть в корзину образцы игрушек, которые вы потом заберете с собой совершенно бесплатно. Кроме того, игрушечные фабрики платят шоурумам за то, чтобы они кормили закупщиков игрушек в McDonald's или KFC. Так что обед тоже бесплатный.
Власти провинции Гуандун поддерживают производителей игрушек из Шаньтоу. Субсидирует их участие в различных выставках и ярмарках: Кантонской ярмарке, Шанхайской выставке игрушек, Гонконгской выставке подарков и игрушек, ярмарке в Иу. Есть у Шаньтоу и собственная выставка. Крупные производители игрушек Чэнхая обязательно участвуют в ней. Она называется Chenghai International Toys & Gift Fair (проводится в Chenghai Exhibition Center или в Baoao International Toy City).
Это самое удобное место, чтобы познакомиться с поставщиками вживую. В 2019 году выставка проходила в апреле. В ней участвовали более 1000 производителей и торговых компаний, представивших свыше 80 тыс. игрушек и подарков. С каждым годом на выставке можно найти все больше игрушек с дистанционным управлением и разнообразных роботов. Здесь, как и на знаменитой Шанхайской международной выставке игрушек, крупнейшей в Азии, сразу понимаешь, что современные китайские игрушки — инновационные, высокотехнологичные и безопасные продукты. Они больше не ассоциируются с дешевым ширпотребом, а производители и оптовые компании всегда готовы подтвердить качество множеством сертификатов. Мировое признание китайских брендов — не за горами.
А пока ввоз китайских игрушек в нашу страну еще остается одним из самых сложных видов импорта, хотя на китайских игрушечных фабриках давно уже не используют опасные материалы. Потребителям нечего бояться. Но импортеру придется пройти через дорогостоящую и трудоемкую процедуру сертификации игрушек. Однако все риски окупятся: качественные игрушки из Китая остаются востребованным и маржинальным товаром.
Это видно на примере нашего кейса.
Мы продолжим знакомить вас с географией китайского импорта в следующей статье.
Удачных вам закупок!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.