Слово Эксперта
Экспорт

Завоевание Китая: стратегия экспорта и продажи онлайн. Мастер-класс Валерия Кайгородова

Мы продолжаем публиковать мастер-классы экспертов, прошедшие на красноярской конференции «Перезагрузка экспорта». Представляем вашему вниманию конспект выступления Валерия Кайгородова — основателя Агентства экспортного маркетинга CHINA SMM.
Валерий Кайгородов: Занимаясь маркетингом в Китае, я столкнулся с тем, что здесь нет нормально подготовленных, адаптированных, правильных с точки зрения ценообразования, упаковки и вкуса российских товаров. Года полтора назад я ездил по российским регионам, беседовал с экспортерами, смотрел на товары, которые бы они хотели поставлять в Китай. И понял, что 99% этих товаров не готовы к экспорту. Поэтому я пришел к выводу, что нужно создавать свои товары. У этих же производителей, только по своему заказу. В августе 2019 года первые четыре контейнера таких продуктов под нашей торговой маркой уехали в Циндао. Сейчас эти товары успешно продаются в Китае. Месяц назад я вернулся с очередной ярмарки, где мы продавали эти товары: тестировали спрос, цену, описание и т.п. За 5 дней ярмарки мы продали 4 палеты. Китайцам все понравилось. В данный момент мы разрабатываем вторую торговую марку. Наш петушок, который был символом агентства, стал торговой маркой наших продуктов.
Мы следуем всем правилам: регистрируем торговые марки, подаем образцы на регистрацию, потому что только так можно защитить свою интеллектуальную собственность.
Что касается экспорта… Пока более легко завоевывают китайский рынок российские сервисные компании. Связанные с туризмом, образованием, продажей курсов, билетов ― всем, что можно продавать удаленно. Продуктовые компании можно пересчитать по пальцам.
О точке входа экспортера в Китай. Мы пробовали работать из Шанхая, из Пекина, я заезжал в Гуанчжоу. Все это бесполезно. Самая правильная стратегия входа в Китай ― заходить туда из маленьких городов ― деревень, по китайским меркам, с населением 5-6 млн человек. Для нас это Нинбо. Там находится наш головной китайский офис. Кроме него у нас есть офисы в огромных городах, Пекине и Чунцине, и в сравнительно небольшом Циндао. Чтобы начать торговать с Китаем, понять Китай, не потеряв много времени и денег, стартуйте с маленьких городов! В больших городах ― большие люди. По их поводу у меня ассоциация с наперсточниками. Наиграетесь вдоволь. В маленьких городах все иначе. У нас в Нинбо расположен не только головной офис, но и склад. В остальных городах у нас находятся проектные офисы, где работают менеджеры по продажам. Китайцы на это очень охотно идут, их такой вид работы по контракту стимулирует, с зарплатой от 5 до 7 тыс. юаней, с процентами с продаж.
Наличие офисов компании в Китае очень важно для установления сотрудничества с китайскими партнерами. В чем ошибка наших компаний? Когда китайский бизнесмен понимает, что в Китае у компании нет представительства, он быстро теряет к ней интерес. С тобой встретятся, поедят, выпьют, поговорят о Путине и Си Цзиньпине. Но бизнеса не будет.
Из чего состоит инфраструктура нашей компании?
Вы видите, что это классическая модель. Есть три части: маркетинг, продажи и продвижение. Это закон рынка: три составляющих, три шага. Первый ― исследования рынка. Необходимо понять конъюнктуру, емкость рынка, предпочтения по цвету, вкусу и т.п., рассчитать приемлемую цену… Понять рынок помогает анализ по специальным базам. В них можно посмотреть, кто, что и куда возит. Если вы хотите какой-то продукт везти в Китай, посмотрите на емкость рынка по его официально завезенным в Китай объемам. Если ту же чагу возят все, а в базе ее совсем мало, это означает, что ее возят «в серую». Значит, нужно будет учиться быстро бегать и носить тяжелые сумки. Или, к примеру, экспорт меда. В Китае существует 36 параметров требований к меду…. Вот почему важно сначала исследовать рынок.
Мы всегда прежде, чем запускать продажи того или иного продукта, тестируем его. Тестируем в том регионе, где собираемся продавать. Уже на этом этапе товар может не пройти, например, по цене.
Вторая часть нашей инфраструктуры ― собственные каналы продаж. Они необходимы потому, что любой посредник в Китае забирает от 30 до 40% маржи. Соответственно, если у вас есть свой канал продаж, то маржу полностью забираете вы.
Когда мы пришли из маркетинга в торговлю, то достроили торговой инфраструктурой свои рекламные аккаунты, понимая, как строится продвижение в Weibo, WeChat и других сетях и мессенджерах Китая. И первым каналом продаж стали для нас наши магазины на этих онлайн-площадках.
Третий блок. Третий по шагам, но, пожалуй, первый по возможности продать продукт, ― продвижение.
Многие игнорируют этот закон рынка, эту его трехчастную структуру. Особенно необходимость предварительного исследования рынка. Полтора года назад в Китай пытался выйти алтайский производитель пива. И поступил так, как поступать нельзя: в Шанхай сразу же приехали контейнеры с пивом… Такие истории случаются постоянно. У меня сейчас лежат два письма, по армянскому коньяку и воде. Которые тоже сразу же заехали в Китай… А потом началось: купите контейнер коньяка, контейнер воды. А эта вода стоит 5 юаней со склада за бутылку объемом 0,33 литра. Это убийственная цена для Китая! Экспортеру остается только сесть рядом с контейнером и пить эту воду самому. И чем эти люди думали, когда без исследований рынка и тестирования продукта завозили свои товары в Китай? Они завозили их на авось: «Давай, попробуем!». Приведу самый яркий пример, когда дама завезла в Китай просто так, не под покупателя, непонятно, каким образом, «в серую», 55 тонн чаги. Я даже из жалости купил у нее 200 кг. При этом все бумаги ― российские. Спрашиваю: «А где китайские?» Отвечает что-то про зону свободной торговли. Палету чаги я у нее купил. Решил, что буду дарить китайским партнерам, друзьям в Китае. По такой цене она свою чагу будет продавать в Китае ой как долго. Поэтому если хотите завезти продукты в Китай для себя — выпить и съесть контейнер-другой ― следуйте этим путем! Пакуйте и отправляйте!
Теперь про онлайн-продажи продуктов питания. Я буду говорить о фасованных продуктах питания: алкоголе, конфетах и т.п. Я сам с этой категории начинал и не вижу предпосылок расширять ассортимент другими типами продуктов. Потому что мы сами еще тренируемся, учимся. Плюс категория фасованных товаров ― маржинальная: можно заплатить за палету 300 тыс. рублей, а получить с продаж 600-800 тыс. рублей.
Наша структура онлайн-продаж ― это онлайн-аккаунты на маркетплейсах (1688, JD и Taobao) и в WeChat. И, конечно, штатный отдел продаж в Нинбо. Для успеха онлайн-продаж у нас есть собственная команда digital-специалистов и опыт работы в китайском интернет-пространстве с 2015 года.
Памятка по ценообразованию
Многие потенциальные экспортеры заходят на тот же Taobao и видят: «О, товар стоит здесь 100 юаней! А я его могу отдать со склада за 10 юаней!» После чего приходят к нам или в любую другую торговую компанию и говорят: «Давайте, продавайте! Мы отдадим вам этот товар за 10 юаней». Я спрашиваю: «А сертификация, а регистрация торговой марки, а логистика?»… И слышу: «Вы что?! Вы еще и денег хотите?! У вас будет маржа — 90 юаней! Забирайте их себе, отдайте мне только мои 10!» Я тогда говорю: хорошо, давайте посчитаем, где там мои деньги. А их нет. Максимум маржинальности, который можно получить, — 20-30% на своих торговых каналах, если позволяет маржинальность этой категории. Не все категории позволяют в эту цепочку ценообразования вставить двух посредников. Но, по-хорошему, это всегда китайская компания по импорту, которая отдает товар на продажи дистрибьютору, ритейлеру или оптовику. И эти звенья не перепрыгнуть. Без маркетинга пиво, чага, вода или коньяк продаваться не будут.
Как можно попытаться спасти таких горе-экспортеров с их наобум завезенными в Китай продуктами? Расскажу на примере пива. Мы сейчас взяли пиво на консигнацию, даже не на реализацию. Выложили это пиво в онлайн-каналы и рекламируем его. Вчера какая-то китаянка купила шесть бутылок. Так еще можно что-то продать. А если ты привозишь это пиво в Китай, ставишь его на склад и начинаешь бегать, как ужаленный, по Шанхаю, ты ничего не продашь.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россияне массово покупают китайские авто с пробегом: причины и статистика
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В России наблюдается устойчивый рост спроса на подержанные китайские автомобили на вторичном рынке. По информации платформы «Авто.ру», с начала 2022 года по январь 2025 года количество бесплатных объявлений о продаже такой техники выросло в четыре раза по всей России и в шесть раз в Москве. В январе 2025 года было продано 17,6 тысячи китайских легковых автомобилей с пробегом, что на 96,6% больше, чем в январе 2024 года.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай и Новосибирская область: новые горизонты сотрудничества в торговле и технологиях
Фото с сайта министерства экономического развития Новосибирской области

В мае 2025 года в Китайской Народной Республике откроется торговое представительство Новосибирской области, что расширит развитие торгово-экономических отношений между регионом и Поднебесной. Представительство будет расположено в городе Циндао, административном и деловом центре провинции Шаньдунь.

Анатолий Якимов
Импорт
Как сэкономить на доставке оборудования из Китая: ошибки и решения
Фото пресс-службы банка «Левобережный»

Китай прочно занял нишу поставщика оборудования в Россию для самых разных отраслей экономики. На прошедшей в Новосибирском экспоцентре выставке «МашЭкспоСибирь» состоялась конференция «Экспорт/Импорт продукции машиностроения: построение устойчивой модели технологического развития России в период санкций». Один из докладов был посвящен теме экономии на доставке промышленного оборудования из Китая. Его представил руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко.

Анатолий Якимов
Импорт
Возможности для импортеров и экспортеров в 2025 году обсудят в Томске
Фото Анатолия Якимова

Конференция Сбера «Возможности для импортеров и экспортеров в 2025 году: новые горизонты развития торговых отношений» состоится в Томске 10 апреля. Мероприятие будет проходить в кадровом центре «Работа России» по адресу: проспект Фрунзе, 103 Д, начало в 10:00.

Анатолий Якимов
Текстиль из Китая: объемы импорта и основные регионы производства
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Синьцзян-Уйгурский автономный район, расположенный на северо-западе Китая, – ключевой регион выращивания хлопка. В 2024 году здесь было произведено 5,86 тонны хлопка, что составило 92,2% от общего объема производства в стране. Помимо Синьцзяна, производство осуществляется в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, а также в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун. Эти регионы по праву можно назвать центрами текстильной промышленности Китая.

Анатолий Якимов
Логистика 2025: почему автоперевозки из Китая становятся дороже
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автофрахт на FTL-перевозки из Китая в начале апреля 2025 года начал расти после значительного снижения ставок в марте. Средняя стоимость доставки груза по маршруту «Шанхай-Москва» в марте составляла 7 тысяч долларов США, а сейчас увеличилась до 9-9,5 тысячи долларов США за полный грузовик. Для сравнения, железнодорожные перевозки стоят значительно ниже: минимальные тарифы на прямые поставки из Шанхая в Москву составляют 3,9 тысячи долларов США за 40-футовый контейнер, по маршруту «Шанхай – Санкт-Петербург» – 4,2 тысячи долларов США. Об этом сообщил портал Logirus.ru.

Анатолий Якимов
Россия удваивает экспорт икры минтая в Китай
Фото Andshel/wikimedia.org/

Российские рыбодобывающие компании планируют увеличить экспорт икры минтая в Китай в 2025 году. По информации Ассоциации добытчиков минтая, поставка может удвоиться и достичь 1 тысячи тонн. В перспективе до 2028 года поставщики рассчитывают довести объемы экспорта до 5 тысяч тонн в год.

Анатолий Якимов
Цяотоу: город, где выпускают 60 миллиардов пуговиц в год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Город Цяотоу уезда Юнцзя, город Чжэцзян в Китае известен как специализированный центр по изготовлению пуговиц. За сорок лет небольшой рынок вырос в промышленного гиганта, производящего 60 миллиардов пуговиц ежегодно. Этот успех связан с женщиной по имени Ван Суйцан, которая начала торговать пуговицами с лотка в 1970-х годах. Бизнес быстро расширился, и вскоре соседи тоже начали торговать пуговицами, превратив местный участок в пуговичную улицу.

Анатолий Якимов
Разворот на Восток: как бренды из Китая завоевывают Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Термин «Разворот на восток» стал особенно актуальным в последние годы, особенно после начала специальной военной операции (СВО) и усиления санкций. Вопрос о том, что сам восток развернулся в сторону России, становится более интересным. По информации консалтинговой компании Nikoliers, по состоянию на март 2025 года в России работает 71 азиатский бренд, что в 2,4 раза больше, чем до начала СВО. С 2022 года по февраль 2025-го 60% брендов (43 марки), вышедших в России, азиатского происхождения.

Анатолий Якимов
Мощный толчок: грузооборот через переход Забайкальск-Маньчжурия вырос на 10,6%
Фото Анатолия Якимова

Пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия», стратегический транспортный узел на российско-китайской границе, продолжает демонстрировать впечатляющую динамику развития. По состоянию на 31 марта 2025 года, объем перевозки внешнеторговых грузов через порт достиг 6,531 миллиона тонн, что на 10,6% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года.