Павел Мартынов
Финансы

Монополистическое наказание Meituan

8 октября 2021 года Государственная администрация по регулированию рынка (the State Administration for Market Regulation - SAMR), главный регулятор рынка Китая, наложила штраф в размере 3,442 миллиарда юаней (534 миллиона долларов США) на гиганта по доставке продуктов питания Meituan за его монополистическое поведение. Согласно заявлению SAMR, штраф равен примерно 3 процентам от общей выручки Meituan от продаж на внутреннем рынке в размере 114,7 млрд юаней в 2020 году.
SAMR утверждает, что обнаружила, что с 2018 года, чтобы препятствовать развитию других конкурентоспособных платформ, еще больше усилить, поддерживать и укрепить свои рыночные позиции, Meituan злоупотребил своим доминирующим положением на рынке услуг в сфере онлайн-кейтеринга на вынос платформы в Китае. Такое поведение мешает операторам сотрудничать с другими конкурирующими платформами и вынуждает операторов платформы проводить транзакции только с Meituan. Такое поведение нарушает статью 17 антимонопольного закона Китая, согласно которой оператору, занимающему доминирующее положение на рынке, запрещается ограничивать торговых партнеров торговлей только с указанным оператором или его назначенным оператором без уважительных причин, что является злоупотреблением своего доминирующего положения.
Платформы онлайн-кейтеринга на вынос в Китае
Услуги платформы онлайн-кейтеринга на вынос включают в себя выпуск информации, сопоставление информации на основе местоположения, сопоставление транзакций и другие информационные услуги в Интернете, предоставляемые оператором платформы онлайн-кейтеринга на вынос для операторов общественного питания и потребителей.
Доминирующее положение
В соответствии со статьей 18 антимонопольного законодательства Китая, вопрос о том, занимает ли оператор доминирующее положение на рынке, определяется на основе следующих факторов:
1. Доля рынка оператора на соответствующем рынке, а также конкурентная ситуация на соответствующем рынке;
2. Способность оператора контролировать рынок сбыта или рынок закупок материалов;
3. Финансовые и технические возможности оператора;
4. Степень зависимости других операторов от оператора с точки зрения торговли;
5. Степень сложности выхода на рынок для других операторов; и
6. Другие факторы, имеющие отношение к определению доминирующего положения оператора на рынке.
В соответствии с расследованием и анализом SAMR:
Рыночная доля Meituan превысила 50 %, что можно считать доминирующим положением на рынке. С 2018 по 2020 год выручка от услуг и количество заказов Meituan составили более 50 % от общего объема выручки от услуг и количества заказов основных онлайн-платформ общественного питания в Китае соответственно.
Meituan обладает сравнительно сильной способностью контролировать рынок. В деловых переговорах с операторами общественного питания Meituan обычно имеет высокий голос в вопросах ценообразования и имеет возможность контролировать потоки и каналы продаж операторов на платформе.
Meituan обладает сильными финансовыми ресурсами и передовыми техническими условиями. С 2018 по 2020 год оборот Meituan в Китае составил 65,09 млрд юаней, 97,34 млрд юаней и 114,75 млрд юаней соответственно.
Другие операторы сильно зависят от Meituan в транзакциях. Meituan обладает сильным сетевым эффектом и эффектом блокировки для операторов платформы. Компания Meituan пользуется высоким признанием операторов и потребителей на рынке услуг онлайн-платформы общественного питания на вынос в Китае. Операторам платформы сложно переносить данные, накопленные в Meituan, на другие платформы.
Трудность выхода на рынок. С одной стороны, стоимость выхода на рынок услуг онлайн-платформы для кейтеринга на вынос высока, и для создания платформы, системы алгоритмов обработки данных, технологических исследований и разработок и маркетинга бренда требуется много средств. С другой стороны, платформа онлайн-кейтеринга на вынос должна получить достаточное количество потребителей и операторов на платформе, чтобы достичь критического масштаба и сформировать круговую положительную обратную связь для достижения эффективного выхода на рынок.
Связанная с Meituan рыночная структура укрепила и усилила ее рыночную власть. Meituan осуществила экологическую планировку во многих областях, таких как потребление продуктов питания в магазинах, бытовое обслуживание, гостиничный туризм и путешествия, а также доставка продуктов питания на вынос, предоставляя больше торговых возможностей онлайн-платформе доставки еды на вынос.
Таким образом, Meituan занял доминирующее положение на рынке услуг платформы онлайн-кейтеринга на вынос в Китае. В то время как Meituan занимает такую позицию, ее поведение, заключающееся в принуждении продавцов подписывать эксклюзивные соглашения о сотрудничестве, взимании торговых депозитов и использовании технологической тактики, включающей данные и алгоритмы, принуждении этих продавцов "выбирать одного из двух", чтобы исключить конкурентов и ограничить рыночную конкуренцию, ослабило инновационную динамику и жизнеспособность платформы и нанесло ущерб интересам продавцов и потребителей платформы.
С прошлого года ряд китайских интернет-тяжеловесов, в том числе холдинг Alibaba Group, Tencent, JD и Suning.com, были расследованы или оштрафованы за предполагаемое монополистическое поведение. Такие шаги помогли бы китайским компаниям повысить свою глобальную конкурентоспособность. В настоящее время крупные компании, занимающиеся интернет-платформами, должны понимать, что им необходимо больше заботиться о своей бизнес-политике, чтобы избежать антимонопольного наказания.
Материал подготовлен компанией D'Andrea and Partners (Китай).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай вошел в число государств, где разрешен фитосанитарный контроль растений для экспорта в Россию
Фото с сайта unsplash.com

Правительство России утвердило список государств, на территории которых можно проводить фитосанитарный контроль продукции растительного происхождения, предназначенной для экспорта в РФ. Распоряжение вступит в силу с 9 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Проблемы логистики и оплаты за станки и оборудование обсудили в Новосибирске
Фото АО «ВЭД Агент»

В Новосибирском Экспоцентре продолжается работа международной выставки «МашЭкспоСибирь», в которой участвуют более 100 предприятий-производителей и поставщиков оборудования и материалов машиностроительного комплекса.

Анатолий Якимов
Импорт
12 тысяч тонн цветов прибыли на Урал из Китая
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Сотрудники Уральского таможенного управления оформили живые цветы, прибывшие из Китая, на сумму около 8 миллионов рублей. Всего накануне Международного женского дня в Уральский федеральный округ поступило 12 тысяч тонн живых цветов.

Анатолий Якимов
Три компании из Китая участвуют в выставке «МашЭкспоСибирь»
Фото с сайта mashexpo-siberia.ru

В Новосибирском Экспоцентре стартовала выставка «МашЭкспоСибирь», крупнейшее отраслевое событие за Уралом. В мероприятии участвуют производители и поставщики промышленного оборудования и материалов для металлообрабатывающей отрасли.

Анатолий Якимов
Китай готов выделить средства на реконструкцию железнодорожных терминалов России
Фото Анатолия Якимова

Инвестиции в реконструкцию железнодорожных терминалов России могут прийти из Китая. Об этом рассказал специальный представитель Президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Борис Титов в интервью ТАСС.

Анатолий Якимов
Сроки декларирования на крупногабаритное многокомпонентное оборудование увеличат
Фото с сайта unsplash.com

Министерство финансов России предложило увеличить предельные сроки подачи таможенной декларации при экспорте крупногабаритного многокомпонентного оборудование в рамках нескольких внешнеэкономических сделок. Это продолжение работы, начатой в 2022 году, по упрощение ввоза промышленных станков и другого оборудования.

Анатолий Якимов
Какие товары хотят продавать россиянам китайцы
Фото с сайта unsplash.com

На сайте xiaohongshu.com – аналоге Дзен.ру – жители Поднебесной активно обсуждают все сферы деятельности: культуру и искусство, моду и кулинарию, политику и экономику. В одном из постов идет яростное обсуждение товаров, которые китайцы готовы продавать России. Иногда там звучат банальные предложения, которые основаны на стереотипах, но попадаются и довольно смелые вещи.

Анатолий Якимов
Какие изменения в программе «Честный знак» вступят с 1 марта 2025 года
Фото с сайта unsplash.com

С 1 марта 2025 года вносятся изменения в программу «Честный знак». ChinaLogist выяснил, какие товары нужно обязательно маркировать.

Анатолий Якимов
Деревянные столовые приборы из России покоряют Китай
Фото с сайта unsplash.com

Ложки, вилки и палочки из России пользуются популярностью в Китае. Из Новгородской области в последние дни февраля в КНР отправили 158 тонн экологически чистых приборов, которые сделали из березы.

Анатолий Якимов
13 000 тонн мороженой сельди импортировал Китай из России в январе
Фото с сайта unsplash.com

В январе 2025 года экспорт мороженой сельди из России составил 31 тысячу тонн. Это в шесть раз больше, чем за аналогичный период 2024 года. Данные предоставили в Федеральном центре развития экспорта продукции агропромышленного комплекса.