Елена Венгерская

От «балки» до «Алибабы»: эволюция китайского ритейла в России

Как всего за тридцать лет слова «китайский» и «Шанхай» перестали обозначать ширпотреб и нищету и превратились в синонимы высоких технологий и отличного качества? Поколение Z, выросшее с Huawei и Lenovo в руках, таким вопросом не задается. Сегодня студенты покупают китайское в бутиках и с трудом представляют, чем была для их родителей поездка на «балку», барахолку…
Черкизоны и Гусинки
Барахолки 90-х — основная витрина китайских товаров — были настоящими государствами в государстве. Здесь на сотнях гектаров торговали всем, начиная от полотенец, детских игрушек, носовых платков и носков и заканчивая велосипедами, пальто на синтепоне, халатами и плюшевыми покрывалами «вырви глаз». Одежда, обувь, галантерея, товары для дома — на китайских рынках тогда одевалась и запасалась всем необходимым почти каждая российская семья. И не только. С 5 утра на «балку» спешили мелкооптовые бизнесмены с баулами, для которых китайские товары были основным источником дохода.
По многу лет на барахолках практически жили десятки тысяч мужчин и женщин из разных уголков Поднебесной. Сбежав от безработицы, собрав юани по всей родне, они закупались ширпотребом и поддельными «ролексами», арендовали контейнеры и вели довольно бойкую торговлю. Цеха остановившихся российских заводов переоборудовали под китайские общежития, где торговцы с Черкизона и Гусинки жили далеко не шикарно, чтобы иметь возможность каждый месяц отправлять домой по несколько десятков или даже сотен тысяч юаней.
Когда в 2009-м Черкизон закрывали, без работы и товаров остались 80 тыс. граждан КНР. Они перекрывали улицы Москвы, чтобы привлечь внимание к своему отчаянию. Просили немногое — забрать товары.
Для помощи потерявшим бизнес в Москву приезжали китайские делегации с представителями правительства. Но все было бесполезно: эпоха барахолок уходила в прошлое, увлекая за собой вчерашних счастливчиков, оставляя их без денег в чужой стране. Забывая на обочине жизни. А по главной магистрали уже спешили другие герои — такие как Джек Ма, Лэй Цзюнь, Ван Чуаньфу и подобные им создатели империй, трудяги нового времени, сегодняшние лидеры списка Forbes в КНР, причастные к тому, что мы называем китайским экономическим чудом.
Торговые империи
Незаметно для российского глаза Китай превратился во вторую экономику мира, цивилизацию небоскребов и корпораций, где словосочетание «искусственный интеллект» давно уже не сюжет из фантастического романа. Метаморфоза, за которой стоят смелость, выносливость и труд, доходящий до самоотречения. Почти все основатели китайских торговых империй родились в очень бедных семьях. Они бросили вызов — и победили.
Сми любят рассказывать эти чудесные истории. В частности, про отвергнутого рестораном быстрого питания Джека Ма. Обиженный, он основан небольшой интернет-бизнес в собственной квартире. И рекламировал его при помощи бумажного каталога. Так начиналась история Alibaba Group. Сейчас Джек Ма занимает 20-ю строчку в мировом рейтинге Forbes и владеет компанией, капитализация которой превысила 500 млрд долларов.
Товары из Китая: уже престижно
Вот уже 8 лет Китай остается ведущим торговым партнером России. Наша страна заполнена китайскими товарами настолько, что производить собственное ей уже, кажется, почти и не нужно. Тем более что китайская промышленность изменилась до неузнаваемости. Сейчас в КНР производится каждая пятая вещь. При этом товары made in China — давно не однодневки. Миф о низком качестве китайских вещей еще живет в умах, но при этом Китай — мировой лидер в сфере высокотехнологичных производств. Семимильными шагами развивается и легкая промышленность. В Поднебесной шьют одежду многие ведущие зарубежные бренды. Что касается бытовой техники, то, по оценкам аналитиков, до 90% ее мирового объема производится в Шэньчжене.
Китай стремится выпускать товары высочайшего качества. Если раньше фабрики КНР системно занимались подделкой зарубежных брендов, то теперь правительственные программы направлены на борьбу с такими производствами и на продвижение национальных торговых марок. Разрабатывая дизайн или функционал той или иной вещи, китайские производители стараются уйти от плагиата. И эти усилия оплачиваются, в том числе — рублем. Так, популярность брендовых китайских смартфонов сегодня очень высока. Одно из доказательств — свежая новость о том, что объем производства смартфонов Huawei сравнялся с показателями по Apple.
Конечно, в Китае еще остались производства, продолжающие наводнять мир низкосортными товарами. Которые периодически бракуются, как, например, признанные токсичными игрушки компании Mattel. Но такие истории — скорее, исключение. И даже на полках российских дискаунтеров уже сложно найти ширпотреб подобный тому, какой Китай производил 30 лет назад. Соотношение качества и цены китайских товаров радует. Неудивительно, что поток покупателей китайский товаров постоянно растет.
Интернет-магазины: равнение на Восток
Наша привычка экономить неистребима. И это одна из причин того, что в структуре российского шопинга стремительно увеличивается доля китайской интернет-торговли — невзирая на сроки доставки и отсутствие обязательной сертификации товаров. Да и для российских онлайн-магазинов китайские вещи — безусловный локомотив. Заметим, что даже крупнейший из них, Озон, безнадежно отстает от Али и Таобао. Потому что покупать на китайских площадках — в разы выгоднее. По многим товарам разница в ценах составляет от 200%. Всего три примера: 20 и 120 руб. — цены на светодиодные лампочки на Али и Озоне, 120 и 400 руб. — цены на флешки емкостью 16 Гб, а за 800 и 3000 руб. можно купить похожие по функциям смарт-часы. Неудивительно, что на Китай приходится 90% покупок россиян в зарубежных онлайн-магазинах.
Ежемесячная аудитория «Алиэкспресса» в России — 20 млн человек. В 2017 году на e-магазины КНР пришлось свыше 90% зарубежных посылок в Россию. А за начало 2018 года «Почта России» обработала на 35% посылок из китайских магазинов больше, чем за аналогичный период 2017 года. Растет рынок китайского интернет-ритейла, в основном, за счет покупок эконом-класса. Средний чек не превышает 20 евро. В этом Россия похожа на Европу, где доля аналогичных китайских товаров составляет около 90%.
Быть лидером «Алиэкспрессу» позволяют не только низкие цены. Али — маркетплейс, электронная площадка, на которой представлены товары разных поставщиков, объединение многих магазинов. Здесь можно купить все. От смартфонов и бытовой техники — до экзотических растений и одежды для собак.
Если раньше наши люди покупали на онлайн-площадках КНР преимущественно одежду и обувь (особенно детскую), то сейчас список покупок охватывает множество групп товаров. Популярностью пользуются электроника, бытовая техника, товары для здоровья, строительства, сада и огорода, автозапчасти, косметика и парфюмерия и т.п. Структура рынка постоянно расширяется.
Основным недостатком онлайн-покупок в Китае долгое время оставалась доставка: черепашья скорость «Почты России» стала темой для анекдотов. В связи с этим Alibaba Group, в которую входят TaoBao и Aliexpress, запустила собственную логистическую компанию — Cainiao. И дело ускорилось.
Знамениты онлайн-магазины КНР и своими скидками. Так, каждую осень россияне ждут китайский День холостяка — 11.11 — чтобы по дешевке скупить на Али все что нужно и не нужно. А недавно Али запустил онлайн-сервис под говорящим названием Lowcoster — для товаров с ценником ниже 600 рублей.
Как и положено маркетплейсу, «Алиэкспресс» придает большое значению развитию маркетинговых технологий. Самых разнообразных. От мобильных приложений, контекстной рекламы в соцсетях и СЕО-оптимизации до собственных маркетинговых сервисов: блогов, опросов и т.п. Упомянутые выше более 500 млрд долларов не вызывают у Джека Ма желания почить на лаврах. Ведь один из его любимых девизов звучит просто: «Нужно двигаться вперед!»
В офлайн формате
Российский офлайн-ритейл — еще один важный приоритет для китайских брендов. Недаром даже интернет-корпорации (Alibaba, JD), мощно и успешно стартовавшие с офлайн-проектами в Китае, присматриваются к сетям и офлайн-магазинам в России. Осенью прошлого года общественность обсуждала возможное партнерство Alibaba и российской сети «М.Видео». Если здесь переговоры и зашли в тупик, мы неизбежно еще услышим о других проектах Alibaba по развитию офлайн-формата в России. Ведь этот интернет-гигант тратит на поглощения в офлайн-ритейле миллиарды долларов.
Сегодня лидеры китайского рынка открывают в России собственные монобрендовые бутики, салоны и автоцентры. Среди «пионеров» — Lenovo и Xiaomi, Li Ning и Asus, Lifan и Haima. К слову, популярность китайских автомобилей растет вместе с верой в их надежность и безопасность.
Особенным спросом в российских магазинах пользуются качественная китайская бытовая техника, электроника, одежда, текстиль, спортивные товары и т.п. Крупнейшие российские ритейлеры охотно принимают на свои полки товары из КНР.
История китайского экономического чуда в России продолжается. Что дальше? Китайские «Ашаны»? Магазины без продавцов, роботы на складах, дроны для доставки товаров — технологии, успешно внедренные в КНР? Видимо, в России все это будет — в китайских магазинах, как минимум.
Последняя новость: у нас снова решили развивать рыночный формат. Возродить его намерен Минпромторг, поддержать — Госдума. В ближайшие годы планируют открыть 2 тыс. новых рынков. Однако с оговоркой. «Никому не нужен массовый завоз на рынки китайского ширпотреба», — комментирует новость декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Татьяна Комиссарова. Ширпотреба? Кажется, кто-то безнадежно застрял в 90-х…
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».