Слово Эксперта
Импорт

Король умер! Да здравствует король!

Автор: Анна Фомичева
Как отток импортеров из Казахстана и Белоруссии способствует «обелению» импорта.
Дело «Белтаможсервиса», недавний разворот участников ВЭД Казахстана в сторону России и Киргизии ― все эти события стали настоящей сенсацией последних нескольких лет… И породили множество вопросов. К чему это приведет? Почему эти события происходят именно сейчас? Что ждет нас в будущем? Действительно ли «смерть» таможенных «королей «серого» импорта» приводит к фундаментальным изменениям на рынке таможенного оформления всех стран ЕАЭС?
Значительные явления часто предваряют, казалось бы, небольшие события, которые формируют целостную картину нового мира. В конце прошлого года нас потряс ряд скандалов, связанных с незаконной деятельностью владельцев рынка «Садоводов», базы «Фуд сити» и других крупных оптовых точек Москвы Года Нисанова. Борьба с обналичкой и нелегальным выводом денег в Турцию, Китай и другие страны, минуя казну, стала первым сигналом к тому, что на государственном уровне начата борьба с теневым импортом и тому подобными явлениями. И это неудивительно, ведь анализ действий Года и его партнера по бизнесу Захара Илиева показал многомиллионный ущерб экономике страны.
Еще один источник недополучения доходов госбюджетом ― «серый» и «черный» импорт. И, если в России ситуация более или менее нормализуется, и все больше импортеров предпочитают изначально работать полностью легально, то для желающих «сэкономить» на пошлинах настоящей Меккой стали другие государства-члены ЕАЭС.
Белоруссия как канал поставок «санкционки»
Еще в 2014 году, с введением санкций, интернет наводнили шутки о «белорусских креветках» и другой экзотике, внезапно появившейся в этой далеко не приморской и не тропической стране. На тот момент кардинальное решение проблемы реэкспорта и попадания на столы россиян запрещенных продуктов в обход ограничений могло привести к продуктовому дефициту. Но постепенно, по мере возможности, полулегальные схемы сводились к минимуму. Однако источник незаконного импорта санкционных товаров через Белоруссию все равно был: правоохранительные органы владели соответствующей информацией. И в феврале 2019 года проблема наконец-то была решена: «Белтаможсервис», который, как оказалось, осуществлял нелегальные схемы, был закрыт. Даже несмотря на публичное опровержение фактов контрабанды силовики смогли найти доказательства обратного.
Так Белоруссия перестала быть одним из источниковв «серого» и «черного» импорта груза из Китая и других стран. Сегодня, если возможно возить через российские посты, тот же Петербург, поступают именно так, не перекраивая маршрут ради сомнительной возможности оптимизации пошлин.
«Казахстанский коллапс»: как в январе 90 компаний потеряли сотни миллионов рублей на КТС
В начале 2019 года Казахстанская таможенная служба внезапно изменила политику расчета таможенных пошлин. Массово и внезапно была проведена корректировка таможенной стоимости, причем, уровень риска был назначен на усмотрение работников таможни. А расчет платежей по первому методу (исходя из фактически уплаченной импортером стоимости товара) стал попросту невозможен.
Конечно, такое положение дел вызвало возмущение таможенных представителей 90 крупных импортеров, чьи товары оказались на СВХ и должны были быть выпущены только под многомиллионные обеспечения. Так, некоторым участникам «коллапса» пришлось дополнительно заплатить 10 млн рублей, 35 млн рублей (такими были суммы КТС).
О чем это говорит? О желании Департамента госдоходов «залезть в карман предпринимателю», как выразились некоторые «пострадавшие» компании? Вряд ли! Скорее, это свидетельство того, насколько серьезным был масштаб занижения таможенной стоимости товаров, ввозимых через Казахстан, и каким внезапным оказался удар тем, кто годами пользовался возможностью «серого» импорта через эту страну.
Очевидно, после этих событий участники ВЭД обратили свое внимание на Россию и Киргизию. Но, как оказалось, Кыргызстан быстро отреагировал повышением тарифов. Сегодня расценки за килограмм выглядят так, хотя еще совсем недавно они были в 2 раза ниже.
Все это приводит к тому, что «серый» импорт и «оптимизация» таможенных платежей становится невыгодным мероприятием. Крупные игроки спешат перейти на полностью легальные схемы, без занижения базы для уплаты таможенных платежей. Даже поставщики на площадке Albaba, традиционно пользовавшиеся услугами различных «карго», сегодня ищут «белых» партнеров по доставке и таможенному оформлению грузов. Кстати, с другими развитыми странами они давно работают именно через крупные логистические сервисы вроде UPS в США.
Таким образом, «смерть» таких крупных каналов «серого» импорта и контрабанды идет на пользу не только доходам государства, но и тем, кто предпочитает не нарушать закон и остается добросовестным участником ВЭД, ведь теперь такие компании освобождаются от нечестной конкуренции.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Поздравляем с Днём России!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем России — праздником великой страны с богатой страной и многогранной культурой! В этот особенный день мы отмечаем не только единство и силу нашего народа, но и бережное международное сотрудничество, открывающее новые горизонты и возможности.

Для вас, интересующихся развитием торговых и экономических связей между Россией и Китаем, этот праздник — напоминание о том, как важна дружба и партнерство двух великих стран. Пусть День России вдохновляет нас на новые достижения, заботу о взаимопонимании и содействии процветанию в бизнесе и культуре.

Желаем всем здоровья, успехов и уверенности в светлом будущем!

Анатолий Якимов
Иркутские таможенники задержали крупную партию контрафактных игрушек Лабубу из Китая
Фото пресс-службы Иркутской таможни

В международном аэропорту Иркутска таможенники задержали коммерческую партию популярных игрушек-брелоков Labubu, которые пытались ввезти россиян из Пекина без декларирования. В багаже пассажира обнаружили 282 упаковки общей массой 46 килограммов с зубастыми монстриками, которые приобрели вирусную популярность в соцсетях и среди молодежи. Мужчина признался, что купил игрушки для перепродажи на российском рынке.

Анатолий Якимов
Российско-китайский бизнес под одной крышей: в Москве стартуют China Commodity Fair и China Machinery Fair
Фото предоставлено организатором выставок

С 25 по 27 августа в московском «Тимирязевском Центре» пройдут два ключевых события для компаний, работающих с Китаем: 9-я Международная выставка потребительских товаров International / China Commodity Fair и 6-я Национальная выставка промышленного оборудования China Machinery Fair. Оба мероприятия традиционно станут ориентиром  для российских и китайских предпринимателей, которые развивают внешнеэкономические связи, расширяют ассортимент и оптимизируют поставки.

Анатолий Якимов
Экосбор упаковки вырастет в 12 раз: бизнес и производитель готовятся к новым издержкам
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года в России произойдет резкое повышение ставок экологического сбора на упаковку – в 2,1–11,7 раза, а с учетом повышающих коэффициентов — в 17,6 раза. Это решение Минприроды станет самым масштабным пересмотром ставок с момента создания механизма расширенной ответственности производителей.

Анатолий Якимов
Китай и Россия наращивают железнодорожные грузоперевозки
Фото Анатолия Якимова

110-тысячный грузовой поезд, курсирующий по маршруту Китай-Европа, следовавший из Циндао, провинция Шаньдун, является важной вехой в международном развитии железнодорожных грузоперевозок. По данным за 2024 год, общий объем перевозок из Китая в Европу достиг 412 тысяч двадцатифутовых контейнерных единиц – ДФЭ, что почти вдвое превышает показатели предыдущих лет и близко к рекордному значению 2021 года – 420 тысяч ДФЭ. За первые пять месяцев 2025 года через «восточный коридор» Китай-Европа прошло более 2 000 грузовых поездов, что составляет около 26,3% от общего количества поездов в стране по этому направлению.

Анатолий Якимов
Иркутская область увеличила экспорт продукции АПК: новые рекорды и общероссийские тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За пять месяцев 2025 года Иркутская область экспортировала агропромышленной продукции на 39,8 миллиона долларов США. Это в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными импортерами традиционно остаются Китай, Монголия и Беларусь. Наибольший спрос за рубежом сохраняется на масличные и зерновые культуры. Особенным спросом пользуются семена рапса, овес и ячмень, а также масложировую продукцию: маргарин, майонез и соусы, воду и напитки.

Анатолий Якимов
Речные перевозки между РФ и КНР: на Амуре стартовал новый грузовой рейс Тунцзян-Хабаровск
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В китайском порту Тунцзян, провинции Хэйлунцзян официально запущен новый речной грузовой маршрут в российский Хабаровск. Как сообщает агентство «Чжунсиньшэ», две баржи, буксируемые судном «Лунтуй-610», прошли по рекам Сунгари и Амуру, что ознаменовало начало навигационного сезона 2025 года.

Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая за пять месяцев 2025 года сократился на 8,2% до $88,8 млрд.
Фото из архива АО «ВЭД Агент»

Объем товарооборота между Россией и Китаем за пять месяцев 2025 года сократился на 8,2% – до 88,8 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР.

Анатолий Якимов
Как выбрать и купить школьный рюкзак из Китая: советы и особенности рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импортные школьные сумки и рюкзаки из Китая уверенно занимают часть российского рынка школьных товаров. Их популярность обеспечивается доступной ценой и большим разнообразием моделей.

Анатолий Якимов
Китайские ноутбуки завоевывают российский рынок несмотря на падение продаж
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года российский рынок ноутбуков показал снижение продаж: количество проданных снижений сократилось на 4% до 882 тысяч штук, выручка упала на 12%, составив 53,3 миллиарда рублей. Средняя цена ноутбука снизилась с 62 до 60 тысяч рублей.