Слово Эксперта
Экспорт

Китайская онлайн-коммерция по-русски. Мастер-класс Валерия Кайгородова. Ч. 2-я

Мы продолжаем знакомить вас с мастер-классом основателя Агентства экспортного маркетинга CHINA SMM Валерия Кайгородова, состоявшемся в декабре на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта».
Несколько слов об адаптации продуктов для Китая. С этим беда. Вес, вкусы, качество упаковки ― ни во что российские экспортеры не попадают. Недавно в Нинбо завезли два контейнера злаковых батончиков. Вес 45 граммов. Не продаются! Заканчивается срок годности, батончики уценили. Выяснилось: батончик слишком большой для китайских потребителей, они его не доедают. Идеал ― 35 граммов. Плюс еще производитель выбрал такую рецептуру, что батончики для Китая получились слишком дорогими, по 6 юаней. А нужно не больше 5 юаней. Таково восприятие оптимальной цены этой категории товаров в Китае. А по 6 юаней уже психологически дорого. Казалось бы ― всего один юань и 10 граммов, а продаж нет.
Под нашей торговой маркой тоже выпускаются подобные батончики. Весят 35 граммов. Стоимость, уже растаможенных на складе, ― по 1,75 юань за батончик. Очень хорошего качества, настоящий злаковый батончик. Продаем мы его по 3-4 юаня. Это даже меньше, чем привычные 5 юаней. Улетает мгновенно.
На фото вы видите горошек, адаптированный для Китая. Сейчас в Ставрополе по нашему заказу будет выпускаться такой снековый горошек. Консервный завод как раз монтирует линию. История эта продолжается с лета. Тогда от производителя мы получили заказ на исследование потенциального экспорта зеленого горошка в Китай. После чего я привез производителю из Китая снековый сушеный горошек в пакетиках ― единственный, который будут покупать в Китае. Производители сильно расстроились, но проанализировали ситуацию и приняли решение: купили оборудование для сушки и фасовки снекового горошка. Оказалось, он еще и на русском рынке может продаваться, так как аналогов у нас пока нет. Так что не было бы счастья, да несчастье помогло.
Таким образом, в большом количестве случаев экспорт представляет собой переделку рецептуры, упаковки, истории и ценообразования. Мы для продаж в Китае не берем у производителей продукты со сроком годности меньше шести месяцев, сложные в сертификации, фасованные в больших упаковках. Подходить к вопросу адаптации продуктов для китайского рынка нужно очень серьезно.
Поэтому мы тестируем все. И все точно так же должны предварительно тестировать продукты, которые хотят экспортировать. Очень важно: нельзя основываться на впечатлении от реакции китайцев во время выставок в Китае! Я часто слышу одну и ту же историю, когда говорят: китайцам понравился продукт, будем запускать. Спрашиваю: как вы это поняли? Отвечают: мы были на выставке, китайцы к нам подходили и улыбались. Во-первых, любой приличный человек сразу не выплюнет… Хотя… Мы сейчас раз в месяц обязательно участвуем в небольших региональных ярмарках. В городах с населением 3-5 млн человек. На эти ярмарки приходит очень много пенсионеров. Далеко не бедных, много покупающих для детей и для внуков. При этом они часто рассчитываются наличными. И меньше сотни юаней у них обычно купюр нет. Вот они выплевывают! Все остальные люди в больших городах ― не выплевывают. Поэтому то, что китайцы вам улыбались, не следует принимать за одобрение вашего продукта. Эти улыбки и даже то, что они сказали вам, что ваш продукт хороший, ― ничего не значат. Поэтому, пожалуйста, приезжайте в регионы и там смотрите, как дело обстоит на самом деле. Тестируйте, будет ли востребован ваш продукт, выясняйте, как его адаптировать. Как делаем мы.
Вот только некоторые наши последние проекты:
  • Акселератор российской косметики, зима 2018 года;
  • Rroduct Accelerator тестирования российского вина, зима 2019 года;
  • Акселератор российских молочных продуктов, весна 2019 года;
  • Исследование рынка косметики, тестирование продукции Berezka Lab, весна 2019 года;
  • Фокус-группа продукции Dr. Korner в Китае, весна 2019 года.
Мы работаем в китайском интернете: ведем соцсети крупных российских компаний (Аэрофлот, Лукойл, РБК). Запускаем рекламу, локализуем российские сайты в Китае. Накопив опыт, мы решили открыть собственную e-commerce площадку с российскими товарами. Так появилась наша платформа RUSFAIR с магазинами на Taobao и в WeChat (торговое приложение Weidian).
Если у вас есть товар, который вы хотите завезти в Китай, либо ваш товар уже завезен в Китай, мы можем помочь продать пробную партию. Взять у вас буквально две коробки, вывезти при необходимости в Китай, выставить этот товар у нас на онлайн-площадке. Я его порекламирую и посмотрю, как он будет продаваться. Я сейчас ищу товары, ищу интересные вещи, интересные ценовые предложения, поэтому я приглашаю вас на свой онлайн-канал. Давайте вместе расширять предложение российских продуктов в Китае!
Два слова об экспорте онлайн в Китай в целом. На самом деле, хороших онлайн-платформ не так много. По большому счету, на старте достаточно знать три: Taobao, Weibo и 1688.com. Начинающему этого хватит. Разберетесь с этим ― дальше будет легче.
На Taobao есть все. Даже небоскребы и самолеты. И тут же паленые часы по 3 юаня. Taobao ― прекрасная площадка, где вы можете получить представление о продажах вашего продукта в самых жестких полевых условиях. Именно на Taobao вы научитесь продавать ваш товар в Китае. Первое, что делают китайцы, когда видят тот или иной продукт, ― находят его на Taobao. И если китаец не найдет на Taobao продукт, он может подумать, что он, видимо, настолько плох, что даже Taobao о нем ничего не знает.
Второй момент в том, что если вы ввозите какие-то банки с вареньем, а в Китай уже завезены 10 тыс. таких же банок, на Taobao китаец это увидит. И скажет, что на Taobao варенье стоит 3 юаня. А значит, продать это варенье вы сможете не дороже 2,5 юаней.
Taobao ― самый базовый торговый инструмент. К сожалению, на нем нельзя создать аккаунт на российское юридическое лицо. Это главная глобальная проблема. Плюс на Taobao вы не сможете выложить товары, неофициально завезенные в Китай. Так, для того чтобы я на свой аккаунт на Taobao выложил ваш товар, мне нужно несколько вещей. Во-первых, описание и картинки. У китайцев иногда здесь все настолько плохо, что мы одним контентом сразу поднимаем товар на уровень выше. Во-вторых, нужны документы. ТТД, китайский сертификат и фото товара со стикером. А получить все эти вещи можно только в том случае, если ваш товар завезен в Китай официально. Даже одна коробочка, официально привезенная в Китай авиа, уже позволяет выставить товар онлайн.
Вторая важная платформа для онлайн-продаж в Китае ― Weibo. Социальная сеть, входит в холдинг Alibaba, очень проста во взаимодействии. Она может генерировать трафик на Taobao. Как это делается? Берется карточка товара со ссылкой, выкладывается в пост Weibo и по этому посту в Weibo запускается реклама. Соответственно, человек видит рекламу товара, переходит на Taobao и покупает его. Блогерам отдаешь карточку товара, в обменнике Taobao указываешь уникальную ссылку на блогера, система генерирует лид. И при покупке вашего товара через блогера система сама отсылает блогеру обозначенный вами процент вознаграждения. Очень удобно, избавляет от возможных проблем.
WeChat тоже можно использовать в онлайн-продажах. Но он больше средство коммуникации, инструмент презентации компании в интернет-пространстве. Это замена полноценного сайта, где есть каталог, есть чат-бот… Кстати, для мы Аэрофлота сделали чат-бот в WeChat, единственный такой в WeChat у российской компании. Этот чат-бот пользуется гораздо большей популярностью, чем все остальные функции сервиса вместе взятые. Зашел, увидел, спросил. Пусть даже в два часа ночи. Там запрограммированы ответы на различные вопросы. Человек вводит ту или иную фразу ― ему подбирается соответствующий ответ, идет диалог. Да, конечно, в WeChat тоже можно создавать магазины. Есть Weidian, торговое приложение WeChat. Но основная функция WeChat в том, что это средство общения, средство презентации.
1688.com — оптовая торговая платформа. Начинать экспорт своих продуктов нужно с Taobao. Научитесь торговать на Taobao — тогда осваивайте 1688.com. И уже потом можно работать на Tmall.
Наш Rusfair — не просто магазин на Taobao и в Weidian с русскими продуктами.
Мы помогаем российским компаниям пройти весь путь, чтобы их товар продавался в Китае, от адаптации упаковки до продвижения в соцсетях.
  • готовим товар (проводим фокус-группы, адаптируем упаковку);
  • сертифицируем продукцию и доставляем в Китай (логистика, СВХ, таможенное оформление, сертификация продукции);
  • запускаем онлайн-продажи;
  • продвигаем продукт (через торговые аккаунты RUSFAIR, социальные медиа в Китае, блогеров и KOLs, промоакции и ценовые стратегии).
Что такое сейчас Rusfair на Taobao?
  • открыты официальные магазины на китайскую компанию
  • разработано оформление магазинов
  • выложены карточки товаров
  • налажена доставка
  • есть первые продажи.
Окончание следует
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.