Слово Эксперта

Как продать товар в Китае: 50 маркетинговых фишек от гуру

Мы продолжаем публиковать мастер-классы экспертов, прошедшие на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта». Настала очередь яркого выступления Валерия Кайгородова — основателя Агентства экспортного маркетинга CHINA SMM и руководителя Центра поддержки и защиты экспортеров в Российско-Китайской палате. Валерий — один из самых известных экспертов по вопросам маркетинга в Китае. Он знает все об офлайн и онлайн продвижении на китайском рынке. За плечами компании, основанной Валерием, — десятки успешных проектов по раскрутке бизнеса и продаж в Поднебесной. И он щедро делится своим уникальным опытом, которого нет больше ни у кого из российских маркетологов.
Валерий Кайгородов:
Ничто так не мотивирует, как то, чего до конца не понимаешь, в чем нужно разобраться. Никто полной картиной продвижения на рынке Китая сейчас не обладает. По крайней мере, никто из иностранных брендов, из малого и среднего бизнеса. Единых рецептов успеха продаж в Китае нет. Есть истории успеха и его рецепты таких транснациональный корпораций, как Starbucks, например, которые заходят в Китай с космическим рекламным бюджетом и готовы платить до 200 тыс. юаней за одну публикацию у топового китайского блогера.
Мы начинали три года назад с digital-агентства, с маркетингового агентства, которое оказывало различные услуги по выходу в Китай компаниям из России, Казахстана, Узбекистана, Испании, Франции. Спустя два года я понял, что российские экспортеры не хотят разбираться в маркетинге. Все хотят продать быстрее, «сшить платье, когда свадьба уже послезавтра». И я понял, что, разобравшись в китайском рынке, я хочу не только делать маркетинговые кейсы для других компаний, но и сам могу завоевать какое-то место на этом рынке. Сейчас у нас есть и собственные торговые марки, и отдел продаж. И я до сих пор вижу огромное количество лакун, лагун, заливов, островов, где можно развивать бизнес с нуля.
Если говорить об истории развития нашего бизнеса в Китае, то я ни разу не привлекал никаких заемных средств, не брал кредитов. Китай позволяет развиваться поступательно, шаг за шагом. Начиная с маленьких шагов и маленьких вложений. Все шаги, которые я прошел, дробятся, разбиваются на стадии.
Экспорт онлайн. Давайте разберемся, что можно продавать в онлайне, находясь в России, а в каких случаях удаленные продажи невозможны. К нам нередко приходят компании и говорят: а давайте начнем продавать наш товар в онлайне. При этом продавец честно сознается, что живет в России, ни разу не был в Китае, не видел китайцев. Он знает только, что китайский рынок большой, и думает, что может продать на нем все, что угодно.
А как же на деле? Что действительно можно продавать удаленно в онлайне, не знакомясь с Китаем, не погружаясь в тему Китая? То, что можно продать, не ввозя этот товар на территорию Китая. Сразу отмечу, что речь только об официальных вещах и работе «в белую». Я никогда не занимался «серым» бизнесом, хотя родился на Сахалине, где это всегда было развито. Я же пошел классическим путем.
Удаленно можно продавать все, что не подлежит сертификации в Китае. Что именно?
  1. Travel-продукты. Туризм можно продвигать удаленно. И мы активно работаем с такими компаниями.
  2. Образовательные продукты. От курсов английского до франшизы школы балета для детей. В Китае сейчас бум всего, что связано с развитием детей, образованием. Иностранное, непонятное и для детей — это в Китае сейчас очень модная тема. Такие услуги могут быть проданы в интернете издалека. Все это нужно тонко и грамотно рекламировать, не попадая под лицензию. Но легко можно настроить систему продаж, не выезжая в Китай.
  3. Игры, приложения. Видео-приложения. Контент.
  4. Косметика и товары для детей. В большинстве своем эти товары сейчас не сертифицируемы в Китае. Так, мы сейчас занимаемся легитимацией ввоза в Китай продуктов бренда «Лошадиная сила». До сих пор ни один российский косметический бренд не вышел в Китае на официальные продажи. Никакая «Натура Сибирика». Только какие-то спорадические вещи и «серые» документы. Поэтому нам на наш запрос отвечают, что у них пока не было прецедента. А так продавать можно: есть онлайн-площадки, где можно выкладывать такую продукцию.
Занимаясь маркетингом, я всегда не любил момент, когда нужно было говорить: «Дайте нам денег на исследование». А тебе отвечали: «Какие исследования?! Ты продавать когда будешь?! Давай, товар в руки и побежал!» Хотя отдел продаж и отдел маркетинга — два разных глобуса. Но пришлось в Китае объединить их в один глобус.
Сразу скажу — я не китаист. Но мне понравилась страна, я влюбился в эту возможность по жизни, в эту возможность по бизнесу. Со своей командой я каждый месяц езжу в Китай. Мы туда каждый раз вывозим новую категорию товаров. Например, сейчас делаем анализ по 300 с чем-то позициям специй для «Союзснаба».
С чего мы начинаем? Идем в супермаркеты. Анализируем статистику категорийных менеджеров. Смотрим на две площадки: Taobao и 1688.com. То, что продается на B2B-площадке — 1688.com, и то, что продается на B2С — Taobao, имеет спрос в Китае. Поэтому просто забиваете товар в поисковую строку. И видите: первые топ-10 — ваши конкуренты. Если вы сможете скинуть от первых 10 цен хотя бы 5% — значит, у вас рынок в Китае есть.
Мы этим занимаемся каждый раз, когда к нам приходит та или иная категория товаров. Более того, производя товары под собственной торговой маркой, мы сходным образом выбираем те ниши и те продукты, которые нам интересно создавать и продавать.
Расскажу о трех инструментах — трех «конях», которые нас в последние годы выносят и благодаря которым мы получаем прибыль. Они сложились естественным образом.
Product. Price. Исследования и тестирования среди В2С и В2В. www.accelerator86.com
Что такое ACCELERATOR? Это система лабораторий и тестов, определяющих текущее восприятие продукции из России в Китае. Мы проводим классические кабинетно-полевые исследования. У нас есть фокус-группы как для B2B, так и для B2С. B2B — закупщики, категорийщики, оптовики, дистрибьюторы.
Кстати, небольшой лайфхак: «дистрибьютор» — в Китае слово ругательное. Если вы его произнесете на встрече с китайцем, он будет преследовать единственную задачу — обойти вас. Я сам был дистрибьютором и представлял чужой товар. А уже через неделю после встречи со мной китайцы, найдя по информации на этикетке контакты производителя, начинали работать с ним напрямую. Так что дистрибьютором в Китае представляться не нужно. Даже если вы им являетесь.
Сначала мы всегда выясняем цену товара. Я недавно был на двух выставках в Шанхае, на которые езжу каждый год. И каждый год туда приезжают люди, которые предварительно вообще ничего не сделали: у них еще нет продукта, нет цены, а они едут в Шанхай на переговоры. О чем вести диалог с китайским покупателем? Если 90% приезжающих даже не прошли сертификацию.
Теперь мы с такими неподготовленными заказчиками сразу прощаемся. У нас уже есть отработанная система, есть инструменты, есть четыре офиса. И очень важно не ошибиться и не сделать неверный шаг, не уподобиться слепцам, осматривающим слона. Побывали в Сычуани — и сделали неверный вывод, что все китайцы любят острое. А на юге, например, острое не любят. Там любят сладкое. Не доверяйте мифам!
PLACE. Онлайн и оффлайн каналы продаж. www.rusfair.store
Rusfair.store — наш собственный маркетплейс. Что нас подвигло его создать? Как только вы знакомитесь в первом продвижении с китайским покупателем, знайте — это не покупатель. Это трейдер на трейдере и трейдером погоняет. И единственная тема диалога с ним — цена. Он начинает вас «гнобить» по цене. Через два года такого опыта я решил создать собственный маркетплейс, нашу собственную торговую площадку. Зарегистрировать, создать и обслуживать такую площадку несложно. Вопрос пары тысяч юаней. Нет даже порогового входа на рекламу на Taobao. Здесь вы можете увидеть, понять и почувствовать ваш товар, уже продающийся на вашей торговой площадке. И это минимум 30% экономии, маржи, которую не отберут у вас китайские посредники. Наша площадка сейчас открыта для всех. Это инструмент развития вашего бизнеса. Русская ярмарка. Мы развиваем ее по собственным канонам. Я приглашаю экспортеров на эту площадку. Это бесплатно. И это будет всегда. Потому что я хочу создать инструмент, который бы не помогал продавать, а продавал.
PROMOTION. Онлайн и оффлайн каналы продвижения. www.china-smm.com
Нельзя начинать с промоушна. Часто у компании еще нет товара, нет цены, а она уже ведет диалог о продвижении в Wechat. Нельзя так делать. Промоушн нужно оставлять на потом. И этот третий инструмент у нас находится в руках у российского офиса. По той простой причине, что у китайцев это обойдется вас в 20 раз дороже. И клиентский сервис в плане отношения к иностранцам у них в 20 раз хуже, чем в отношении к соотечественникам. У нас есть яркий негативный опыт. Например, в 2016 году меня обманули при заказе контекстной рекламы в Baidu на 860 тыс. рублей. Просто «слили» с кликера. Поэтому, не разбираясь в Китае, не имея опыта, не стоит заказывать рекламу в китайских компаниях.
Не нужно думать, что полуторамиллиардный китайский рынок съест все, чтобы вы ему ни предложили. Это не так. Мы со своим российским продуктом в Китае чаще всего не попадаем в формат. Во что превратится банка горошка в Китае?
В маленький, по размерам как чайный, пакетик. С сублимированным продуктом. Горошек с перцем, с чесноком. Это совершенно другой вид продукта, очень далекий от нашего консервированного горошка. Открыл маленький пакетик — съел. Большие формы в Китае не приветствуются. Ориентироваться нужно на формат промообразцов. Продвигая товар в Китае, наши производители будут постоянно сталкиваться с подобными сюрпризами.
Недавно мы проанализировали продажи товаров молочной категории. Объехали пять городов. И выяснили, что в том виде, в котором сейчас наши молочники планируют завозить свою продукцию в Китай (пастеризованное молоко, литровая упаковка, длительный срок хранения), этот товар продаваться не будет. Для молочки в Китае очень жесткие конкурентные условия. Там представлена продукция многих стран: Новой Зеландии, Франции, Германии, Швейцарии, Австралии и других. И она совершенно другая, не такая, как у нас.
Продолжение публикации читайте по ссылке.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.