Павел Мартынов
Финансы

Самое интересное начнётся, если в переговоры по ВПТТП вместе с Китаем вступят США

Министр коммерции КНР Ван Вэньтао направил министру роста торговли и экспорта Новой Зеландии Демиену О’Коннору письмо с заявкой на вступление во Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ВПТТП). Сейчас на страны-участницы партнёрства приходится около 13% Мирового ВВП. Цифра значительная, но куда важнее то, что ВПТПП — прямое продолжение Транс-Тихоокеанского партнёрства (ТПП). ТПП созавалось Соединёнными Штатами во многом как антикитайский союз. Однако позже США вышли из соглашения и теперь новому партнёрству предстоит разбираться с заявкой из Пекина. Зачем это может быть нужно самому Китаю, в беседе с Chinalogist рассказал главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский.
- Чем Пекину интересен этот проект? Ведь Китай итак участвует в самых разных интеграционных инициативах. А не так давно создано Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство (ВРЭП), среди членов которого также немало стран из Азиатско-тихоокеанского региона...
- Всеобъемлющее прогрессивное Транстихоокеанское партнёрство, в девичестве просто транс-Тихоокеанское партнёрство, изначально продвигалось Соединёнными Штатами как антикитайский проект. С одной стороны, Китай не приглашали к переговорам о создании ТПП, а с другой, Барак Обама, который всё это затеял, неоднократно заявлял, что именно Соединённые Штаты, а не Китай, должны определять правила мировой торговли. Был общий негативный фон. Но когда США при Трампе вышли из этого партнёрства, возникла качественно иная ситуация. Все остальные страны, которые подписали это соглашение, лишились главного бонуса — доступа на американский рынок, а с другой стороны появилась возможность по-новому посмотреть на правила ТПП, которые изначально для Китая были неприемлемы.
- То есть, это не сиюминутная реакция на создающийся сейчас союз США, Великобритании и Австралия
Когда лидерство и координирующие функции в этом проекте взяла на себя Япония, Китай заявил, что готов присоединиться к переговорам и участвовал в них ещё с 2019 г. Китай никогда не закрывал все двери и, как только представилась возможность для действительно нормального переговорного процесса, тут же присоединился.
Безусловно, Китай говорит — не надо без нас играть в эту игру, без нас ничего не получится. Это тоже очень мощный сигнал. Мы видим попытку сколотить этот непонятный блок под соусом Индо-Тихоокеанского партнёрства. А Китай, подавая заявку, как бы говорит: «Ребята, а что, у вас на уме одна война? А где экономика?».
- Что представляет собой ВПТТП сейчас? Это какая-то работающая структура, или просто декларации о намерениях?
- Соглашение подписано. Но там всё зависит от того, сколько стран его ратифицируют и как оно начнёт действовать. Я бы хотел обратить внимание на то, что есть Транс-Тихоокеанское партнёрство, есть текст соглашения, которое было подписано в 2015 г. Нынешнее соглашение о Всеобъемлющем и прогрессивном Тихоокеанском партнёрстве от него практически не отличается кроме одной существенной оговорки, которая гласит, что статьи, содержащиеся в этом договоре, могут вступить в силу только при единогласном одобрении подписавшими странами. У Китая появляется такое как бы право вето. Некоторые статьи изначально были неприемлемы для Китая. Это, например, попытки создать наднациональные органы. Китай всегда продвигал идею ВРЭП, в основе которой лежала идея экономической взаимосвязанности, но не предполагалось создания наднациональных органов. Более того, очень много прав в этом соглашении даётся транснациональным корпорациям и есть статья, которая гласит, что когда возникают торговые споры, инвесторы, то есть частные компании, имеют в этом споре такие же права как государство. Если бы КНР гипотетически присоединилась к этому всему, то китайское правительство лишилось бы возможности регулятора, что для Китая совершенно неприемлемо. А когда началась история с ВПТТП, если Китаю не понравится эта статья и он скажет «нет», то она не будет действовать. Есть ещё статья о том, что действие интеллектуального и авторского права продляется на период до семидесяти лет. Это чисто американская придумка, которая должна осложнить передачу технологий. Но сейчас механизм ВПТТП и содержание соглашения становятся более гибкими, более приемлемыми для Китая.
Амбиции ВПТТП заключаются в том, чтобы регулировать не только правила торговли региональной и мировой, но и другие сферы — интеллектуальную собственность, сферу услуг, передачу технологий, трудовое право. Амбиция простиралась до того, чтобы создать наднациональные органы.
- Но если отменить эти статьи — тогда облик партнёрства кардинально изменится и это будет не тот проект, в который сейчас подаётся заявка…
- Думаю, это политика Китая не класть яйца в одну корзину. ВРЭП интеграцию вообще не предполагает, это просто трэйд фасилитэйшен, а вот ВПТТП это другое, он предполагает глубокую интеграцию. И если это будет приемлемо для Китая, то почему бы не поиграть в это. Заявка подана. Но посмотрим, будет ли она принята, присоединится ли Китай формально — но тогда он получит право вето, о чём мы говорили выше.
- Смогут ли опять подключиться Соединённые Штаты?
- Я не исключаю, что Соединённые Штаты вернутся в обновлённый вариант, но на каких-то других условиях. Например скажут: «мы вам обещали доступ на американский рынок, а вы про это забудьте». Американской экономике было бы очень удобно не брать на себя обязательств открывать рынок и при этом пользоваться всеми преимуществами ВПТТП, которые дают очень много преимуществ для транснациональных корпораций. Не исключаю, что при Байдене начнутся попытки вновь присоединиться к переговорному процессу, но обещать доступа на свой рынок, как при Обаме, американцы точно не будут. Заявка Китая — это знаковый, конечно, шаг.
В принципе, Китай уже получил, что хотел. ВРЭП уже начинает осуществляться и это уже победа Китая, потому что это он вместе с АСЕАН инициировал. Что будет если США захотят вернуться? Непонятно совсем — сколько лет займёт переговорный процесс, чем он завершится. И если они оба начнут участвовать в переговорах — то тут и начнётся самое интересное. В любом случае, заменить китайские товары не получится, с Китаем придётся договариваться — или в рамках ВПТТП или в каких-то других. Сейчас мы видим какие-то потуги администрации Байдена вводить новые ограничения в торговой войне, которую начал Трамп.
- Как Вы считаете, что нужно делать России? Стоит ли нашей стране также бороться за членство в ВПТТП?
- Мне кажется, что на данный момент России интереснее участвовать во ВРЭП, используя соглашения, которые уже существуют — соглашения с Вьетнамом, Сингапуром — членами АСЕАН, что открывает дорогу к присоединению к ВРЭП. Речь, скорее всего, пойдёт и о присоединении к нему Евразийского экономического союза. И Россия, и партнёры по ЕАЭС находятся в самом начале этого пути. Это проект, в котором очень высокий порог входа, что на данном этапе просто пытаться присоединиться к ВПТПП не имеет никакого смысла. Российской экономике это совершенно не интересно сейчас. Гораздо интереснее то, что происходит сейчас во ВРЭП, где низкий порог входа и речь идёт об экономической взаимосвязаннности.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Как изменится рынок грузоперевозок Россия-Китай в летнем сезоне 2025: аналитика и прогнозы экспертов

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Тренды грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне». Эксперты АО «ВЭД Агент» – аналитик отдела логистики Валерия Гарнец и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина рассказали о том, что ожидает рынок перевозок по направлению Россия – Китай летом 2025 года.

Анатолий Якимов
Электронная очередь в Забайкальске станет прозрачнее: Минтранс вводит ограничения и технические решения
Фото пресс-службы Читинской таможни

Министерство транспорта России объявило о комплексных мероприятиях по перевозке с ботами и недобросовестными перевозчиками в электронной системе очереди на проезд через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск». Цель — обеспечить равный и прозрачный доступ к бронированию слотов для грузовых перевозчиков и снизить риски сбоев в логистике из-за искусственного дефицита мест.

Анатолий Якимов
Как правильно подать жалобу: консультации Сибирского таможенного управления
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление (СТУ) открыло дистанционную акцию «Жалуемся правильно», которая пройдет с 3 по 6 июня 2025 года. В рамках мероприятия специалисты СТУ в телефонном режиме проконсультируют граждан и участников внешнеэкономической деятельности по вопросам обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов.

Анатолий Якимов
Как «Эконива» завоевывает китайский рынок: экспорт молока и открытие первого магазина в Сиане
Фото пресс-службы компании «Эконива»

Крупнейший российский молочный холдинг «Эконива» открыл первый небольшой фирменный розничный магазин в Китае, в городе Сиань провинции Шэньси. Магазин стал первой торговой точкой с импортным молоком в Сиане, который расположен в знаковом районе рядом со станцией метро, Академией общественных наук и крупным торговым центром. В ассортименте представлены ультрапастеризованное молоко различной жирности от классической и профессиональной линеек, а также напитки на основе молочной продукции производителя.

Редакция
Китай вводит революционные изменения в банковскую систему с 1 июня 2025 года
Фото с сайта unsplash.com

С 1 июня 2025 года в банковской системе Китая введены масштабные изменения, которые коснутся всех участников международного бизнеса. Новые меры направлены на цифровизацию и повышение безопасности финансовых операций.

Анатолий Якимов
Экспорт из России в Китай по железной дороге увеличится на 1,7% за четыре месяца 2025 года
Фото пресс-службы ОАО «РЖД»

Железнодорожные грузоперевозки между Россией и Китаем в январе-апреле 2025 года продолжали расти, несмотря на общий спад товарооборота между странами. Через погранпереходы с КНР было перевезено 13,5 миллиона тонн грузов, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Экспорт из России вырос на 1,7% и составил 12,7 миллиона тонн, при этом крупнейшие объемы пришлись на переходы Забайкальск-Маньчжурия – 6,8 миллиона тонн, рост 1,7%, Гродеково-Суйфэньхэ – 2,9 миллиона тонн, рост 6,9% и Нижнеленинское-Тунцзян – 1,9 млн тонн, рост 10,5%. Пограничный переход Камышовая-Хуньчунь показал снижение на 37,2% до 780 тысяч тонн.

Анатолий Якимов
Новая волна китайских брендов захлестнет Россию к концу 2026 года: техника, мода и автомобили
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Новая волна китайских брендов усиленно выходит на российский рынок и будет расти к концу 2026 года. По словам вице-президента Союза торговых центров Наталии Кермедчиевой, в последние годы Россия видит основной рост присутствия китайских брендов в сегментах бытовой техники, электроники и модной индустрии. Переговоры с китайскими и южнокорейскими компаниями ведутся с конца 2022 года, а их активизация будет вестись именно в конце 2026-го. Об этом сообщает ТАСС.

Анатолий Якимов
Россия увеличила импорт велосипедов из Китая в 2025 году: новые рекорды и ключевые бренды
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия активно наращивает импорт велосипедов из Китая в преддверии летнего сезона 2025 года. Поставки велосипедов из Китая в Россию в апреле выросли в 1,4 раза по сравнению с мартом и на 20% в годовом выражении, достигнув максимума с января — 22,5 миллиона долларов США. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на статистические службы КНР.

Анатолий Якимов
Ввоз чемоданов из Китая в Россию: как выбрать и что учесть при путешествии без багажа
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт чемоданов из Китая в Россию остается одним из перспективных направлений внешнеэкономической деятельности. Производители из Поднебесной предлагают высокое качество и доступные цены. Основные центры изготовления чемоданов в КНР расположены в таких городах, как Гуанджоу, Шэньчжэнь и Хуэйчжоу, где расположены крупные фабрики и бренды, выпускающие широкий ассортимент моделей.

Анатолий Якимов
Российско-Китайская конференция 2025: эффективные инструменты для выгодного бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Российско-Китайская Палата приглашает представителей российского бизнеса принять участие в практическом семинаре-конференции «Китай без иллюзий: Практические советы для Российских Предпринимателей», который пройдет 17-18 июля 2025 года в Москве. Это мероприятие направлено на повышение уровня компетентности участников в получении выгоды от внешнеэкономической деятельности сотрудничества, расширения с КНР и других изменений БРИКС+. Конференция проходит в техническом формате и охватывает ключевые темы, актуальные для российских предпринимателей, работающих с китайскими партнерами.

В программе конференции:

  • Как выбрать надежного партнера: участникам расскажут, как проверить надежность китайских производителей, определить мошенников и применить эффективные методы отбора качественных поставщиков.
  • Юридические тонкости международного контракта: будут даны консультации по составлению юридических грамотных договоров, соблюдению требований международного законодательства и урегулированию спорных ситуаций.
  • Финансовая безопасность и схемы расчетов: участникам представлены финансовые инструменты, актуальные в условиях ограничений, и способы защиты интересов российских компаний при расчетах с иностранными партнерами.
  • Правила логистики и таможенного регулирования: эксперты поделятся опытом оптимизации поставок цепочек из Китая, расскажут о тонкостях таможенных процедур и методах снижения издержек.
  • Культурные особенности и их влияние на успешность бизнеса: понимание культурных особенностей китайского общества помогают выстраивать доверительные отношения с лидерами, правильно соблюдать правила и учитывать недоразумения.

Специалисты проведут глубокий анализ типичных ошибок, с которыми сталкиваются российские компании при обращении с китайскими партнерами, и предложат практические рекомендации по их предотвращению. Участники конференции получат возможность задать вопросы экспертам и обменяться опытом с коллегами из различных отраслей экономики.

Приглашаем всех принять участие в конференции и проинформировать соответствующие предприятия и организации вашего региона.

Для участия в конференции необходимо зарегистрироваться. Для этого напишите письмо на электронную почту: import@expors.ru

По всем вопросам можно обращаться по телефону: +7 495 2252542 с 10:00 до 18:00 по московскому времени.

Место проведения: Москва, Центр международной торговли
Дата: 17-18 июля 2025 года
Сайт
ТГ-канал
ВКонтакте