Елена Венгерская
СЭФ2018

Пять вопросов главному организатору Сибирского экономического форума 2018

22-23 ноября 2018 в Новосибирске состоится Сибирский экономический форум «Делаем бизнес с Азией». Главным организатором форума впервые выступает компания «ВЭД Агент», работающая в области внешнеэкономической деятельности, бизнес-консалтинга, логистики, таможенного оформления и сертификации. Мы встретились с управляющим АО «ВЭД Агент» кандидатом исторических наук Александром Дегтяревым, чтобы узнать у него, каким будет СЭФ-2018.
CL: Для тех, кто не знает: что такое Сибирский экономический форум?
Александр Дегтярев: СЭФ ― самое масштабное событие в сфере ВЭД за Уралом. Это уникальная площадка, на которой российский бизнес встречается с представителями бизнеса из Азии. И на этой площадке в течение двух дней они имеют возможность в режиме тет-а-тет установить прямые отношения. Познакомиться и, возможно, достичь конкретных договоренностей.
Кроме того, форум ― диалог бизнеса и власти. Традиционно на площадке СЭФ присутствуют представители таможенных, надзорных, налоговых органов, которые рассказывают о том, как изменилась и будет меняться регуляторика ― с тем чтобы бизнес мог оперативно подстраиваться под эти реальные или планируемые изменения.
Еще одна большая часть форума ― обучающая, кейсовая программа, как для импортеров, так и для экспортеров, в ходе которой специалисты-практики рассказывают о выходе на рынки Азии, делятся лайфхаками по закупкам: что учитывать, что нужно делать обязательно, чтобы не допустить ошибок, которые могут привести к финансовым потерям.
Все проходит в достаточно интенсивном режиме. Программа очень насыщенная. Задачей форума всегда было то, чтобы после двух дней участия в нем предприниматели тут же внедряли полученные знания на практике. Создавали новые направления в бизнесе или оптимизировали существующие бизнес-процессы.
CL: Ваша компания впервые выступает не как стратегический партнер, а как главный организатор СЭФ. Что планируете изменить, чем дополнить программу?
Александр Дегтярев: Мы планируем сделать СЭФ еще более «бизнесовым», предпринимательским. И хотели бы поговорить на актуальные темы, которые волнуют не только участников ВЭД, но и бизнес в целом. В настоящее время сильно меняется внешняя среда, и мы планируем поговорить о тех факторах, которые наиболее существенно влияют на бизнес.
Наряду с традиционной обучающей программой форума и практической биржей контактов запланирована форсайт-сессия, которая позволит заглянуть в будущее. Это важно ― понять, есть ли завтра место для бизнеса, которым ты занимаешься сегодня. Форсайт-сессия позволит построить горизонт планирования на 5-10 лет, поможет услышать разные точки зрения на то, что будет актуальным спустя время. Благодаря ей предприниматели смогут выстроить правильную стратегию.
И, наконец, мы планируем сделать форум более представительным ― и с точки зрения российской географии, и в плане присутствия на нем гостей из других стран ЕАЭС. То есть он будет интересен не только как площадка общения с участниками из стран Азии, но и как площадка для знакомств и обмена опытом для участников из стран Евразийского экономического союза.
CL: Вы ведете диалог не только с предпринимателями, но и с представителями властных структур?
Александр Дегтярев: Да, мы приглашаем власти к сотрудничеству. Участие в форуме позволит представителям власти вживую увидеть и понять потребности бизнеса в регионах. Каждому региону поручено создать экспортный стандарт. И при разработке экспортного стандарта было бы полезно, на мой взгляд, поговорить с экспортерами и с потенциальными покупателями из стран Азии.
CL: Какие мероприятия форума будут особенно интересны российским импортерам?
Александр Дегтярев: Как ни крути, но в российском импорте Китай занимает первое место, является главным нашим торговым партнером. И в импорте регионов СФО он также лидирует. Импортеров из Китая много. Для них как раз будет интересна форсайт-сессия. Есть примеры, когда компании, ориентированные на импорт определенной продукции, не смогли приспособиться к изменившимся условиям и ушли с рынка. А сейчас, как я уже сказал, среда меняется достаточно бурно. Речь идет о новых технологиях и регуляторике бизнеса. Как о китайской, так и, в первую очередь, о российской. Регулирование становится всеобъемлющим, контроль ― практически тотальным. Если импортерам раньше относительно легко можно было оптимизировать налоговые платежи, то сейчас это делать становится все сложнее. Конкурентоспособность импортируемых товаров в результате снижается. С другой стороны, те компании, которые раньше страдали от «серого» импорта, получают преимущества. Вскоре появятся новые предприятия в России, где будут производить товары тех многочисленных групп, импорт которых из Китая перестает быть столь выгодным. Не будет того ценового «лага» между импортным и производимым в России. И, возможно, все это произойдет куда быстрее, чем за 5-10 лет.
Плюс у нас пока не принят закон о валютном регулировании — главный документ в области таможенного регулирования. И, скорее всего, его должны будут принять как раз накануне СЭФ-2018. Об этом мы тоже будем говорить на форуме.
CL: Каким будет «лицо» Азии на СЭФ-2018?
Александр Дегтярев: Заявлено достаточно много стран. Самая большая делегация ― из Китая. Также традиционно мы приглашаем бизнесменов Вьетнама, Индии, Таиланда и других стран Азии. Всегда с какими-то компаниями из этих стран российским предпринимателям удавалось заключать договоры на поставки товаров. На этот раз мы планируем пригласить не только импортеров из Азии, но китайских экспортеров. Сейчас мы как раз ведем переговоры с провинциями КНР, чтобы они привезли на форум своих производителей, презентовали свою продукцию.
По импорту из Китая мы ведем переговоры, в основном, с западными и северными провинциями КНР ― не такими богатыми, как восточные. Именно в этих провинциях пока сохраняется конкурентоспособность по ценам товаров. На востоке Китая сосредоточено производство высокотехнологичных дорогих товаров. А на западе еще можно найти тот Китай, который мы знаем в качестве мировой фабрики ТНП.
Мы хотим сделать форум еще более востребованным. Востребованность СЭФ всегда была высокой. Если оценивать его с точки зрения концентрации знаний, присутствия лучших экспертов, качества проводимых мероприятий, то подобное событие можно посетить только в Москве, да и то там не будет самого ценного ― биржи контактов, на которой закупщики из стран Азии находят российских экспортеров. Подобной биржи вы не найдете ни на одном мероприятии, ни в России, ни в странах ЕАЭС. И в целом ― такого форума. После каждого СЭФ мы всегда слышали от участников, что форум на 100% оправдал их ожидания, что они смогли решить на нем все задачи, которые планировали решить. Надеюсь, что отзывы о СЭФ-2018 будут такими же.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.

Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.