Елена Венгерская

Минимизация рисков при таможенном оформлении: управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев на «Реальном Китае»

7 февраля в Москве открылся бизнес-форум «Реальный Китай». Одним из его спикеров стал Александр Дегтярев, управляющий компании «ВЭД Агент», организатор крупнейшего за Уралом события в сфере ВЭД с Азией для МСП — Сибирского экономического форума.
Александр Дегтярев стал пионером ВЭД в 2005 году, когда логистический бизнес, обслуживающий импортно-экспортные операции, только зарождался как самостоятельный. У него два образования: в сфере международных отношений и финансовое, он кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и мировой экономики Новосибирского государственного университета экономики и управления. «ВЭД Агент», созданный Александром, ― лидер сибирского региона по агентированию ВЭД с Азией. В 2018 году он импортировал для своих клиентов товары на сумму 2,5 млрд рублей.
Представляем вашему вниманию видеозапись выступления Александра и ее текстовую расшифровку.
Александр Дегтярев: Минимизация рисков при таможенном оформлении — очень важная тема. Мы неоднократно сталкивались со случаями, когда начинающие компании, только приступившие к бизнесу с Китаем, прекращали заниматься им после одной-двух поставок — по причине того, что по полной окунались в таможенное оформление, без учета специфики этой сферы ВЭД.
Для того чтобы вы не наступили на грабли, хочу познакомить вас с нашим опытом минимизации таможенных рисков.
Расскажу о том, что такое система управления рисками, охарактеризую основные риски, с которыми сталкиваются импортеры при ведении бизнеса с Китаем: стоимостной риск, риск классификации и риск досмотра. Вы узнаете, как система управления рисками развивается и переходит к субъектно-ориентированному подходу. Это как раз те самые «черные списки» и «зеленый коридор». И в конце вас ждут выводы.
Система управления рисками
Что такое применяемая таможенными органами система управления рисками с точки зрения законодательства? Ее определение содержится в Таможенном кодексе ЕАЭС в главе 50. Что такое таможенный риск? Если говорить простыми словами, это любая возможность нарушения таможенного законодательства. Все, что связано с таможней и перемещением товаров через таможенную границу, попадает под риск.
Основными целями системы управления рисками являются:
  1. Эффективное использование тех ресурсов, которые есть у таможни.
  2. Сосредоточение на тех компаниях, которые с очень высокой степенью вероятности могут нарушить таможенное законодательство.
  3. Предоставление максимальной свободы тем компаниям, которые с очень низкой степенью вероятности могут нарушить таможенное законодательство.
Вторая и третья цели — две стороны одной медали.
Стоимостной риск
Те, кто работает с Китаем по импорту, с этим риском наверняка уже сталкивались. В чем он может выражаться? Первое — завышение таможенной стоимости. Второе — занижение таможенной стоимости (ниже индекса таможенной стоимости (ИТС)). ИТС — показатель таможенной стоимости, контролируемый таможенным органом.
Чем грозит занижение стоимости? Вам доначисляют таможенные платежи.
Чем грозит завышение таможенной стоимости? Обычно это актуально для оборудования, которое ввозится с нулевой ставкой пошлины и с нулевой ставкой НДС.
В нашей практике был случай, когда мы столкнулись с этим риском. Три года назад Центробанк совместно с ФСБ и Росфинмониторингом издали приказ о необходимости контролировать категорию товаров с нулевой ставкой пошлины и НДС. Что в этот период произошло с нами? Через два дня после оформления одной из таможенных деклараций нам позвонили из банка и дрожащим голосом спросили: «Что у вас произошло? Нам позвонили из Центробанка и сказали, что у вас есть плохой клиент, а вы спите». Банк заблокировал нам на два дня все валютные операции. Для нас это очень серьезно. Мы в течение двух дней вели переписку и переговоры с банком. В итоге наши валютные операции разблокировали. Потом мы примерно полтора года переписывались с таможней, так как нам было важно понять, что же случилось. Таможня ответила нам, что они ни при чем: согласно совместному приказу ЦБ, ФСБ и Росфинмониторинга они обязаны указывать ЦБ на декларации, по которым есть признак завышения таможенной стоимости. ФТС нам объяснила: «Год назад вы возили такое же оборудование, но оно было на 40% дешевле». После чего мы представили все документы, подтверждающие реальную стоимость товара, и в итоге этот негативный момент удалось устранить. Благо, что наш банк проявил адекватность и в течение двух дней разблокировал нам валютные операции. Хотя банкиры говорят, что после такого не выживают. А наша компания живет и здравствует.
Как минимизировать риск? Что делаем мы?
Мы проводим предварительную проверку по базам данных. Таможенные органы всегда негативно оценивают это и говорят, что вы используете базы, чтобы занижать ИТС. На самом деле, мы используем их для того, чтобы понять, к чему готовиться.
Если мы видим, что наша стоимость ниже ИТС, мы начинаем заранее собирать полный пакет документов (контракт, спецификация, инвойс, упаковочный лист, экспортная ТД, биржевые справки, биржевые справки, оценка ТПП, прайс-лист, полное тех. описание и т.д.). Чтобы, как только у нас запросят этот пакет, он сразу же был у таможенного инспектора.
Если мы видим, что наша стоимость выше ИТС, мы не ведем эту работу, ведь она стоит денег и занимает время.
Риск классификации
Товар должен быть отнесен по товарной номенклатуре ВЭД к определенному коду. Этот код определяет ставку пошлины и нетарифные ограничения.
Чем грозит этот риск?
  1. Доначисление таможенных платежей, если вы неправильно классифицировали товар. Условно: вы заявили код со ставкой 5%, таможня переквалифицировала ваш товар и теперь он классифицирован кодом с 15%-й ставкой. Соответственно 10% вам доначисляют.
  2. Несоблюдение норм нетарифного контроля влечет штраф до 300 тыс. рублей. Вы заявили код, который, не подлежит сертификации. Таможня меняет его на тот, который подлежит сертификации. Получается, что вы не предоставили сертификат соответствия. Это уже административное правонарушение со штрафом.
  3. Возбуждение дела об административном правонарушении или — при доначислении таможенных платежей свыше 2 млн рублей — возбуждение уголовного дела.
Как минимизировать риск. Что делаем мы?
  1. Запрашиваем у поставщика максимальное описание товара, для того чтобы его правильно классифицировать.
  2. Смотрим по базам данных, как его классифицируют другие участники ВЭД. Это, понятно, не панацея, но мы хотя бы видим, как участники рынка возят тот или иной товар, как его классифицируют.
  3. Получаем классификационное заключение ТПП. Оно носит рекомендательный характер, но там работают эксперты, которые имеют определенный вес.
  4. Получаем предварительное классификационное заключение ФТС. Это, конечно, тоже не панацея. На одном из мероприятий я задал вопрос руководителю таможенной службы, которая выносит такие предварительные решения. Спросил, насколько можно на них ориентироваться, если в разных таможенных управлениях выносят разные классификационные решения. Он ответил, что, да, такое действительно есть. Но с этим ничего не поделать. К этому просто нужно быть готовым.
Риск досмотра
Чем грозит?
  1. Доначисление таможенных платежей. На ряд категорий товаров есть весовая ставка пошлины. Как правило, это мебель. Соответственно, если вы заявили, что у вас диван весит 100 кг, а при досмотре оказывается, что он весит 150 кг, при ставке пошлины 3 евро за кг вам доначисляют 150 евро. Но страшно не это. Страшно, что возбудят дело об административном правонарушении.
  2. Несоблюдение норм нетарифного контроля. Та самая сертификация со штрафом до 300 тыс. и возбуждением дела об АП. Например, вы предоставили сертификат на какой-то товар, в котором указан артикул товара ABCD. При досмотре обнаружили, что на товаре нанесен другой артикул, какой-нибудь DCBA. И получается, что ваш товар не сертифицирован. И возбуждается дело об АП.
  3. Возбуждение дела об административном правонарушении или — при доначислении таможенных платежей свыше 2 млн рублей — возбуждение уголовного дела.
Как минимизировать риск? Что делаем мы?
  1. Проводим предварительный осмотр товара на месте погрузки — так называемый сюрвей.
  2. Когда товар прибыл на пункт таможенного оформления, проводим предварительные операции. Просим или сами через своих представителей ведем фото- и видеофиксацию погрузки товара. И тогда точно понимаем, что грузят.
Просим наших китайских поставщиков откладывать образцы товара. Чтобы в случае назначения досмотра осматривали уже не весь контейнер (вагон, автомобиль), а его отложенные образцы: взвесили бы его, сфотографировали и т.п. А все остальное остается в таком же состоянии, как было загружено.
  1. Учитываем риск, когда вес нетто товара не должен отличаться от веса брутто более чем на 20%. Если эта разница превышена, таможня захочет посмотреть, почему упаковка настолько тяжелая.
  2. Всегда просим проверять данные от китайских поставщиков на логичность. У нас был случай, когда мы получили документы от поставщика по такому товару, как иглы для тату. 100 штук товара весили, согласно этим данным, 100 кг. Наш специалист удивился и засомневался. Получается, что одна игла весит 1 кг? Как-то много… Выяснилось, что игла весила 10 граммов. А то, что было записано как одна игла, на деле оказалось пакетом со 100 иглами. Если бы мы не проверили эту информацию, при таможенном осмотре у нас бы изъяли 9900 игл.
А если представить, что это были не иглы, а дорогостоящий товар в большом объеме, то мы могли бы столкнуться с очень серьезными финансовыми потерями.
Пару слов про субъектно-ориентированный подход. Часто таможню спрашивают про наличие так называемых «черных списков». В прошлом году я был на конференции с главой ФТС Владимиром Буланиным. Ему задали этот вопрос. Он ответил: «Успокойтесь, нет никаких черных списков. Есть перечень. По этому перечню мы ведем работу». Важно, что перечень есть. Раньше он обновлялся долго, теперь система работает быстрее. В ней около 10 тыс. рисков. И система анализирует участников ВЭД. В зависимости от того, как они возят товары, как определяют таможенную стоимость, коды, какой вес заявляют и т.п., — формируется бэкграунд компании, и она попадает либо в «черный список», либо в «зеленый коридор». «Зеленый коридор» — это минимум фактического контроля, взвешиваний, досмотра, максимально быстрый прием и выпуск декларации и т.п.
Выводы
  1. Нужно понять, что система управления рисками (СУР) — данность, с которой мы ничего не можем поделать.
  2. Риски, как и СУР — неконтролируемый факт. Мы можем их лишь учитывать в своей работе.
  3. Нарушения таможенного законодательства влекут за собой серьезные финансовые риски и ответственность — от административной до уголовной.
  4. Минимизация рисков — кропотливая работа участника ВЭД вместе с поставщиком.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Логистика
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Финансы
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.

Анатолий Якимов
Как эффективно участвовать в Canton Fair 2025: обзор и рекомендации ведущего специалиста ВЭД

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка 2025: инсайты и рекомендации от ведущего специалиста ВЭД». Эксперт – ведущий специалистом ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши

Валерия Баевкина в составе делегации АО «ВЭД Агент» посетила осеннюю сессию Canton Fair в 2023 году. Выставка проводится уже более 50 лет в городе Гуанчжоу на юге Китая.

Анатолий Якимов
Как выставки в Москве укрепляют сотрудничество России и Китая в торговле и промышленности
Фото предоставлено организаторами выставок

Товарооборот России с Китаем продолжает устойчиво расти, а торговое сотрудничество развивается в новых форматах, что подтверждается итогами специализированных выставок и бизнес-форумов в Москве. По данным за январь–июль 2025 года, объем двусторонней торговли достиг 125,8 миллиарда долларов США, при этом положительное сальдо сохраняется за Россией. Экспозиции выставок International /China Commodity Fair и China Machinery Fair показали не только широкий ассортимент китайской продукции, но и возросший интерес российских компаний к комплексным решениям, маркировке и цифровой интеграции.

Анатолий Якимов
Читинские таможенники пресекли контрабанду культурных ценностей в Китай: 86 предметов царской эпохи и СССР
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники пресекли попытку нелегального вывоза культурных ценностей царских времен и эпохи СССР в Китай через Международный автоматический пункт пропуска «Забайкальск». У задержанного иностранного гражданина в багаже было обнаружено 86 предметов, включая браслеты и гребни из нефрита, 27 необработанных камней нефрита разных оттенков и размеров, знаки отличия советской эпохи, орденскую книжку, а также денежные знаки времен царской России и СССР.