Елена Венгерская

Минимизация рисков при таможенном оформлении: управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев на «Реальном Китае»

7 февраля в Москве открылся бизнес-форум «Реальный Китай». Одним из его спикеров стал Александр Дегтярев, управляющий компании «ВЭД Агент», организатор крупнейшего за Уралом события в сфере ВЭД с Азией для МСП — Сибирского экономического форума.
Александр Дегтярев стал пионером ВЭД в 2005 году, когда логистический бизнес, обслуживающий импортно-экспортные операции, только зарождался как самостоятельный. У него два образования: в сфере международных отношений и финансовое, он кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и мировой экономики Новосибирского государственного университета экономики и управления. «ВЭД Агент», созданный Александром, ― лидер сибирского региона по агентированию ВЭД с Азией. В 2018 году он импортировал для своих клиентов товары на сумму 2,5 млрд рублей.
Представляем вашему вниманию видеозапись выступления Александра и ее текстовую расшифровку.
Александр Дегтярев: Минимизация рисков при таможенном оформлении — очень важная тема. Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда начинающие компании, только приступившие к бизнесу с Китаем, прекращали заниматься им после одной-двух поставок — по причине того, что по полной окунались в таможенное оформление, без учета специфики этой сферы ВЭД.
Для того чтобы вы не наступили на грабли, хочу познакомить вас с нашим опытом минимизации таможенных рисков.
Расскажу о том, что такое система управления рисками, охарактеризую основные риски, с которыми сталкиваются импортеры при ведении бизнеса с Китаем: стоимостной риск, риск классификации и риск досмотра. Вы узнаете, как система управления рисками развивается и переходит к субъектно-ориентированному подходу. Это как раз те самые «черные списки» и «зеленый коридор». И в конце вас ждут выводы.
Система управления рисками
Что такое применяемая таможенными органами система управления рисками с точки зрения законодательства? Ее определение содержится в Таможенном кодексе ЕАЭС в главе 50. Что такое таможенный риск? Если говорить простыми словами, это любая возможность нарушения таможенного законодательства. Все, что связано с таможней и перемещением товаров через таможенную границу, попадает под риск.
Основными целями системы управления рисками являются:
  1. Эффективное использование тех ресурсов, которые есть у таможни.
  2. Сосредоточение на тех компаниях, которые с очень высокой степенью вероятности могут нарушить таможенное законодательство.
  3. Предоставление максимальной свободы тем компаниям, которые с очень низкой степенью вероятности могут нарушить таможенное законодательство.
Вторая и третья цели — две стороны одной медали.
Стоимостной риск
Те, кто работает с Китаем по импорту, с этим риском наверняка уже сталкивались. В чем он может выражаться? Первое — завышение таможенной стоимости. Второе — занижение таможенной стоимости (ниже индекса таможенной стоимости (ИТС)). ИТС — показатель таможенной стоимости, контролируемый таможенным органом.
Чем грозит занижение стоимости? Вам доначисляют таможенные платежи.
Чем грозит завышение таможенной стоимости? Обычно это актуально для оборудования, которое ввозится с нулевой ставкой пошлины и с нулевой ставкой НДС.
В нашей практике был случай, когда мы столкнулись с этим риском. Три года назад Центробанк совместно с ФСБ и Росфинмониторингом издали приказ о необходимости контролировать категорию товаров с нулевой ставкой пошлины и НДС. Что в этот период произошло с нами? Через два дня после оформления одной из таможенных деклараций нам позвонили из банка и дрожащим голосом спросили: «Что у вас произошло? Нам позвонили из Центробанка и сказали, что у вас есть плохой клиент, а вы спите». Банк заблокировал нам на два дня все валютные операции. Для нас это очень серьезно. Мы в течение двух дней вели переписку и переговоры с банком. В итоге наши валютные операции разблокировали. Потом мы примерно полтора года переписывались с таможней, так как нам было важно понять, что же случилось. Таможня ответила нам, что они ни при чем: согласно совместному приказу ЦБ, ФСБ и Росфинмониторинга они обязаны указывать ЦБ на декларации, по которым есть признак завышения таможенной стоимости. ФТС нам объяснила: «Год назад вы возили такое же оборудование, но оно было на 40% дешевле». После чего мы представили все документы, подтверждающие реальную стоимость товара, и в итоге этот негативный момент удалось устранить. Благо, что наш банк проявил адекватность и в течение двух дней разблокировал нам валютные операции. Хотя банкиры говорят, что после такого не выживают. А наша компания живет и здравствует.
Как минимизировать риск? Что делаем мы?
Мы проводим предварительную проверку по базам данных. Таможенные органы всегда негативно оценивают это и говорят, что вы используете базы, чтобы занижать ИТС. На самом деле, мы используем их для того, чтобы понять, к чему готовиться.
Если мы видим, что наша стоимость ниже ИТС, мы начинаем заранее собирать полный пакет документов (контракт, спецификация, инвойс, упаковочный лист, экспортная ТД, биржевые справки, биржевые справки, оценка ТПП, прайс-лист, полное тех. описание и т.д.). Чтобы, как только у нас запросят этот пакет, он сразу же был у таможенного инспектора.
Если мы видим, что наша стоимость выше ИТС, мы не ведем эту работу, ведь она стоит денег и занимает время.
Риск классификации
Товар должен быть отнесен по товарной номенклатуре ВЭД к определенному коду. Этот код определяет ставку пошлины и нетарифные ограничения.
Чем грозит этот риск?
  1. Доначисление таможенных платежей, если вы неправильно классифицировали товар. Условно: вы заявили код со ставкой 5%, таможня переквалифицировала ваш товар и теперь он классифицирован кодом с 15%-й ставкой. Соответственно 10% вам доначисляют.
  2. Несоблюдение норм нетарифного контроля влечет штраф до 300 тыс. рублей. Вы заявили код, который, не подлежит сертификации. Таможня меняет его на тот, который подлежит сертификации. Получается, что вы не предоставили сертификат соответствия. Это уже административное правонарушение со штрафом.
  3. Возбуждение дела об административном правонарушении или — при доначислении таможенных платежей свыше 2 млн рублей — возбуждение уголовного дела.
Как минимизировать риск. Что делаем мы?
  1. Запрашиваем у поставщика максимальное описание товара, для того чтобы его правильно классифицировать.
  2. Смотрим по базам данных, как его классифицируют другие участники ВЭД. Это, понятно, не панацея, но мы хотя бы видим, как участники рынка возят тот или иной товар, как его классифицируют.
  3. Получаем классификационное заключение ТПП. Оно носит рекомендательный характер, но там работают эксперты, которые имеют определенный вес.
  4. Получаем предварительное классификационное заключение ФТС. Это, конечно, тоже не панацея. На одном из мероприятий я задал вопрос руководителю таможенной службы, которая выносит такие предварительные решения. Спросил, насколько можно на них ориентироваться, если в разных таможенных управлениях выносят разные классификационные решения. Он ответил, что, да, такое действительно есть. Но с этим ничего не поделать. К этому просто нужно быть готовым.
Риск досмотра
Чем грозит?
  1. Доначисление таможенных платежей. На ряд категорий товаров есть весовая ставка пошлины. Как правило, это мебель. Соответственно, если вы заявили, что у вас диван весит 100 кг, а при досмотре оказывается, что он весит 150 кг, при ставке пошлины 3 евро за кг вам доначисляют 150 евро. Но страшно не это. Страшно, что возбудят дело об административном правонарушении.
  2. Несоблюдение норм нетарифного контроля. Та самая сертификация со штрафом до 300 тыс. и возбуждением дела об АП. Например, вы предоставили сертификат на какой-то товар, в котором указан артикул товара ABCD. При досмотре обнаружили, что на товаре нанесен другой артикул, какой-нибудь DCBA. И получается, что ваш товар не сертифицирован. И возбуждается дело об АП.
  3. Возбуждение дела об административном правонарушении или — при доначислении таможенных платежей свыше 2 млн рублей — возбуждение уголовного дела.
Как минимизировать риск? Что делаем мы?
  1. Проводим предварительный осмотр товара на месте погрузки — так называемый сюрвей.
  2. Когда товар прибыл на пункт таможенного оформления, проводим предварительные операции. Просим или сами через своих представителей ведем фото- и видеофиксацию погрузки товара. И тогда точно понимаем, что грузят.
Просим наших китайских поставщиков откладывать образцы товара. Чтобы в случае назначения досмотра осматривали уже не весь контейнер (вагон, автомобиль), а его отложенные образцы: взвесили бы его, сфотографировали и т.п. А все остальное остается в таком же состоянии, как было загружено.
  1. Учитываем риск, когда вес нетто товара не должен отличаться от веса брутто более чем на 20%. Если эта разница превышена, таможня захочет посмотреть, почему упаковка настолько тяжелая.
  2. Всегда просим проверять данные от китайских поставщиков на логичность. У нас был случай, когда мы получили документы от поставщика по такому товару, как иглы для тату. 100 штук товара весили, согласно этим данным, 100 кг. Наш специалист удивился и засомневался. Получается, что одна игла весит 1 кг? Как-то много… Выяснилось, что игла весила 10 граммов. А то, что было записано как одна игла, на деле оказалось пакетом со 100 иглами. Если бы мы не проверили эту информацию, при таможенном осмотре у нас бы изъяли 9900 игл.
А если представить, что это были не иглы, а дорогостоящий товар в большом объеме, то мы могли бы столкнуться с очень серьезными финансовыми потерями.
Пару слов про субъектно-ориентированный подход. Часто таможню спрашивают про наличие так называемых «черных списков». В прошлом году я был на конференции с главой ФТС Владимиром Буланиным. Ему задали этот вопрос. Он ответил: «Успокойтесь, нет никаких черных списков. Есть перечень. По этому перечню мы ведем работу». Важно, что перечень есть. Раньше он обновлялся долго, теперь система работает быстрее. В ней около 10 тыс. рисков. И система анализирует участников ВЭД. В зависимости от того, как они возят товары, как определяют таможенную стоимость, коды, какой вес заявляют и т.п., — формируется бэкграунд компании, и она попадает либо в «черный список», либо в «зеленый коридор». «Зеленый коридор» — это минимум фактического контроля, взвешиваний, досмотра, максимально быстрый прием и выпуск декларации и т.п.
Выводы
  1. Нужно понять, что система управления рисками (СУР) — данность, с которой мы ничего не можем поделать.
  2. Риски, как и СУР — неконтролируемый факт. Мы можем их лишь учитывать в своей работе.
  3. Нарушения таможенного законодательства влекут за собой серьезные финансовые риски и ответственность — от административной до уголовной.
  4. Минимизация рисков — кропотливая работа участника ВЭД вместе с поставщиком.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.