Елена Венгерская
Импорт

Как выйти из тени и увеличить доход в кризис: интервью Александра Дегтярева

ВЭД — одна из самых изменчивых отраслей бизнеса, где нужно постоянно держать руку на пульсе, непрерывно подстраиваться под нововведения. Чтобы вовремя изменить способ мышления, стратегию поведения на рынке ― и превратить кризис в возможность. Так было всегда. Но такого количества изменений, как в 2019 году, еще не было. Это переломный год. Что он несет участникам рынка? Кому, как не управляющему флагманской компанией по агентированию ВЭД за Уралом, знать ответ на этот вопрос.
Наш собеседник — Александр Дегтярев — управляющий АО «ВЭД Агент», доцент кафедры международных отношений и мировой экономики НГУЭиУ]
С чем связаны основные угрозы на рынке ВЭД в 2019 году?
Внешнеэкономическая деятельность регулируется налоговым, таможенным, валютным, административным, уголовным правом. Законодатели всегда уделяли участникам ВЭД пристальное внимание. Изменения в регуляторной сфере, которые произошли и произойдут в 2019 году, отражают тенденцию ужесточения контроля игроков рынка и операций, которые они проводят. Многие уже почувствовали это на себе. И не все оказались к этому готовыми. Даже опытным компаниям сейчас приходится учиться легальной ВЭД с азов, и у них возникает огромное количество вопросов.
Кому обеление бизнеса выгодно? Кроме государства…
Добросовестным участникам ВЭД. Им не придется конкурировать с «серыми лошадками». Впрочем, «серыми» они часто становились не по своей вине. Условия рынка вынуждали компании искать различные способы оптимизации. Те, кто пришел в бизнес всерьез и надолго, с радостью выбирают сейчас легальные схемы. Остальные либо тоже перейдут на «белую сторону», либо уйдут с рынка. Это, на мой взгляд, приведет к глобальной трансформации рынка ВЭД.
Как нововведения изменят профиль рынка в 2019 году?
Начинается масштабный процесс маркировки товаров, что сделает бизнес, поставки еще более прозрачными. Плюс запускается эксперимент прослеживаемости товаров с помощью различных поисково-информационных систем и информационных систем налоговых органов и ФТС. Товар будет не только отслеживаться физически, но и прослеживаться по документообороту на всех этапах.
Ужесточаются и требования к сертификации. Она становится более трудозатратной и капиталоемкой, требующей большего времени. Порог входа в определенные сферы импорта увеличивается. Импортеры будут вынуждены увеличивать объемы, чтобы сокращать издержки на единицу продукции. Или искать другие пути, например, переходить к импортозамещению.
При импортозамещении компании начинают производить то, что раньше закупали. У нас есть клиенты, перешедшие от чистого импорта к импортозамещению и даже в дальнейшем к экспорту в ближнее зарубежье. Оборудование для импортозамещения чаще всего привозят из Китая, Кореи, а если оно очень технологичное — как правило, из Европы.
Есть и попытки перехода с импорта сразу на экспортные рынки. Если компания производит хороший продукт, он всегда может стать востребованным за рубежом. Государство сейчас создает определенные инфраструктурные возможности для поддержки экспортеров, всячески мотивирует их. Плюс действуют такие объективные причины, как ослабление рубля, уменьшение рынка сбыта в России и т.п.
Импорт, конечно же, не умрет. Не все товары выгодно производить в России. Часть товаров по-прежнему будут закупать в Китае, который продолжает оставаться мировой фабрикой.
Операции с импортом остаются основной сферой для «ВЭД Агента»?
Да. В 2018 году наш объем операций с импортом из Китая составил 2,5 млрд рублей. И на таком большом объеме у нас не было нарушений ни в области налогов, ни в области валютного законодательства, ни в области таможенного законодательства.

В 2018 году наш объем операций с импортом из Китая составил 2,5 млрд рублей.

Получается, что лучше доверить ВЭД специалистам?
Когда конкуренция на традиционных рынках ужесточается и предпринимателям приходится уделять максимальное внимание основному бизнесу, непрофильную деятельность выводят на аутсорсинг. Для ВЭД это самое правильное решение.
Каковы риски при передаче ВЭД на аутсорсинг?
Риск недобросовестных агентов. К нам приходили представители компаний, которым из-за недобросовестных операторов доначислили налоги на крупную сумму. Операторы старались оптимизировать налоги, а через год для их клиентов это обернулось финансовыми потерями. Ведение ВЭД в итоге обошлось им значительно дороже, чем было бы в том случае, следуй они букве закона.
Если бы они вели бизнес легально, то встретили бы новые реалии подготовленными. Переходить на ВЭД «в белую» последними, когда до этого конкурировал только ценой — очень болезненно. Другие игроки рынка, ведя легальный бизнес и используя иные конкурентные преимущества, не только удерживают, но и наращивают рынок.
Тогда, видимо, новичкам, которые только планируют заниматься ВЭД, вдвойне важно начинать с опытными агентами? Чтобы всему научиться, а уже потом, при желании, пуститься в самостоятельное плавание?
Новичкам важно понимать, что ВЭД — тема очень глубокая, с наскока ее не освоить. Даже для опытных игроков есть риски, которые можно упустить. А начинающим нужно трижды подумать, прежде чем решить заниматься ВЭД самостоятельно.
Конечно же, новичкам лучше начинать с опытными компаниями. «ВЭД Агент» под этим брендом работает 7 лет. И наши преимущества не только в опыте и «руке на пульсе» всех изменений. Та же международная логистика — традиционная сфера, в которой чем больше покупаешь, тем больше дают скидку. Поэтому передача ВЭД на аутсорсинг крупному оператору может обойтись компании даже дешевле ее самостоятельного ведения.
Мы проходим все проверки со стороны контролирующих органов, успешно работаем со всеми рисками и угрозами. Любые нюансы и ограничения закрываем компетентной командой и транслируем эту безопасность на клиентов, доверивших нам агентирование ВЭД. Они могут спокойно сосредотачиваться на основном бизнесе. География наших клиентов — вся Россия.
Новичку, наверное, даже поставщиков в Китае непросто найти?
Мы оказываем услугу по поиску поставщиков для наших клиентов. Нашли их уже большое количество. Нам это сделать куда проще, чем начинающим импортерам. Дело в том, что мы являемся членом Шанхайской ассоциации логистики и Всекитайской федерации закупок и логистики. У нас есть доступ к базам данных, в которых представлены десятки тысяч компаний. Такое своим клиентам может предложить далеко не каждая компания, не у каждой есть такие возможности. За счет такого преимущества мы можем приглашать серьезные китайские компании на Сибирский экономический форум, который мы проводили в течение пяти лет. И хотя в последний год он был больше направлен на экспортеров, тема импорта никуда не ушла, она живая, она постоянно освещается на форуме.
Насколько критичны такие стороны ведения ВЭД, как таможенное оформление и логистика?
Сейчас таможенные органы достаточно часто оспаривают коды, меняют решения. У нас накоплен большой опыт отстаивания заявляемых кодов, в том числе в суде. Здесь изначально нужна высокая компетенция сотрудников, чтобы правильно классифицировать товар. Так, в случае дорогостоящего оборудования разница после смены кода может составлять миллионы и миллионы рублей, что кардинально повлияет на экономику проекта.
Логистика также существенно влияет на экономику. И опять же особенно критично это в случае того же оборудования, когда цена очень сильно зависит от маршрута перевозки и вида транспорта. Мы доставляем грузы разными видами транспорта, по разным маршрутам, можем гибко выстравивать логистику, руководствуюсь ценой и качеством, выбирая наиболее оптимальные соотношения.
В чем самая большая ошибка начинающих участников ВЭД?
Некоторые компании, увидев для себя перспективы и занявшись ВЭД самостоятельно, столкнулись со сложностями, набили первые шишки и решили, что все, Китай или в целом импорт — не для них. И тем самым закрыли для себя огромный рынок поставщиков товаров или огромный рынок сбыта. Сделали неправильные выводы. Причина в том, что российские компании, как правило, ориентированы на то, чтобы работать самостоятельно и только самостоятельно. А вся мировая практика, практика того же Китая говорит об обратном. Почему Китай смог нарастить экспорт в таких объемах? Потому что заводы делали свою продукцию, а специализированные экспортно-импортные компании зарабатывали на том, чтобы продавать товары, и делали это хорошо.
У нас же иная ментальность. «Я все сам». В итоге чаще получается хуже и дороже. А если бы действовали, как китайцы, то и результат, возможно, тоже был бы китайским.
Статья продолжает тему «Импорт без воды». Начало: Как увеличить бизнес в четыре раза за год?
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Контрабанда шкурок соболя на Дальнем Востоке: задержана партия на 6 миллионов рублей
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Контрабанду шкурок соболя и шиншиллы на сумму 6 миллионов рублей пресекли дальневосточные таможенники на границе с Китаем в октябре 2025 года. Партия из 1 600 выделанных шкурок была обнаружена у двух иностранных гражданок в пункте пропуска Благовещенск. Женщины не предоставили документы и признались, что перевозили товар за вознаграждение по поручению незнакомого лица. Возбуждены уголовные дела по статье контрабанды стратегически важных товаров, что грозит до 10 лет лишения свободы и штрафом до 1 миллиона рублей. Идет установление других причастных лиц, расследование ведется совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Амурской области.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025: как новые таможенные правила влияют на торговлю России и Китая

В 2025 году таможенное регулирование между КНР и Российской Федерацией претерпевает существенные изменения, влияют на весь комплекс внешнеэкономической деятельности. Эти нововведения особенно важны на фоне открытия 15 октября крупнейшей в Азии Кантонской ярмарки, где собраны ведущие китайские производители и зарубежные импортеры. Изменения в пошлинах, сертификации и валютном контроле формируют новые правила игры, с которыми должны считаться участники рынка.

Фото Надежды Раздабаровой
Анатолий Якимов
Финансы
Минпромторг продлевает отсрочку утильсбора на иномарки до 1 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Минпромторг РФ, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, рассматривает возможность отсрочки вступления в силу новых правил расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Предложение обусловлено обращением общественной организации «Деловая Россия», которая подчеркнула актуальность дополнительного переходного периода.

Анатолий Якимов
Три главных тренда китайской электронной коммерции: это изменит и российский рынок
Фото телеграм-канал «Импорт в Россию»

В Китае более половины покупок совершается онлайн – уникальный для мира показатель, который делает страну лидером в области электронной коммерции и инноваций. На E-Retail Week прошел паблик-ток с бывшим топ-менеджером крупнейшего маркетплейса JD.com Цуй Чжиюй, где были раскрыты три главных тренда китайского e-commerce, которые формируют будущее рынка.

Анатолий Якимов
Российский экспорт мяса в Китай демонстрирует стремительный рост: регионы-лидеры и перспективы
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года российский экспорт свинины в Китай удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 55,6 тысячи тонн, что составляет около четверти всего российского экспорта свиноводческой продукции. Общий объем поставок свинины за рубеж вырос на 35,6% и достиг 205 тысяч тонн. Эти данные опубликованы Россельхознадзором на основе аналитики информационных систем «ВетИС» и «Аргус-Фито».

Анатолий Якимов
Лучшие китайские производители роботов для дома и бизнеса: оптовые поставки

Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, открывшаяся 15 октября, одно из крупнейших и наиболее значимых событий в мире международной торговли и инноваций, и 2025 год не стал исключением. На выставке особое внимание уделяется интеллектуальным и высокотехнологичным решениям, среди которых важное место занимают роботы для дома и бизнеса. С новых павильонов и стендов демонстрируются последние достижения китайской робототехники: от умных роботов-пылесосов с голосовым управлением и системами самоочистки до промышленных и сервисных роботов для автоматизации производств и складов. Это отличная площадка для оптовых закупок инновационных роботов, которые уже сегодня активно внедряются в России в таких сферах, как промышленное производство, логистика и сфера услуг.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.

Анатолий Якимов
Итоги борьбы с нелегальными поставками из Китая в России: более 25 млн рублей конфискованной техники
Фото пресс-службы Читинской таможни

С начала 2025 года таможенные органы на Дальнем Востоке России идентифицировали и изъяли из незаконного оборота более 2 600 единиц техники, ввезенной из Китая без необходимых документов. Одним из масштабных случаев стало выявление и изъятие 1380 единиц «серой» техники общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей в приграничном поселке Забайкальск. Среди изъятого — мотоциклы, электросамокаты, телевизоры, бензопилы, лодочные моторы, электроинструменты и бытовая техника.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.