Калькулятор доставки

Король умер! Да здравствует король!

Обзоры
11.04.20190

Автор: Анна Фомичева

Как отток импортеров из Казахстана и Белоруссии способствует «обелению» импорта.

Дело «Белтаможсервиса», недавний разворот участников ВЭД Казахстана в сторону России и Киргизии ― все эти события стали настоящей сенсацией последних нескольких лет… И породили множество вопросов. К чему это приведет? Почему эти события происходят именно сейчас? Что ждет нас в будущем? Действительно ли «смерть» таможенных «королей «серого» импорта» приводит к фундаментальным изменениям на рынке таможенного оформления всех стран ЕАЭС?

Значительные явления часто предваряют, казалось бы, небольшие события, которые формируют целостную картину нового мира. В конце прошлого года нас потряс ряд скандалов, связанных с незаконной деятельностью владельцев рынка «Садоводов», базы «Фуд сити» и других крупных оптовых точек Москвы Года Нисанова. Борьба с обналичкой и нелегальным выводом денег в Турцию, Китай и другие страны, минуя казну, стала первым сигналом к тому, что на государственном уровне начата борьба с теневым импортом и тому подобными явлениями. И это неудивительно, ведь анализ действий Года и его партнера по бизнесу Захара Илиева показал многомиллионный ущерб экономике страны.

Еще один источник недополучения доходов госбюджетом ― «серый» и «черный» импорт. И, если в России ситуация более или менее нормализуется, и все больше импортеров предпочитают изначально работать полностью легально, то для желающих «сэкономить» на пошлинах настоящей Меккой стали другие государства-члены ЕАЭС.

Белоруссия как канал поставок «санкционки»

Еще в 2014 году, с введением санкций, интернет наводнили шутки о «белорусских креветках» и другой экзотике, внезапно появившейся в этой далеко не приморской и не тропической стране. На тот момент кардинальное решение проблемы реэкспорта и попадания на столы россиян запрещенных продуктов в обход ограничений могло привести к продуктовому дефициту. Но постепенно, по мере возможности, полулегальные схемы сводились к минимуму. Однако источник незаконного импорта санкционных товаров через Белоруссию все равно был: правоохранительные органы владели соответствующей информацией. И в феврале 2019 года проблема наконец-то была решена: «Белтаможсервис», который, как оказалось, осуществлял нелегальные схемы, был закрыт. Даже несмотря на публичное опровержение фактов контрабанды силовики смогли найти доказательства обратного.

Так Белоруссия перестала быть одним из источниковв «серого» и «черного» импорта груза из Китая и других стран. Сегодня, если возможно возить через российские посты, тот же Петербург, поступают именно так, не перекраивая маршрут ради сомнительной возможности оптимизации пошлин.

«Казахстанский коллапс»: как в январе 90 компаний потеряли сотни миллионов рублей на КТС

В начале 2019 года Казахстанская таможенная служба внезапно изменила политику расчета таможенных пошлин. Массово и внезапно была проведена корректировка таможенной стоимости, причем, уровень риска был назначен на усмотрение работников таможни. А расчет платежей по первому методу (исходя из фактически уплаченной импортером стоимости товара) стал попросту невозможен.

Конечно, такое положение дел вызвало возмущение таможенных представителей 90 крупных импортеров, чьи товары оказались на СВХ и должны были быть выпущены только под многомиллионные обеспечения.  Так, некоторым участникам «коллапса» пришлось дополнительно заплатить 10 млн рублей, 35 млн рублей (такими были суммы КТС).

О чем это говорит? О желании Департамента госдоходов «залезть в карман предпринимателю», как выразились некоторые «пострадавшие» компании? Вряд ли! Скорее, это свидетельство того, насколько серьезным был масштаб занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых через Казахстан, и каким внезапным оказался удар тем, кто годами пользовался возможностью «серого» импорта через эту страну.

Очевидно, после этих событий участники ВЭД обратили свое внимание на Россию и Киргизию. Но, как оказалось, Кыргызстан быстро отреагировал повышением тарифов. Сегодня расценки за килограмм выглядят так, хотя еще совсем недавно они были в 2 раза ниже.

Все это приводит к тому, что «серый» импорт и «оптимизация» таможенных платежей становится невыгодным мероприятием. Крупные игроки спешат перейти на полностью легальные схемы, без занижения базы для уплаты таможенных платежей. Даже поставщики на площадке Albaba, традиционно пользовавшиеся услугами различных «карго», сегодня ищут «белых» партнеров по доставке и таможенному оформлению грузов. Кстати, с другими развитыми странами они давно работают именно через крупные логистические сервисы вроде UPS в США.

Таким образом, «смерть» таких крупных каналов «серого» импорта и контрабанды идет на пользу не только доходам государства, но и тем, кто предпочитает не нарушать закон и остается добросовестным участником ВЭД, ведь теперь такие компании освобождаются от нечестной конкуренции.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

БЫСТРАЯ ЗАЯВКА НА ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ

и другие ВЭД-услуги
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть