Павел Мартынов
Экспорт

Структура потребления в Китае меняется, но важно знать как и в какую сторону

С того момента как западные санкции подстегнули разворот на Восток прошло уже довольно много времени. Сейчас товарооборот России и Китая ставит рекорды в стоимостном выражении и стремится покорять всё новые и новые высоты. Однако основу российского экспорта по прежнему составляют энергоносители и оружие. Экспорт продукции АПК, о котором много говорилось демонстрирует определённые успехи, но настоящего прорыва здесь не произошло. А после ограничений импорта рыбы Китай и вовсе опустился на третью строчку среди покупателей российских продуктов, уступив место Евросоюзу, от которого Россия поворачивалась Восток и даже Турции, у которой куда меньше население, размер экономики, а политические отношения Москвы и Анкары далеки от образцового российско-китайского партнёрства. О том, почему российские продукты не пришлись по вкусу китайскому потребителю ChinaLogist рассказал русист Фан Фэй — основатель проекта «Серый Мокко».
- Много ли вообще в Китае потребляют импортной еды? Или это преувеличение, а заграничные продукты — что-то молодёжное или субкультурное?
- Да, вообще в Китае потребляют много импортной еды , во многих городах даже есть специальный супермаркет с импортными продуктами [进口(食品)超市] или при супермаркетах есть отдельный зал для них, то есть это не какие то случайные заказы из интернета для молодежи, а супермакет для не молодого поколения.
- Получается, структура потребления в Китае меняется со временем? Помню, что когда впервые приехал в Китай в 2006 году, в Чанчуне было трудно найти молоко. А теперь там покупают много молока и мороженного…
- Меняется конечно структура, покупают молочные продукты, но это не потому что новое поколение выросло без непереносимость лактозы, а потому, что были проблемы с качеством у китайских производителей сухого молока, у многих все еще нет полного доверия к китайским производителям молока и молочных продуктов.
- Как вообще китайцы стали узнавать об импортных, особенно западных продуктах? От родственников, живущих за рубежом? Ведь уже довольно давно есть большие диаспоры в США и Австралии...
- Импортные продукты в Китае есть везде, в интернет-магазинах, или супермаркетах. Через диаспор за рубежом конечно было популярно, но это в основном до пандемии, мне кажется, и сейчас на сколько эти иностранные марки уже вошли в китайский рынок, не факт что так через знакомых в США будет дешевле.
- Помогали ли китайцы-эмигранты адаптировать эти продукты под рынок КНР?
- В каком-то плане да, но мне кажется дело не в том что много поколений там живут эти китайцы, а просто удачный образ страны создали для китайцев. Типа если Новая Зеландия то сразу там экологические продукции. чего нет для России. а в России часто такое вижу, типа переводили описание продуктов и ждут китайских покупателей, даже вообще не изучают китайский рынок, что китайцам нравится , какие вкусовые предпочтения. Хотя они и меняются, важно держать в курсе, как и куда они меняются.
- Можешь ли вспомнить, как ты познакомился с западной едой?
- Мое поколение в Китае уже выросло с кока колой и ели кфс и макдак, знали что такое бургер. Дома в основном питался чисто китайской едой, и всякая уличная еда была китайской. В отличие от России или СССР, в Китае очень богатая именно уличная еда, п
оэтому продукции типа сникерса с высокой ценой сложно конкурировать с местной уличной едой, к которые уже давно привыкли. А мак дак или кфс, делали ставку на детей, которые больше всего готовы к новому вкусу.
- Значит, шоколаду трудно пробиться на китайский рынок?
- Шоколадки в Китае сейчас тоже идут вроде не плохо, так как у китайцев мне кажется как и в случае с вином, нет своего четкого понимания как оценивать , то просто покупают ради бренда - это типа модно и все покупают, значит можно. например я вообще не очень разбираюсь в вино, но Lafite знаю. То ли через фильм, то ли через сериал. А вот «Аленку» сколько я уже своим китайским друзьям уже дарил, все говорят что слишком сладко .
- То есть, знакомство с западными продуктами происходит и по линии культуры? Получается, сказывается недостаток ссовместных культурных проектов?
- Я вообще если честно не вижу нормальных совместных культурных проектов, все политические, и если какие то мероприятия будут по культуре, то это чаше всего для галочки, по моему субъективному мнению. Есть фильм «Как я стал русским», но там собраны все стереотипы китайцев о русских, которые я пытался сломать в течений несколько лет. В телевизоре - нефть, Путин и газ, оружие. В соц сетях - «воинственный народ» (战斗民族) как русские пьют, дерутся с медведями ,красавцы на улице гуляют почти без одежды.
- Существуют ли такие продукты, к которым привыкают китайцы, живущие в России? Хочется ли что-то взять с собой, возвращаясь домой, как русские везут из Китая чай и соевый соус?
- В основном это икра, водка (鱼子酱 - 太腥 伏特加 太烈 巧克力 太甜 ), была какая то мода на грибы чага, но потом что-то они снова стали не популярными. Именно я обычно везу пастилу белевскую: не дорого, и вкусно еще и пробуждает аппетит.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Таможня
Поздравляем с Днем таможенника России

Дорогие друзья, читатели сайта ChinaLogist!

Сегодня мы празднуем День таможенника России — праздник людей, без чьей слаженной работы остановился бы весь мировой товарооборот.

Мы, как никто другой, понимаем, насколько важен ваш труд. Для логистов, импортеров и предпринимателей таможенник — это не просто представитель власти, а ключевой партнер на пути товара от поставщика к потребителю. Ваши решения помогают нам работать быстрее, а ваша бдительность — работать безопаснее.

В ваш профессиональный праздник мы хотим сказать вам огромное спасибо! Спасибо за терпение в решении сложных вопросов, за компетентность в консультациях и за скорость в принятии решений.

От всей души желаем вам легких деклараций, понятных регламентов и попутного ветра во всех профессиональных начинаниях! Пусть на вашем пути встречаются только добросовестные участники ВЭД, а рабочие будни приносят не только пользу стране, но и личное удовлетворение.

С праздником!

Анатолий Якимов
Работа
25 октября - День таможенника в России 2025: профессионалы таможенного оформления в АО «ВЭД Агент»
Фото с сайта freepik.com носит иллюстративный характер

25 октября отмечается День таможенника в России. В АО «ВЭД Агент» есть отдел таможенного оформления, в котором работают настоящие профессионалы своего дела. Накануне праздника ChinaLogist задал им несколько вопросов. А так как они скромные и попросили оставить ответы анонимными.

Анатолий Якимов
Таможня
Рост экспорта и рост импорта из Китая: итоги работы таможен Дальнего Востока, Сибири и Урала за 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

Рост товарооборота, усиление контроля и углубление торговых связей с Китаем стали важными трендами работы российских таможенных органов в первых трЕх кварталах 2025 года. Данные Дальневосточного, Сибирского и Уральского таможенных управлений свидетельствуют о значительном перераспределении внешнеторговых потоков в пользу азиатского направления, особенно в контексте сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Хотите домашнего робота: Китай начал выпуск Bumi — гуманоида за 114 000 рублей
Фото компании Noetix Robotics

Пекинский стартап Noetix Robotics вывел на рынок нового компактного человекоподобного робота Bumi по цене всего примерно 114 000 рублей (9998 юаней). Это значительный прорыв в области доступности гуманоидных роботов, ориентированный на образование и повседневное использование.

Анатолий Якимов
Таможня
2000 электродрелей задержали в Самарской области
Фото пресс-службы Приволжского таможенного управления

Самарские таможенники в октябре 2025 года пресекли попытку незаконного ввоза крупной партии аккумуляторных дрелей из Китая по поддельным таможенным декларациям. В районе поселка Большая Черниговка были остановлены две фуры, направлявшиеся из Казахстана, в грузовых отсеках которых обнаружено около 40 тонн электроинструментов на общую сумму порядка 1,5 миллиона рублей.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайский садовый инвентарь оптом: обзор производителей, новинки и цены
Фото с сайта freepik.com

В последние годы Китай уверенно занимает лидирующие позиции на мировом рынке садово-огородного инвентаря. Причины этого – масштабное производство, развитие технологий, а также выгодное соотношение цены и качества. Для российских импортеров важно знать, где в Китае находятся центры производства садового инвентаря, какие бренды заслуживают внимания, какие новинки предлагает рынок в 2025 году и чем объясняется популярность китайских товаров в России.

Анатолий Якимов
Конференция в Москве: как найти надежного партнера в Китае в 2026 году

18-19 декабря 2025 года в Москве пройдет важное событие для бизнеса – конференция «Как найти партнера в Китае: актуальные вопросы и решения для бизнеса», организованная Российско-Китайской Палатой. Мероприятие направлено на поддержку российских компаний, стремящихся наладить эффективное сотрудничество с КНР и другими странами БРИКС.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка: мебель, посуда, инновации на втором этапе в октябре 2025

В Гуанчжоу официально стартовал второй этап 138-й Кантонской выставки, который продлится с 23 по 27 октября 2025 года. Этот этап традиционно фокусируется на товарах общего потребления и предметах для домашнего обихода. В выставочном центре Пачжоу представлено около 25 000 стендов с продукцией более 10 000 компаний, включая производителей мебели, кухонной посуды, бытовых принадлежностей, декоративных элементов для дома, товаров для сада и праздничной атрибутики.

Фото участников выставки
Анатолий Якимов
Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» выросла за счет инновационного досмотрового комплекса
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

В железнодорожном пункте пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни начал работу новый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, который значительно повышает эффективность контроля грузов на границе. Комплекс успешно прошел все необходимые тестирования и технические проверки, став одним из самых современных средств досмотра в регионе.

Анатолий Якимов
Рапсовое масло из России: почему Китай увеличивает экспорт, какие регионы лидируют
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с января по сентябрь 2025 года Россия значительно увеличила экспорт рапсового масла в Китай, прибавив к объемам поставок треть и укрепив свое лидерство на этом рынке. По данным Государственного таможенного управления Китая, стоимость импортируемого российского рапсового масла достигла 975,4 миллиона долларов США, что заметно превышает сумму в 735,9 миллиона долларов, зарегистрированную в прошлом году за аналогичный период. Такой рост обусловлен расширением площадей под посев рапса в России и возрастающим спросом на данную продукцию в различных отраслях промышленности Китая, особенно в пищевой сфере.