Павел Мартынов
Финансы

Самое интересное начнётся, если в переговоры по ВПТТП вместе с Китаем вступят США

Министр коммерции КНР Ван Вэньтао направил министру роста торговли и экспорта Новой Зеландии Демиену О’Коннору письмо с заявкой на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП). Сейчас на страны-участницы партнёрства приходится около 13% Мирового ВВП. Цифра значительная, но куда важнее то, что ВПТПП — прямое продолжение Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТПП). ТПП созавалось Соединёнными Штатами во многом как антикитайский союз. Однако позже США вышли из соглашения и теперь новому партнёрству предстоит разбираться с заявкой из Пекина. Зачем это может быть нужно самому Китаю, в беседе с Chinalogist рассказал главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский.
- Чем Пекину интересен этот проект? Ведь Китай итак участвует в самых разных интеграционных инициативах. А не так давно создано Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП), среди членов которого также немало стран из Азиатско-тихоокеанского региона...
- Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнёрство, в девичестве просто транс-Тихоокеанское партнёрство, изначально продвигалось Соединёнными Штатами как антикитайский проект. С одной стороны, Китай не приглашали к переговорам о создании ТПП, а с другой, Барак Обама, который всё это затеял, неоднократно заявлял, что именно Соединённые Штаты, а не Китай, должны определять правила мировой торговли. Был общий негативный фон. Но когда США при Трампе вышли из этого партнёрства, возникла качественно иная ситуация. Все остальные страны, которые подписали это соглашение, лишились главного бонуса — доступа на американский рынок, а с другой стороны появилась возможность по-новому посмотреть на правила ТПП, которые изначально для Китая были неприемлемы.
- То есть, это не сиюминутная реакция на создающийся сейчас союз США, Великобритании и Австралия
Когда лидерство и координирующие функции в этом проекте взяла на себя Япония, Китай заявил, что готов присоединиться к переговорам и участвовал в них ещё с 2019 г. Китай никогда не закрывал все двери и, как только представилась возможность для действительно нормального переговорного процесса, тут же присоединился.
Безусловно, Китай говорит — не надо без нас играть в эту игру, без нас ничего не получится. Это тоже очень мощный сигнал. Мы видим попытку сколотить этот непонятный блок под соусом Индо-Тихоокеанского партнёрства. А Китай, подавая заявку, как бы говорит: «Ребята, а что, у вас на уме одна война? А где экономика?».
- Что представляет собой ВПТТП сейчас? Это какая-то работающая структура, или просто декларации о намерениях?
- Соглашение подписано. Но там всё зависит от того, сколько стран его ратифицируют и как оно начнёт действовать. Я бы хотел обратить внимание на то, что есть Транс-Тихоокеанское партнёрство, есть текст соглашения, которое было подписано в 2015 г. Нынешнее соглашение о Всеобъемлющем и прогрессивном Тихоокеанском партнёрстве от него практически не отличается кроме одной существенной оговорки, которая гласит, что статьи, содержащиеся в этом договоре, могут вступить в силу только при единогласном одобрении подписавшими странами. У Китая появляется такое как бы право вето. Некоторые статьи изначально были неприемлемы для Китая. Это, например, попытки создать наднациональные органы. Китай всегда продвигал идею ВРЭП, в основе которой лежала идея экономической взаимосвязанности, но не предполагалось создания наднациональных органов. Более того, очень много прав в этом соглашении даётся транснациональным корпорациям и есть статья, которая гласит, что когда возникают торговые споры, инвесторы, то есть частные компании, имеют в этом споре такие же права как государство. Если бы КНР гипотетически присоединилась к этому всему, то китайское правительство лишилось бы возможности регулятора, что для Китая совершенно неприемлемо. А когда началась история с ВПТТП, если Китаю не понравится эта статья и он скажет «нет», то она не будет действовать. Есть ещё статья о том, что действие интеллектуального и авторского права продляется на период до семидесяти лет. Это чисто американская придумка, которая должна осложнить передачу технологий. Но сейчас механизм ВПТТП и содержание соглашения становятся более гибкими, более приемлемыми для Китая.
Амбиции ВПТТП заключаются в том, чтобы регулировать не только правила торговли региональной и мировой, но и другие сферы — интеллектуальную собственность, сферу услуг, передачу технологий, трудовое право. Амбиция простиралась до того, чтобы создать наднациональные органы.
- Но если отменить эти статьи — тогда облик партнёрства кардинально изменится и это будет не тот проект, в который сейчас подаётся заявка…
- Думаю, это политика Китая не класть яйца в одну корзину. ВРЭП интеграцию вообще не предполагает, это просто трэйд фасилитэйшен, а вот ВПТТП это другое, он предполагает глубокую интеграцию. И если это будет приемлемо для Китая, то почему бы не поиграть в это. Заявка подана. Но посмотрим, будет ли она принята, присоединится ли Китай формально — но тогда он получит право вето, о чём мы говорили выше.
- Смогут ли опять подключиться Соединённые Штаты?
- Я не исключаю, что Соединённые Штаты вернутся в обновлённый вариант, но на каких-то других условиях. Например скажут: «мы вам обещали доступ на американский рынок, а вы про это забудьте». Американской экономике было бы очень удобно не брать на себя обязательств открывать рынок и при этом пользоваться всеми преимуществами ВПТТП, которые дают очень много преимуществ для транснациональных корпораций. Не исключаю, что при Байдене начнутся попытки вновь присоединиться к переговорному процессу, но обещать доступа на свой рынок, как при Обаме, американцы точно не будут. Заявка Китая — это знаковый, конечно, шаг.
В принципе, Китай уже получил, что хотел. ВРЭП уже начинает осуществляться и это уже победа Китая, потому что это он вместе с АСЕАН инициировал. Что будет если США захотят вернуться? Непонятно совсем — сколько лет займёт переговорный процесс, чем он завершится. И если они оба начнут участвовать в переговорах — то тут и начнётся самое интересное. В любом случае, заменить китайские товары не получится, с Китаем придётся договариваться — или в рамках ВПТТП или в каких-то других. Сейчас мы видим какие-то потуги администрации Байдена вводить новые ограничения в торговой войне, которую начал Трамп.
- Как Вы считаете, что нужно делать России? Стоит ли нашей стране также бороться за членство в ВПТТП?
- Мне кажется, что на данный момент России интереснее участвовать во ВРЭП, используя соглашения, которые уже существуют — соглашения с Вьетнамом, Сингапуром — членами АСЕАН, что открывает дорогу к присоединению к ВРЭП. Речь, скорее всего, пойдёт и о присоединении к нему Евразийского экономического союза. И Россия, и партнёры по ЕАЭС находятся в самом начале этого пути. Это проект, в котором очень высокий порог входа, что на данном этапе просто пытаться присоединиться к ВПТПП не имеет никакого смысла. Российской экономике это совершенно не интересно сейчас. Гораздо интереснее то, что происходит сейчас во ВРЭП, где низкий порог входа и речь идёт об экономической взаимосвязаннности.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.

Анатолий Якимов
Импорт
От Чанши до Глазово: как доставляют промышленное оборудование из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Логистическая компания из России организовала мультимодальную перевозку производственной линии для розлива жидкостей из Китая в Московскую область. Груз, состоящий из 137 мест, объемом 1418 кубических метров и весом 388,49 тонны доставили морем из Чанши во Владивосток, затем на 24 фурах через 9 городов России перевезли на расстояние 9204 километра.

Анатолий Якимов
Китай наращивает закупки российской еды: какие продукты стали популярными
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остается ключевым рынком сбыта для российских продуктов питания. В 2024 году экспорт продовольствия в КНР показал неоднозначную динамику: поставки одних категорий товаров резко выросли, других – сократились. Разбираемся, какие российские продукты пользуются спросом и что изменилось в первом квартале 2025 года.

Анатолий Якимов
Новый пункт выдачи разрешений АСМАП в Забайкальске: адрес, режим работы и услуги для перевозчиков
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Офис представителя АСМАП в поселке Забайкальск с 15 апреля 2025 года переехал на новое место. Теперь он расположен по адресу Забайкальский край, Забайкальский район, поселок Забайкальск, улица Международная, дом 24. Вход с восточной стороны здания.

Анатолий Якимов
Китай и Россия сократили торговлю: нефть, машины и электроника – главные товары в январе-марте 2025
Фото Анатолия Якимова

В январе–марте 2025 года товарооборот между Россией и Китаем сократился на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, составив 53,213 миллиарда долларов США. Информацию опубликовало Главное таможенное управление Китая и подтвердило торговое представительство РФ в КНР.

Анатолий Якимов
Карго против легальных перевозок: почему бизнес теряет миллионы из-за «серых» схем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Термин «карго», пришедший из английского языка, в современных реалиях часто означает нелегальный импорт. В 2024 году объем карго-перевозок между Китаем и Россией оставался высоким, несмотря на усиление контроля. По информации ФТС России, за прошлый год выявлено более 12 000 нарушений в сфере международных грузоперевозок, а общий объем изъятых товаров превысил 350 миллионов долларов США. В первом квартале 2025 года тенденция сохранилась: зафиксировано 4 200 случаев незаконного ввоза, включая контрафактную электронику, одежду и запчасти.

Анатолий Якимов
Продажи планшетов в России: китайские бренды в топе
Фото предоставлено пресс-службой группы компаний М.Видео-Эльдорадо

По итогам первого квартала 2025 года продажи планшетов в России выросли на 15% в денежном выражении и на 12% — в количественном. Всего было реализовано 810 тысяч устройств на сумму 16,1 миллиарда рублей, что превышает показатели аналогичного периода 2024 года – 700 тысяч планшетов на сумму 14,3 миллиарда рублей. Средняя цена гаджета составила 19,8 тысячи рублей, что на 2% ниже, чем годом ранее.

Анатолий Якимов
Полмиллиона нераспроданных авто из КНР: эксперты прогнозируют падение цен на 25%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году в Россию было ввезено свыше 800 тысяч новых китайских автомобилей, что составило более 60% от общего объема поставок машин. Об этом сообщал сайт сhinalogist.ru. В первом квартале 2025 года импорт легковых машин продолжил расти, достигнув 200 тысяч единиц, однако эксперты прогнозируют резкое изменение рынка из-за возможного возвращения иностранных брендов.

Анатолий Якимов
Город контрастов Шанхай: куда сходить, что посмотреть
Фото Анатолия Якимова

Шанхай — один из самых ярких мегаполисов мира, где древняя культура и современность идут рука об руку. Этот город, основанный в 751 году, сегодня – крупнейший торговый, туристический, культурный и промышленный центр Китая. Мегаполис привлекает миллионы туристов со всего мира. Chinalogist изучил множество путеводителей и определили десять самых популярных достопримечательностей Шанхая