Слово Эксперта

Логистика грузов и карантин

Автор: Кристина Паршенко, ведущий специалист отдела логистики АО «ВЭД Агент»
Ситуация, описанная в статье, характеризует логистический рынок до китайского Нового года. О том, как она изменилась после, Кристина расскажет в статье, которую мы опубликуем в марте. (Прим. ред.).
Главной и самой болезненной темой 2020 и начала 2021 годов стала пандемия COVID-19, охватившая весь мир. Она изменила не только жизни многих людей, но и ситуацию на глобальных рынках. И, в частности, затронула доставку грузов. Весь мир столкнулся со значительным сокращением производственных площадей, закрытием границ между странами, введением режима самоизоляции.
Эти реалии современной жизни стали первопричинами для образования следующих тенденций в сфере логистики:
  1. Кризис вызвал дисбаланс грузопотоков. Весной 2020 года, в период первой волны короновируса, наблюдалось снижение грузопотоков, связанное с частичной приостановкой производства и снижением спроса. Многие фабрики и заводы по всему миру были закрыты на карантин.
После ослабления режима и карантина заводы начали массово наращивать объемы производства. Результатом ситуации стал отложенный спрос. Так, на данный момент, потребности в отправке товаров из Китая достигли таких масштабов, что превысили имеющиеся в оперировании у грузоперевозчиков мощности и ресурсы в виде контейнеровозов, контейнеров, судов и рейсов.
Неравномерное распределение грузопотоков влияет на логистику в целом. Например, на распределение контейнеров в мире. Так, притока контейнеров в Китай недостаточно для закрытия образовавшегося спроса на данное оборудование для отправки грузов из Китая. Особенно сильно дефицит контейнеров и мест на судах проявил себя в таких портах КНР, как Шанхай и Нинбо-Чжоушань. Мы советовали нашим клиентам как можно более заблаговременно планировать перевозки с данных портов, так как срок ожидания порожного контейнера оставался сложнопрогнозируемым.
Ситуация с дефицитом контейнеров и мест на судах отражается логистики. Первое: увеличиваются сроки доставки, так как возникают задержки, связанные как с ожиданием выделения контейнеров под перевозку, так и свободного места на судне. Второе: растет стоимость морского фрахта. Перевозчики вынуждены вводить надбавку в связи с массовым дефицитом контейнеров в портах, нехваткой мест на суднах, чтобы таким образом регулировать ситуацию.
По прогнозам, острая нехватка провозных возможностей будет наблюдаться вплоть до китайского Нового года.
  1. Перераспределение грузопотоков с автомобильного и авиационного на другие виды транспорта
Больше всего пострадали от пандемии авиатранспорт и автотранспорт. Следовательно, большая часть грузов, которые ранее массово перевозились в международном сообщении на этих видах транспорта, стали доставляться морским и железнодорожным транспортом. В том числе перевозки либо в целом контейнере, либо сборным грузом, где партия занимает часть места в транспортном средстве.
Как пандемия и карантин повлияли на работу каждого вида транспорта в отдельности?
Морские контейнерные перевозки
Морские контейнерные перевозки наряду с железнодорожными продолжают обеспечивать регулярную транспортировку грузов из Китая — относительно других видов транспорта. Конечно же, пандемия вносила свои корректировки в данные виды перевозок. Она спровоцировала снижение деловой активности и спроса в период первой волны короновируса. Это, в свою очередь, привело к тому, что морские перевозчики сокращали невостребованные на тот момент провозные возможности. Значительное количество контейнеровозов в период снижения деловой активности в мире в связи с эпидемией COVID-19 было снято с маршрутов и до сих пор не вернулось, даже в такой пиковой период. Тем не менее порты стран Юго-Восточной Азии, России продолжали перерабатывать контейнеры, и каких-либо простоев замечено не было, за исключением особых случаев. Например, в порту Ухань, где в период массовой эпидемии было прекращено баржевое сообщение.
Железнодорожные перевозки
Железнодорожные перевозки также обеспечивал регулярную отправку грузов из Китая в период пандемии. Конечно, ситуации с отменами и переносами поездов по выходу из Китая имели место быть, но не являлись тотальным массовым явлением. Например, была непростая ситуация с отправкой грузов по ж/д из Китая. Контейнеры в сторону РФ скопились на переходах Наушки и Забайкальск в ожидании свободных платформ. И такая нехватка свободных платформ, подвижного состава произошла по причине неравномерности грузопотока.
Из-за неравномерного потока мы наблюдаем увеличение отправок из Китая в сторону Московского узла, а экспорт из России в Китай ж/д транспортом снизился. Такой рост потока ж/д грузов из Китая самым негативным образом повлиял на загруженность станций московского узла, в связи с чем возникали задержки в доставке грузов. Составы, приходящие на станции Москвы, скапливались в ожидании долгой раскредитации на станции назначения, ожидании выполнения выгрузочных операций на терминалах.
Какое-то время станция Ворсино была перегружена. Для разгрузки Ворсино некоторые составы перенаправлялись перевозчиками на другие станции: Электроугли, Белый Раст и т.п. В настоящее время работа на станции назначения Ворсино и других станций Московского узла стабилизировалась. Время ожидания раскредитации составляет порядка суток.
Автоперевозки
Эпидемия коронавируса затронула и автоперевозки. Проезд автотранспорта из Китая через пограничный переход Манчьжурия – Забайкальск, через который ранее массово осуществлялись автоперевозки, ограничен. Исключением —грузами, перед которыми открыт так называемый «зеленый коридор», является автотранспорт с продуктами питания и медицинскими товарами из Китая. Монголия пошла по стопам Китая. Она закрыла проезд через погранпереход между Монголией и Российской Федерацией с 16 ноября.
Если говорить об отправках из Европы, то в целом импорт и экспорт из Европы осуществляются регулярном режиме с некоторым увеличением срока перевозки — в связи с тем, что из-за дополнительных санитарных проверок на границах могут возникать задержки, что негативно сказывается на сроках доставки грузов.
Пропускная способность через территорию Казахстана из Китая в Россию ограничена. Разрешено проезжать не более чем 20 машинам в сутки.
Авиаперевозки
Наибольшие потери из-за ведения ограничений понесло направление международных авиаперевозок.
Существенные ограничения на авиаперевозки «перебросили» часть спроса со стороны грузовладельцев на перевозку сборных грузов другими видами транспорта.
Расписания рейсов авиакомпаний постоянно обновляются в зависимости от текущей ситуации в мире. Текущие тарифы определяются перевозчиками в момент бронирования и не могут быть гарантированы на продолжительный период.
Выводы
Несмотря на пандемию, мы, компания «ВЭД Агент», оперативно адаптируемся к меняющимся условиям и сейчас, для того чтобы решать задачи, которые ставят перед нами клиенты, работаем в следующих направлениях (это неполный перечень):
  1. В качестве альтернативы автоперевозкам мы предлагаем нашим клиентам сборную отправку в контейнере. В связи с растущими объемами перевозок таким сервисом мы увеличили периодичность формирования и отправок сборных грузов.
  2. Для устранения дефицита КТК мы увеличиваем парк контейнеров в нашем оперативном пользовании за счет покупки, лизинга и т.д.
  3. Налажены альтернативные авиамаршруты в Сибирь через Москву и зарубежные страны.
  4. Сотрудничество с большим количеством перевозчиков позволяет иметь в арсенале расширенный список сервисов и подбирать для каждого груза свой индивидуальный вариант перевозки, который будет являться наиболее оптимальным по срокам и стоимости доставки. Тем самым мы имеем возможность варьировать схемы доставки и предлагать клиентам самый лучший вариант транспортировки груза.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.

Анатолий Якимов
Читинская таможня: расписание работы постов Россия-Китай в праздники 31 декабря-11 января
Фото Анатолия Якимова

Читинская таможня опубликовала расписание работы постов на территории Забайкальского края в период новогодних праздников с 31 декабря 2025 года по 11 января 2026 года. Информация актуальна для участников внешнеэкономической деятельности, особенно в сегменте российско-китайской торговли через Забайкальск и прилегающие пункты. Это позволит бизнесу спланировать логистику импортно-экспортных грузов без сбоев.