Слово Эксперта
Импорт

Король умер! Да здравствует король!

Автор: Анна Фомичева
Как отток импортеров из Казахстана и Белоруссии способствует «обелению» импорта.
Дело «Белтаможсервиса», недавний разворот участников ВЭД Казахстана в сторону России и Киргизии ― все эти события стали настоящей сенсацией последних нескольких лет… И породили множество вопросов. К чему это приведет? Почему эти события происходят именно сейчас? Что ждет нас в будущем? Действительно ли «смерть» таможенных «королей «серого» импорта» приводит к фундаментальным изменениям на рынке таможенного оформления всех стран ЕАЭС?
Значительные явления часто предваряют, казалось бы, небольшие события, которые формируют целостную картину нового мира. В конце прошлого года нас потряс ряд скандалов, связанных с незаконной деятельностью владельцев рынка «Садоводов», базы «Фуд сити» и других крупных оптовых точек Москвы Года Нисанова. Борьба с обналичкой и нелегальным выводом денег в Турцию, Китай и другие страны, минуя казну, стала первым сигналом к тому, что на государственном уровне начата борьба с теневым импортом и тому подобными явлениями. И это неудивительно, ведь анализ действий Года и его партнера по бизнесу Захара Илиева показал многомиллионный ущерб экономике страны.
Еще один источник недополучения доходов госбюджетом ― «серый» и «черный» импорт. И, если в России ситуация более или менее нормализуется, и все больше импортеров предпочитают изначально работать полностью легально, то для желающих «сэкономить» на пошлинах настоящей Меккой стали другие государства-члены ЕАЭС.
Белоруссия как канал поставок «санкционки»
Еще в 2014 году, с введением санкций, интернет наводнили шутки о «белорусских креветках» и другой экзотике, внезапно появившейся в этой далеко не приморской и не тропической стране. На тот момент кардинальное решение проблемы реэкспорта и попадания на столы россиян запрещенных продуктов в обход ограничений могло привести к продуктовому дефициту. Но постепенно, по мере возможности, полулегальные схемы сводились к минимуму. Однако источник незаконного импорта санкционных товаров через Белоруссию все равно был: правоохранительные органы владели соответствующей информацией. И в феврале 2019 года проблема наконец-то была решена: «Белтаможсервис», который, как оказалось, осуществлял нелегальные схемы, был закрыт. Даже несмотря на публичное опровержение фактов контрабанды силовики смогли найти доказательства обратного.
Так Белоруссия перестала быть одним из источниковв «серого» и «черного» импорта груза из Китая и других стран. Сегодня, если возможно возить через российские посты, тот же Петербург, поступают именно так, не перекраивая маршрут ради сомнительной возможности оптимизации пошлин.
«Казахстанский коллапс»: как в январе 90 компаний потеряли сотни миллионов рублей на КТС
В начале 2019 года Казахстанская таможенная служба внезапно изменила политику расчета таможенных пошлин. Массово и внезапно была проведена корректировка таможенной стоимости, причем, уровень риска был назначен на усмотрение работников таможни. А расчет платежей по первому методу (исходя из фактически уплаченной импортером стоимости товара) стал попросту невозможен.
Конечно, такое положение дел вызвало возмущение таможенных представителей 90 крупных импортеров, чьи товары оказались на СВХ и должны были быть выпущены только под многомиллионные обеспечения. Так, некоторым участникам «коллапса» пришлось дополнительно заплатить 10 млн рублей, 35 млн рублей (такими были суммы КТС).
О чем это говорит? О желании Департамента госдоходов «залезть в карман предпринимателю», как выразились некоторые «пострадавшие» компании? Вряд ли! Скорее, это свидетельство того, насколько серьезным был масштаб занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых через Казахстан, и каким внезапным оказался удар тем, кто годами пользовался возможностью «серого» импорта через эту страну.
Очевидно, после этих событий участники ВЭД обратили свое внимание на Россию и Киргизию. Но, как оказалось, Кыргызстан быстро отреагировал повышением тарифов. Сегодня расценки за килограмм выглядят так, хотя еще совсем недавно они были в 2 раза ниже.
Все это приводит к тому, что «серый» импорт и «оптимизация» таможенных платежей становится невыгодным мероприятием. Крупные игроки спешат перейти на полностью легальные схемы, без занижения базы для уплаты таможенных платежей. Даже поставщики на площадке Albaba, традиционно пользовавшиеся услугами различных «карго», сегодня ищут «белых» партнеров по доставке и таможенному оформлению грузов. Кстати, с другими развитыми странами они давно работают именно через крупные логистические сервисы вроде UPS в США.
Таким образом, «смерть» таких крупных каналов «серого» импорта и контрабанды идет на пользу не только доходам государства, но и тем, кто предпочитает не нарушать закон и остается добросовестным участником ВЭД, ведь теперь такие компании освобождаются от нечестной конкуренции.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Тульская область удваивает торговлю с Китаем и налаживает производство с Great Wall Motor
Фото правительства Тульской области

24 апреля в рамках официального визита в Китайскую Народную Республику губернатор Тульской области Дмитрий Миляев провел ряд важных встреч, направленных на укрепление и расширение экономического сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
Финансы
China Track: новая схема взаимозачетов российских банков для торговли с Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупнейшие российские банки создают систему взаимозачетов под названием China Track, что в переводе с английского можно перевести как «Китайский маршрут». Новый сервис предназначен для расчетов с Китаем, чтобы снизить видимость операций перед западными регуляторами и минимизировать риски вторичных санкций. Инновационная схема работает через сетевые посредники в дружественных российских юрисдикциях, полностью обходя SWIFT и расчеты в западных банках, что обеспечивает безопасность и устойчивость платежных операций.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай импортирует 60% российского леса: кто поставляет и сколько
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остаётся главным покупателем российских пиломатериалов, несмотря на попытки отрасли вернуться на западные рынки. В 2024 году в КНР отправили 60% всего экспорта – 12,8 миллиона кубических метров из 21,4 миллиона кубометров. За первые три месяца 2025 года поставки выросли на 10% – до 2 миллионов кубических метров. Об этом сообщил глава Рослесхоза Иван Советников в интервью «РИА-Новости».

Анатолий Якимов
Импорт
Новосибирская область расширяет экспорт в Китай и открывает торговое представительство
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Новосибирская область активно развивает внешнеэкономические связи с Китаем, который стал основным зарубежным торговым партнером. В 2024 году Китай занял первое место по объему внешнеторгового оборота региона, обеспечив 39% стоимостного объема экспорта Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Импорт
Снижение тарифов и новые хабы: что ждет авиадоставку из Китая в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

Какие изменения произошли на рынке авиаперевозок из Китая в Россию и как будет развиваться это направление на вебинаре Chinalogost рассказал руководитель отдела авиаперевозок АО «ВЭД Агент» Олег Малышев.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российская водка в Китае: какие бренды лидируют и что ждать в 2025 году
Фото с сайта unsplash.cjm

Китайский рынок становится все более важным для российских производителей водки. В 2024–2025 годах экспорт вырос в разы, причем ключевую роль сыграли несколько крупных брендов. По данным ГТУ КНР, за январь–март 2025 года Китай импортировал 318 тонн российской водки на сумму 751 тысячу долларов США, что в 3 раза больше в натуральном выражении и в 2,7 раза в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Анатолий Якимов
Китайские бренды наступают: статистика продаж ноутбуков в первом квартале 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж ноутбуков в первом квартале 2025 года. За январь–март россияне купили 882 тысячи устройств на сумму 53,5 миллиарда рублей. Средний чек снизился до 60 тысяч рублей. Это на 2 тысячи рублей меньше, чем по итогам 2024 года. По мнению экспертов, это связано с ростом конкуренции, промоакциями и выходом новых бюджетных моделей и укреплением курса рубля.

Анатолий Якимов
Где в Китае можно купить оптом инструменты для строительства и ремонта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай – крупнейший производитель строительных инструментов в мире, предлагающим широкий ассортимент продукции для различных нужд. В этой статье рассмотрим, где в Китае расположены заводы по выпуску инструментов для строительства и ремонта, какие бренды входят в число лидеров отрасли.

Анатолий Якимов
Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД обсудят в Барнауле
Фото Анатолия Якимова

В четверг, 24 апреля, в Барнауле состоится круглый стол «Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД». Организаторами выступили Алтайская торгово-промышленная палата и Акционерное общество «Финансовое ателье «ГроттБьерн».

Анатолий Якимов
Пять фатальных ошибок в работе с Китаем: как не потерять деньги и репутацию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум