Павел Мартынов
Финансы

Самое интересное начнётся, если в переговоры по ВПТТП вместе с Китаем вступят США

Министр коммерции КНР Ван Вэньтао направил министру роста торговли и экспорта Новой Зеландии Демиену О’Коннору письмо с заявкой на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП). Сейчас на страны-участницы партнёрства приходится около 13% Мирового ВВП. Цифра значительная, но куда важнее то, что ВПТПП — прямое продолжение Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТПП). ТПП созавалось Соединёнными Штатами во многом как антикитайский союз. Однако позже США вышли из соглашения и теперь новому партнёрству предстоит разбираться с заявкой из Пекина. Зачем это может быть нужно самому Китаю, в беседе с Chinalogist рассказал главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский.
- Чем Пекину интересен этот проект? Ведь Китай итак участвует в самых разных интеграционных инициативах. А не так давно создано Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП), среди членов которого также немало стран из Азиатско-тихоокеанского региона...
- Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнёрство, в девичестве просто транс-Тихоокеанское партнёрство, изначально продвигалось Соединёнными Штатами как антикитайский проект. С одной стороны, Китай не приглашали к переговорам о создании ТПП, а с другой, Барак Обама, который всё это затеял, неоднократно заявлял, что именно Соединённые Штаты, а не Китай, должны определять правила мировой торговли. Был общий негативный фон. Но когда США при Трампе вышли из этого партнёрства, возникла качественно иная ситуация. Все остальные страны, которые подписали это соглашение, лишились главного бонуса — доступа на американский рынок, а с другой стороны появилась возможность по-новому посмотреть на правила ТПП, которые изначально для Китая были неприемлемы.
- То есть, это не сиюминутная реакция на создающийся сейчас союз США, Великобритании и Австралия
Когда лидерство и координирующие функции в этом проекте взяла на себя Япония, Китай заявил, что готов присоединиться к переговорам и участвовал в них ещё с 2019 г. Китай никогда не закрывал все двери и, как только представилась возможность для действительно нормального переговорного процесса, тут же присоединился.
Безусловно, Китай говорит — не надо без нас играть в эту игру, без нас ничего не получится. Это тоже очень мощный сигнал. Мы видим попытку сколотить этот непонятный блок под соусом Индо-Тихоокеанского партнёрства. А Китай, подавая заявку, как бы говорит: «Ребята, а что, у вас на уме одна война? А где экономика?».
- Что представляет собой ВПТТП сейчас? Это какая-то работающая структура, или просто декларации о намерениях?
- Соглашение подписано. Но там всё зависит от того, сколько стран его ратифицируют и как оно начнёт действовать. Я бы хотел обратить внимание на то, что есть Транс-Тихоокеанское партнёрство, есть текст соглашения, которое было подписано в 2015 г. Нынешнее соглашение о Всеобъемлющем и прогрессивном Тихоокеанском партнёрстве от него практически не отличается кроме одной существенной оговорки, которая гласит, что статьи, содержащиеся в этом договоре, могут вступить в силу только при единогласном одобрении подписавшими странами. У Китая появляется такое как бы право вето. Некоторые статьи изначально были неприемлемы для Китая. Это, например, попытки создать наднациональные органы. Китай всегда продвигал идею ВРЭП, в основе которой лежала идея экономической взаимосвязанности, но не предполагалось создания наднациональных органов. Более того, очень много прав в этом соглашении даётся транснациональным корпорациям и есть статья, которая гласит, что когда возникают торговые споры, инвесторы, то есть частные компании, имеют в этом споре такие же права как государство. Если бы КНР гипотетически присоединилась к этому всему, то китайское правительство лишилось бы возможности регулятора, что для Китая совершенно неприемлемо. А когда началась история с ВПТТП, если Китаю не понравится эта статья и он скажет «нет», то она не будет действовать. Есть ещё статья о том, что действие интеллектуального и авторского права продляется на период до семидесяти лет. Это чисто американская придумка, которая должна осложнить передачу технологий. Но сейчас механизм ВПТТП и содержание соглашения становятся более гибкими, более приемлемыми для Китая.
Амбиции ВПТТП заключаются в том, чтобы регулировать не только правила торговли региональной и мировой, но и другие сферы — интеллектуальную собственность, сферу услуг, передачу технологий, трудовое право. Амбиция простиралась до того, чтобы создать наднациональные органы.
- Но если отменить эти статьи — тогда облик партнёрства кардинально изменится и это будет не тот проект, в который сейчас подаётся заявка…
- Думаю, это политика Китая не класть яйца в одну корзину. ВРЭП интеграцию вообще не предполагает, это просто трэйд фасилитэйшен, а вот ВПТТП это другое, он предполагает глубокую интеграцию. И если это будет приемлемо для Китая, то почему бы не поиграть в это. Заявка подана. Но посмотрим, будет ли она принята, присоединится ли Китай формально — но тогда он получит право вето, о чём мы говорили выше.
- Смогут ли опять подключиться Соединённые Штаты?
- Я не исключаю, что Соединённые Штаты вернутся в обновлённый вариант, но на каких-то других условиях. Например скажут: «мы вам обещали доступ на американский рынок, а вы про это забудьте». Американской экономике было бы очень удобно не брать на себя обязательств открывать рынок и при этом пользоваться всеми преимуществами ВПТТП, которые дают очень много преимуществ для транснациональных корпораций. Не исключаю, что при Байдене начнутся попытки вновь присоединиться к переговорному процессу, но обещать доступа на свой рынок, как при Обаме, американцы точно не будут. Заявка Китая — это знаковый, конечно, шаг.
В принципе, Китай уже получил, что хотел. ВРЭП уже начинает осуществляться и это уже победа Китая, потому что это он вместе с АСЕАН инициировал. Что будет если США захотят вернуться? Непонятно совсем — сколько лет займёт переговорный процесс, чем он завершится. И если они оба начнут участвовать в переговорах — то тут и начнётся самое интересное. В любом случае, заменить китайские товары не получится, с Китаем придётся договариваться — или в рамках ВПТТП или в каких-то других. Сейчас мы видим какие-то потуги администрации Байдена вводить новые ограничения в торговой войне, которую начал Трамп.
- Как Вы считаете, что нужно делать России? Стоит ли нашей стране также бороться за членство в ВПТТП?
- Мне кажется, что на данный момент России интереснее участвовать во ВРЭП, используя соглашения, которые уже существуют — соглашения с Вьетнамом, Сингапуром — членами АСЕАН, что открывает дорогу к присоединению к ВРЭП. Речь, скорее всего, пойдёт и о присоединении к нему Евразийского экономического союза. И Россия, и партнёры по ЕАЭС находятся в самом начале этого пути. Это проект, в котором очень высокий порог входа, что на данном этапе просто пытаться присоединиться к ВПТПП не имеет никакого смысла. Российской экономике это совершенно не интересно сейчас. Гораздо интереснее то, что происходит сейчас во ВРЭП, где низкий порог входа и речь идёт об экономической взаимосвязаннности.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».

Анатолий Якимов
Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем увеличит пропускную способность в 5 раз к 2027 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

В рамках совместного мониторинга и модернизации автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе российская и китайская стороны активно реализуют масштабные проекты по увеличению пропускной способности и улучшению инфраструктуры. Особое внимание уделяется пунктам, расположенным на территории Забайкальского края – «Забайкальск», «Староцурухайтуйский» и «Олочи».

Анатолий Якимов
Китай наращивает экспорт стальной продукции в Россию на фоне снижения внутреннего спроса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года Китай увеличил экспорт железа, стали и изделий из них в Россию примерно на 16% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема около 1,63 миллиарда долларов США, при этом в мае рост поставок составил почти 22% — до 355,44 миллиона долларов США. Об этом сообщило Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российский бизнес углубляет сотрудничество с Китаем: средний чек закупок превысил миллион рублей
Фото АО «ВЭД Агент»

Совместное исследование банка «Точка» и агентства O+K Research выявило значительный рост среднего чека закупки у китайских поставщиков, который теперь колеблется от 1,1 миллиона рублей до 5,2 миллиона рублей. Это свидетельствует о возрастающей зависимости российского бизнеса от импорта из КНР, несмотря на ряд существенных проблем и меняющиеся условия международной торговли.

Анатолий Якимов
Цифровизация ускоряет торговлю: начальник СТУ Александр Ястребов рассказал о модернизации пунктов пропуска и развитии технологий
Фото предоставлено пресс-службой Сибирского таможенного управления

В 2025 году торгово-логистические отношения между Россией и Китаем продолжают активно развиваться. Об объемах грузопотока, ведущих позициях в экспорте и импорте, востребованности новых транспортных коридоров с азиатскими странами мы спросили начальника Сибирского таможенного управления Александра Ястребова.

Анатолий Якимов
Российский экспорт свинины бьет рекорды: рост поставок в Китай, Вьетнам и Грузию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия в 2025 году значительно увеличила экспорт свинины. По информации федерального центра «Агроэкспорт», за январь–май 2025 года Россия экспортировала около 130 тысяч тонн свинины и субпродуктов на сумму свыше 311 миллионов долларов США, что на 60% больше по объему и в 1,8 раза больше по стоимости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Вебинар РЖД-Партнера: как эффективно вести бизнес с Китаем в 2025 году
Фото предоставлено организаторами семинара

26 июня состоится онлайн-семинаре РЖД-Партнер «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов». Участники мероприятия обсудят торгово-экономические отношения России и Китая. Семинар адресован широкому кругу участников: грузовладельцам, операторам, экспедиторам, логистическим компаниям и другим специалистам отрасли.