Павел Мартынов
Экспорт

Структура потребления в Китае меняется, но важно знать как и в какую сторону

С того момента как западные санкции подстегнули разворот на Восток прошло уже довольно много времени. Сейчас товарооборот России и Китая ставит рекорды в стоимостном выражении и стремится покорять всё новые и новые высоты. Однако основу российского экспорта по прежнему составляют энергоносители и оружие. Экспорт продукции АПК, о котором много говорилось демонстрирует определённые успехи, но настоящего прорыва здесь не произошло. А после ограничений импорта рыбы Китай и вовсе опустился на третью строчку среди покупателей российских продуктов, уступив место Евросоюзу, от которого Россия поворачивалась Восток и даже Турции, у которой куда меньше население, размер экономики, а политические отношения Москвы и Анкары далеки от образцового российско-китайского партнёрства. О том, почему российские продукты не пришлись по вкусу китайскому потребителю ChinaLogist рассказал русист Фан Фэй — основатель проекта «Серый Мокко».
- Много ли вообще в Китае потребляют импортной еды? Или это преувеличение, а заграничные продукты — что-то молодёжное или субкультурное?
- Да, вообще в Китае потребляют много импортной еды , во многих городах даже есть специальный супермаркет с импортными продуктами [进口(食品)超市] или при супермаркетах есть отдельный зал для них, то есть это не какие то случайные заказы из интернета для молодежи, а супермакет для не молодого поколения.
- Получается, структура потребления в Китае меняется со временем? Помню, что когда впервые приехал в Китай в 2006 году, в Чанчуне было трудно найти молоко. А теперь там покупают много молока и мороженного…
- Меняется конечно структура, покупают молочные продукты, но это не потому что новое поколение выросло без непереносимость лактозы, а потому, что были проблемы с качеством у китайских производителей сухого молока, у многих все еще нет полного доверия к китайским производителям молока и молочных продуктов.
- Как вообще китайцы стали узнавать об импортных, особенно западных продуктах? От родственников, живущих за рубежом? Ведь уже довольно давно есть большие диаспоры в США и Австралии...
- Импортные продукты в Китае есть везде, в интернет-магазинах, или супермаркетах. Через диаспор за рубежом конечно было популярно, но это в основном до пандемии, мне кажется, и сейчас на сколько эти иностранные марки уже вошли в китайский рынок, не факт что так через знакомых в США будет дешевле.
- Помогали ли китайцы-эмигранты адаптировать эти продукты под рынок КНР?
- В каком-то плане да, но мне кажется дело не в том что много поколений там живут эти китайцы, а просто удачный образ страны создали для китайцев. Типа если Новая Зеландия то сразу там экологические продукции. чего нет для России. а в России часто такое вижу, типа переводили описание продуктов и ждут китайских покупателей, даже вообще не изучают китайский рынок, что китайцам нравится , какие вкусовые предпочтения. Хотя они и меняются, важно держать в курсе, как и куда они меняются.
- Можешь ли вспомнить, как ты познакомился с западной едой?
- Мое поколение в Китае уже выросло с кока колой и ели кфс и макдак, знали что такое бургер. Дома в основном питался чисто китайской едой, и всякая уличная еда была китайской. В отличие от России или СССР, в Китае очень богатая именно уличная еда, п
оэтому продукции типа сникерса с высокой ценой сложно конкурировать с местной уличной едой, к которые уже давно привыкли. А мак дак или кфс, делали ставку на детей, которые больше всего готовы к новому вкусу.
- Значит, шоколаду трудно пробиться на китайский рынок?
- Шоколадки в Китае сейчас тоже идут вроде не плохо, так как у китайцев мне кажется как и в случае с вином, нет своего четкого понимания как оценивать , то просто покупают ради бренда - это типа модно и все покупают, значит можно. например я вообще не очень разбираюсь в вино, но Lafite знаю. То ли через фильм, то ли через сериал. А вот «Аленку» сколько я уже своим китайским друзьям уже дарил, все говорят что слишком сладко .
- То есть, знакомство с западными продуктами происходит и по линии культуры? Получается, сказывается недостаток ссовместных культурных проектов?
- Я вообще если честно не вижу нормальных совместных культурных проектов, все политические, и если какие то мероприятия будут по культуре, то это чаше всего для галочки, по моему субъективному мнению. Есть фильм «Как я стал русским», но там собраны все стереотипы китайцев о русских, которые я пытался сломать в течений несколько лет. В телевизоре - нефть, Путин и газ, оружие. В соц сетях - «воинственный народ» (战斗民族) как русские пьют, дерутся с медведями ,красавцы на улице гуляют почти без одежды.
- Существуют ли такие продукты, к которым привыкают китайцы, живущие в России? Хочется ли что-то взять с собой, возвращаясь домой, как русские везут из Китая чай и соевый соус?
- В основном это икра, водка (鱼子酱 - 太腥 伏特加 太烈 巧克力 太甜 ), была какая то мода на грибы чага, но потом что-то они снова стали не популярными. Именно я обычно везу пастилу белевскую: не дорого, и вкусно еще и пробуждает аппетит.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Новосибирские аграрии расширяют экспортные связи на бизнес-миссии в Китае
Фото предоставлено Центром поддержки экспорта Новосибирской области

В Харбине завершилась официальная программа международной бизнес-миссии, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области. В период с 5 по 7 августа 2025 года пять компаний агропромышленного комплекса (АПК) региона приняли активное участие в насыщенной деловой программе, направленной на установление и развитие экспортных связей с представителями китайского рынка.

Анатолий Якимов
Логистика
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.

Анатолий Якимов
Импорт
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.