Павел Мартынов
Экспорт

Структура потребления в Китае меняется, но важно знать как и в какую сторону

С того момента как западные санкции подстегнули разворот на Восток прошло уже довольно много времени. Сейчас товарооборот России и Китая ставит рекорды в стоимостном выражении и стремится покорять всё новые и новые высоты. Однако основу российского экспорта по прежнему составляют энергоносители и оружие. Экспорт продукции АПК, о котором много говорилось демонстрирует определённые успехи, но настоящего прорыва здесь не произошло. А после ограничений импорта рыбы Китай и вовсе опустился на третью строчку среди покупателей российских продуктов, уступив место Евросоюзу, от которого Россия поворачивалась Восток и даже Турции, у которой куда меньше население, размер экономики, а политические отношения Москвы и Анкары далеки от образцового российско-китайского партнёрства. О том, почему российские продукты не пришлись по вкусу китайскому потребителю ChinaLogist рассказал русист Фан Фэй — основатель проекта «Серый Мокко».
- Много ли вообще в Китае потребляют импортной еды? Или это преувеличение, а заграничные продукты — что-то молодёжное или субкультурное?
- Да, вообще в Китае потребляют много импортной еды , во многих городах даже есть специальный супермаркет с импортными продуктами [进口(食品)超市] или при супермаркетах есть отдельный зал для них, то есть это не какие то случайные заказы из интернета для молодежи, а супермакет для не молодого поколения.
- Получается, структура потребления в Китае меняется со временем? Помню, что когда впервые приехал в Китай в 2006 году, в Чанчуне было трудно найти молоко. А теперь там покупают много молока и мороженного…
- Меняется конечно структура, покупают молочные продукты, но это не потому что новое поколение выросло без непереносимость лактозы, а потому, что были проблемы с качеством у китайских производителей сухого молока, у многих все еще нет полного доверия к китайским производителям молока и молочных продуктов.
- Как вообще китайцы стали узнавать об импортных, особенно западных продуктах? От родственников, живущих за рубежом? Ведь уже довольно давно есть большие диаспоры в США и Австралии...
- Импортные продукты в Китае есть везде, в интернет-магазинах, или супермаркетах. Через диаспор за рубежом конечно было популярно, но это в основном до пандемии, мне кажется, и сейчас на сколько эти иностранные марки уже вошли в китайский рынок, не факт что так через знакомых в США будет дешевле.
- Помогали ли китайцы-эмигранты адаптировать эти продукты под рынок КНР?
- В каком-то плане да, но мне кажется дело не в том что много поколений там живут эти китайцы, а просто удачный образ страны создали для китайцев. Типа если Новая Зеландия то сразу там экологические продукции. чего нет для России. а в России часто такое вижу, типа переводили описание продуктов и ждут китайских покупателей, даже вообще не изучают китайский рынок, что китайцам нравится , какие вкусовые предпочтения. Хотя они и меняются, важно держать в курсе, как и куда они меняются.
- Можешь ли вспомнить, как ты познакомился с западной едой?
- Мое поколение в Китае уже выросло с кока колой и ели кфс и макдак, знали что такое бургер. Дома в основном питался чисто китайской едой, и всякая уличная еда была китайской. В отличие от России или СССР, в Китае очень богатая именно уличная еда, п
оэтому продукции типа сникерса с высокой ценой сложно конкурировать с местной уличной едой, к которые уже давно привыкли. А мак дак или кфс, делали ставку на детей, которые больше всего готовы к новому вкусу.
- Значит, шоколаду трудно пробиться на китайский рынок?
- Шоколадки в Китае сейчас тоже идут вроде не плохо, так как у китайцев мне кажется как и в случае с вином, нет своего четкого понимания как оценивать , то просто покупают ради бренда - это типа модно и все покупают, значит можно. например я вообще не очень разбираюсь в вино, но Lafite знаю. То ли через фильм, то ли через сериал. А вот «Аленку» сколько я уже своим китайским друзьям уже дарил, все говорят что слишком сладко .
- То есть, знакомство с западными продуктами происходит и по линии культуры? Получается, сказывается недостаток ссовместных культурных проектов?
- Я вообще если честно не вижу нормальных совместных культурных проектов, все политические, и если какие то мероприятия будут по культуре, то это чаше всего для галочки, по моему субъективному мнению. Есть фильм «Как я стал русским», но там собраны все стереотипы китайцев о русских, которые я пытался сломать в течений несколько лет. В телевизоре - нефть, Путин и газ, оружие. В соц сетях - «воинственный народ» (战斗民族) как русские пьют, дерутся с медведями ,красавцы на улице гуляют почти без одежды.
- Существуют ли такие продукты, к которым привыкают китайцы, живущие в России? Хочется ли что-то взять с собой, возвращаясь домой, как русские везут из Китая чай и соевый соус?
- В основном это икра, водка (鱼子酱 - 太腥 伏特加 太烈 巧克力 太甜 ), была какая то мода на грибы чага, но потом что-то они снова стали не популярными. Именно я обычно везу пастилу белевскую: не дорого, и вкусно еще и пробуждает аппетит.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Экспорт
Российская фанера смотрит на Восток: Китай и Ближний Восток – новые горизонты экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай становится ключевым драйвером для российской фанерной отрасли: на фоне падения внутреннего спроса и переориентации с западных рынков, отечественные производители усиливают экспорт в Поднебесную, которая уже закупает 16% всей российской фанеры и открывает перед отраслью долгосрочные перспективы роста.

Редакция
Экспорт
Китайская мототехника заинтересовала бизнесменов из Биробиджана
Скрин сюжета Хэйлунцзянского телевидения

Биробиджанские предприниматели заинтересовались мототехникой китайской компании «Юаньпэн», которая готовится запустить производство в России уже в августе.

Редакция
Финансы
Китайские партнёры обсудили с новосибирским бизнесом перспективы сотрудничества
Фото предоставлено Ольгой Корпачевой

На площадке «ОПОРЫ РОССИИ» в Новосибирске состоялась деловая встреча с китайскими представителями Qingdao Turgai International Trade Co LTD, в ходе которой стороны наметили конкретные шаги по развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере промышленных поставок и контрактного производства.

Редакция
Импорт
Российско-китайская торговля бьёт рекорды: товарооборот Маньчжурии с РФ вырос на 18%
Фото таможни Маньчжурии

Таможенная зона Маньчжурии зафиксировала рекордный рост товарооборота с Россией: за первые пять месяцев 2025 года объём взаимной торговли достиг 52,08 млрд юаней ($7,2 млрд), увеличившись на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Россию теперь приходится 87% всего внешнеторгового оборота региона, что подтверждает её статус ключевого экономического партнёра Китая на этом стратегическом направлении.

Редакция
Китай и не только: бизнесу нужны новые кадры для экспорта на Восток
Телеграм-канал «ВАВT|Всероссийская академия внешней торговли»

 

На фоне роста экспорта в Китай и другие страны Востока бизнес всё острее нуждается в специалистах, способных работать с новыми рынками. На выставке «ИННОПРОМ-2025» ректор ВАВТ Виттория Идрисова рассказала, как Академия отвечает на этот вызов, внедряя модули по криптоплатежам, логистике и коммерческому арбитражу.

Редакция
Когда дешёво — не значит выгодно: что важно знать о закупках у китайских ИП
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Закупки у китайских индивидуальных предпринимателей могут показаться выгодными на первый взгляд — низкие цены и широкий выбор. Однако за простотой скрываются нюансы: отсутствие экспортных прав, дополнительные налоги и отсутствие гарантий.

Редакция
Алтайский край наращивает экспорт растительного масла в Китай: поставки выросли в 2,1 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Алтайский край стремительно увеличивает поставки растительного масла в Китай – за январь-май 2025 года отгрузки в Поднебесную выросли более чем вдвое. На фоне общего роста экспорта масложировой продукции на 100% именно китайский рынок становится главным драйвером развития отрасли в регионе, оттеснив традиционных покупателей.

Редакция
Законопроект о маркетплейсах скорректировали: что изменится для продавцов и покупателей
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В итоговой версии законопроекта о платформенной экономике учтены интересы как покупателей, так и продавцов: уточнены правила предоставления скидок, прописано право правительства регулировать отображение цен на маркетплейсах, а срок вступления закона перенесён на март 2027 года.

Редакция
Китайские бренды выходят на глобальный уровень
Телеграм-канал «Официальный сайт Посольства КНР в РФ»

Китайские бренды завоевывают мировые рынки, предлагая потребителям новые стандарты качества и инноваций, заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин на брифинге в Пекине. При этом Китай сохраняет открытость для иностранных производителей, создавая условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Редакция
Китай лидирует в импорте новых автомобилей в Россию
Фото сгенерирована ИИ Шедеврум

Китай занимает первое место в импорте новых машин в Россию. Отмечается, что спрос вырос на подержанную технику.