Елена Венгерская
Импорт

Как выйти из тени и увеличить доход в кризис: интервью Александра Дегтярева

ВЭД — одна из самых изменчивых отраслей бизнеса, где нужно постоянно держать руку на пульсе, непрерывно подстраиваться под нововведения. Чтобы вовремя изменить способ мышления, стратегию поведения на рынке ― и превратить кризис в возможность. Так было всегда. Но такого количества изменений, как в 2019 году, еще не было. Это переломный год. Что он несет участникам рынка? Кому, как не управляющему флагманской компанией по агентированию ВЭД за Уралом, знать ответ на этот вопрос.
Наш собеседник — Александр Дегтярев — управляющий АО «ВЭД Агент», доцент кафедры международных отношений и мировой экономики НГУЭиУ]
С чем связаны основные угрозы на рынке ВЭД в 2019 году?
Внешнеэкономическая деятельность регулируется налоговым, таможенным, валютным, административным, уголовным правом. Законодатели всегда уделяли участникам ВЭД пристальное внимание. Изменения в регуляторной сфере, которые произошли и произойдут в 2019 году, отражают тенденцию ужесточения контроля игроков рынка и операций, которые они проводят. Многие уже почувствовали это на себе. И не все оказались к этому готовыми. Даже опытным компаниям сейчас приходится учиться легальной ВЭД с азов, и у них возникает огромное количество вопросов.
Кому обеление бизнеса выгодно? Кроме государства…
Добросовестным участникам ВЭД. Им не придется конкурировать с «серыми лошадками». Впрочем, «серыми» они часто становились не по своей вине. Условия рынка вынуждали компании искать различные способы оптимизации. Те, кто пришел в бизнес всерьез и надолго, с радостью выбирают сейчас легальные схемы. Остальные либо тоже перейдут на «белую сторону», либо уйдут с рынка. Это, на мой взгляд, приведет к глобальной трансформации рынка ВЭД.
Как нововведения изменят профиль рынка в 2019 году?
Начинается масштабный процесс маркировки товаров, что сделает бизнес, поставки еще более прозрачными. Плюс запускается эксперимент прослеживаемости товаров с помощью различных поисково-информационных систем и информационных систем налоговых органов и ФТС. Товар будет не только отслеживаться физически, но и прослеживаться по документообороту на всех этапах.
Ужесточаются и требования к сертификации. Она становится более трудозатратной и капиталоемкой, требующей большего времени. Порог входа в определенные сферы импорта увеличивается. Импортеры будут вынуждены увеличивать объемы, чтобы сокращать издержки на единицу продукции. Или искать другие пути, например, переходить к импортозамещению.
При импортозамещении компании начинают производить то, что раньше закупали. У нас есть клиенты, перешедшие от чистого импорта к импортозамещению и даже в дальнейшем к экспорту в ближнее зарубежье. Оборудование для импортозамещения чаще всего привозят из Китая, Кореи, а если оно очень технологичное — как правило, из Европы.
Есть и попытки перехода с импорта сразу на экспортные рынки. Если компания производит хороший продукт, он всегда может стать востребованным за рубежом. Государство сейчас создает определенные инфраструктурные возможности для поддержки экспортеров, всячески мотивирует их. Плюс действуют такие объективные причины, как ослабление рубля, уменьшение рынка сбыта в России и т.п.
Импорт, конечно же, не умрет. Не все товары выгодно производить в России. Часть товаров по-прежнему будут закупать в Китае, который продолжает оставаться мировой фабрикой.
Операции с импортом остаются основной сферой для «ВЭД Агента»?
Да. В 2018 году наш объем операций с импортом из Китая составил 2,5 млрд рублей. И на таком большом объеме у нас не было нарушений ни в области налогов, ни в области валютного законодательства, ни в области таможенного законодательства.

В 2018 году наш объем операций с импортом из Китая составил 2,5 млрд рублей.

Получается, что лучше доверить ВЭД специалистам?
Когда конкуренция на традиционных рынках ужесточается и предпринимателям приходится уделять максимальное внимание основному бизнесу, непрофильную деятельность выводят на аутсорсинг. Для ВЭД это самое правильное решение.
Каковы риски при передаче ВЭД на аутсорсинг?
Риск недобросовестных агентов. К нам приходили представители компаний, которым из-за недобросовестных операторов доначислили налоги на крупную сумму. Операторы старались оптимизировать налоги, а через год для их клиентов это обернулось финансовыми потерями. Ведение ВЭД в итоге обошлось им значительно дороже, чем было бы в том случае, следуй они букве закона.
Если бы они вели бизнес легально, то встретили бы новые реалии подготовленными. Переходить на ВЭД «в белую» последними, когда до этого конкурировал только ценой — очень болезненно. Другие игроки рынка, ведя легальный бизнес и используя иные конкурентные преимущества, не только удерживают, но и наращивают рынок.
Тогда, видимо, новичкам, которые только планируют заниматься ВЭД, вдвойне важно начинать с опытными агентами? Чтобы всему научиться, а уже потом, при желании, пуститься в самостоятельное плавание?
Новичкам важно понимать, что ВЭД — тема очень глубокая, с наскока ее не освоить. Даже для опытных игроков есть риски, которые можно упустить. А начинающим нужно трижды подумать, прежде чем решить заниматься ВЭД самостоятельно.
Конечно же, новичкам лучше начинать с опытными компаниями. «ВЭД Агент» под этим брендом работает 7 лет. И наши преимущества не только в опыте и «руке на пульсе» всех изменений. Та же международная логистика — традиционная сфера, в которой чем больше покупаешь, тем больше дают скидку. Поэтому передача ВЭД на аутсорсинг крупному оператору может обойтись компании даже дешевле ее самостоятельного ведения.
Мы проходим все проверки со стороны контролирующих органов, успешно работаем со всеми рисками и угрозами. Любые нюансы и ограничения закрываем компетентной командой и транслируем эту безопасность на клиентов, доверивших нам агентирование ВЭД. Они могут спокойно сосредотачиваться на основном бизнесе. География наших клиентов — вся Россия.
Новичку, наверное, даже поставщиков в Китае непросто найти?
Мы оказываем услугу по поиску поставщиков для наших клиентов. Нашли их уже большое количество. Нам это сделать куда проще, чем начинающим импортерам. Дело в том, что мы являемся членом Шанхайской ассоциации логистики и Всекитайской федерации закупок и логистики. У нас есть доступ к базам данных, в которых представлены десятки тысяч компаний. Такое своим клиентам может предложить далеко не каждая компания, не у каждой есть такие возможности. За счет такого преимущества мы можем приглашать серьезные китайские компании на Сибирский экономический форум, который мы проводили в течение пяти лет. И хотя в последний год он был больше направлен на экспортеров, тема импорта никуда не ушла, она живая, она постоянно освещается на форуме.
Насколько критичны такие стороны ведения ВЭД, как таможенное оформление и логистика?
Сейчас таможенные органы достаточно часто оспаривают коды, меняют решения. У нас накоплен большой опыт отстаивания заявляемых кодов, в том числе в суде. Здесь изначально нужна высокая компетенция сотрудников, чтобы правильно классифицировать товар. Так, в случае дорогостоящего оборудования разница после смены кода может составлять миллионы и миллионы рублей, что кардинально повлияет на экономику проекта.
Логистика также существенно влияет на экономику. И опять же особенно критично это в случае того же оборудования, когда цена очень сильно зависит от маршрута перевозки и вида транспорта. Мы доставляем грузы разными видами транспорта, по разным маршрутам, можем гибко выстравивать логистику, руководствуюсь ценой и качеством, выбирая наиболее оптимальные соотношения.
В чем самая большая ошибка начинающих участников ВЭД?
Некоторые компании, увидев для себя перспективы и занявшись ВЭД самостоятельно, столкнулись со сложностями, набили первые шишки и решили, что все, Китай или в целом импорт — не для них. И тем самым закрыли для себя огромный рынок поставщиков товаров или огромный рынок сбыта. Сделали неправильные выводы. Причина в том, что российские компании, как правило, ориентированы на то, чтобы работать самостоятельно и только самостоятельно. А вся мировая практика, практика того же Китая говорит об обратном. Почему Китай смог нарастить экспорт в таких объемах? Потому что заводы делали свою продукцию, а специализированные экспортно-импортные компании зарабатывали на том, чтобы продавать товары, и делали это хорошо.
У нас же иная ментальность. «Я все сам». В итоге чаще получается хуже и дороже. А если бы действовали, как китайцы, то и результат, возможно, тоже был бы китайским.
Статья продолжает тему «Импорт без воды». Начало: Как увеличить бизнес в четыре раза за год?
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай вводит экспортные лицензии на сталь с 2026 года: что это значит для России
Фото с сайта freepik.com

Министерство коммерции КНР 12 декабря объявило о введении лицензий на экспорт стали с 1 января 2026 года. Эта мера может ограничить поставки из Китая, что поддержит восстановление мировых и российских цен на сталь с текущих минимумов. Аналитики прогнозируют улучшение конъюнктуры в отрасли к 2027 году, сохраняя нейтральный взгляд на акции российских сталеваров в среднесрочной перспективе

Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до конца 2026 годак
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.