Михаил Новиков
Финансы

Влияют ли на экономику Китая прямые потомки «восьми бессмертных»?

Тот факт, что Китай управляется различными кланами, не нов, но периодически снова переоткрывается в СМИ и литературе и часто вызывает заметный резонанс. Катализатором интереса к этой проблеме в последнее десятилетие послужила опубликованная в 2012 году Bloomberg News серия статей под названием «Revolution to Riches» за которую Bloomberg получил престижную премию George Polk Award. Это было не единственное, но самое громкое журналистское расследование о политической элите Китая в рамках как раз клановой теории. Серия статей отличалась высоким профессионализмом и богатой фактурой и вызвала большой резонанс. Кроме всего прочего, статьи возродили старый термин «Партия кронпринцев» или просто «принцев», который был в ходу ещё в начале 20-го века по другому поводу.
Сторонники клановой теории в России оперируют понятиями «клан принцев» и «клан комсомольцев». «Комсомольцы» это выходцы из «низов» общества, добравшиеся до вершин власти благодаря собственным действиям, а не рождению в статусной семье. Есть ещё региональные кланы и различные группировки, но их мы касаться не будем, как и т.н. «комсомольцев».
На западе о китайской клановости вспомнили ещё после публикации статьи “Barbarians at the Gate, Zhao Family Inside” анонимного автора в 2015-2016 году, в которой подробно рассказывалось каким образом «принцы» осуществляют контроль над предприятиями, используя административные рычаги для создания привилегированных условий для себя и устранения конкурентов на примере попытки поглощения компании Baoneng компанией Vanke. Статья вызвала бурное обуждение в сети и её ещё можно найти в интернете.
В России больше внимания уделяли статье Bloomberg, возможно, она придала импульс всем дальнейшим изысканиям отечественным специалистов в этом направлении. Утверждалось, что якобы в Bloomberg проанализировали финансовую деятельность 103 потомков восьми наиболее влиятельных бывших руководителей компартии таких как Дэн Сяопин, Чэнь Юнь, Ян Шанкунь, Ван Чжэнь, Бо Ибо, Ли Сяньнянь, Пэн Чжень и Сун Жэньцюн. И обнаружили, что потомки восьми бессмертных коммунистов не просто влияют, а контролируют Китай. К сожалению, самих этих статей на сайте Bloomberg уже нет и в других источниках их тоже найти не удалось, иначе можно было бы выяснить, что именно было в них написано, в частности, кто именно считается потомком «восьми бессмертных» и какие именно сферы китайского общества они контролируют, пользуясь своим происхождением.
Сейчас нас интересует узкий аспект: только дети «восьми бессмертных» китайских коммунистов, которые, безусловно, в наиболее полном смысле являются представителями «клана принцев». И нас интересует их влияние только на экономику Китая.
Несмотря на древнее и суровое название, все восемь – практически наши современники, последний из «бессмертных» скончался в 2005 году. Начнём с самого главного, то есть Дэн Сяопина. У него было пять детей. Одна из дочерей, Дэн Нан, занимала пост заместителя министра государственной комиссии по науке и технологиям Китая с 1998 – по ноябрь 2004 гг. сейчас, по всей видимости, работает первым секретарем Китайской ассоциации науки и технологий. Ещё одна дочь, Дэн Жун, тоже политик, некоторое время работала в посольстве Китая в США, постоянном комитете ВСНП, а сейчас в источниках указывается, что она занимает должность заместителя председателся Китайской ассоциации международных дружественных контактов. Сын Дэн Пуфан является одним из руководителей китайской ассоциации инвалидов, активным и очень известным деятелем в этой сфере.
Дэн Чживан учился в университете Рочестера, о нём также писали как о руководителе крупной металлургичекой компании Пекина и о связанном с ним громком коррупционном скандале, ещё в 90-е гг. Сейчас о детях Дэн Сяопина известно очень мало, но в своё время западные СМИ писали о них, как о «первых принцах». Возможно, все дети Дэн Сяопина уже отошли от дел, если таковые вели, так как люди они пожилые.
Сын Чэнь Юня – Чэнь Юань был председателем Китайского банка развития (China Development Bank (CDB) с марта 1998 года по апрель 2013 года, в 2014 году стал председателем Общества китайско-российской дружбы. Стоит обратить внимание на время, в которое он руководил банком, - период открытия Китая внешнему миру, завоевание тех позиций, на которых Китая сейчас и находится.
У Яна Шанкуня, согласно публичной информации, было трое детей, об одном из сыновей известно, что он вроде бы фотограф, о других, неизвестно, чтобы они были сколь-нибудь крупными руководителями, что, впрочем, ничего не означает, а может говорить лишь об умении скрывать информацию от посторонних.
Сын пламенного китайского революционера Ван Чжэня - Ван Цзюнь является председателем правления корпорации Poly Technologies (торговля оружием, входит в государственную China Poly Group Corporation) и председателем государственной Китайской международной трастовой и инвестиционной корпорации (CITIC, привлечение инвестиций, стоимость более $12 млрд.).
Второй сын Ван Чжэня, Ван Чжи - если верить информации open source, хотя и с трудом найденной, что удивительно, – «крёстный отец» китайской IT-отрасли. Он был заместителем Бюро компьютерной промышленности, руководил организацией группы по созданию первых конкурентоспособных китайских компьютеров, затем на базе этой команды в Шеньчжэне была создана компания China Great Wall Computer Group, которой Ван Чжи и руководил долгое время, оказав непосредственное влияние на формирование могущественной китайской IT-отрасли.
Знаменитый соперник Си Цзиньпина на выборах лидера партии осенью 2012 года – Бо Силай, сын партийного патриарха и бывшего министра финансов Китая Бо Ибо. Бо Силай был министром торговли КНР с 2004 по 2007 год, а ныне отбывает пожизненное заключение за превышение должностных полномочий и коррупцию. Судьба политических конкурентов в высших эшелонах власти в Китае тяжела, но мы в этом случае ещё видим факт внутривидовой борьбы между предполагаемыми «принцами». Другой сын Бо Ибо, - Бо Сиюн, - якобы под вымышленным именем занимал должность одного из руководителей компании Everbright International Limited, специализирующейся в производстве альтернативных источников энергии. Об этом довольно много писали СМИ в 2012 году, но сейчас нет никаких сведений о связи Бо Сиюна и Everbright International Limited. А всего у Бо Ибо 9 детей.
Четверо детей было у Ли Сяньняня, председателя КНР в 1983—1988 и председателя Народного политического консультативного совета Китая. Одна из дочерей – Ли Сяолин, политический и общественный деятель, председатель Китайской народной ассоциации дружбы с зарубежными странами. В одном из интервью она заявила, что отец фактически запретил им заниматься бизнесом: "Everyone is strictly forbidden to do business". И поэтому они им не занимаются.
У ещё одного китайского коммуниста из отряда «бессмертных» Пэн Чженя детей, видимо, не было. А Сун Жэньцюн имел восемь детей. Одна из них, Сонг Бибин, была командиром Красной гвардии в эпоху Культурной революции. Впоследствии она уехала в США и за свои акции в Китае принесла извинения. Другие дети Пэн Чженя почти все или все, уехали в США.
Итак, если ориентироваться на открытые источники, то из всех прямых потомков самой высшей категории предполагаемых «принцев» - восьми бесссмертных», - только дети Ван Чжэня и Чэнь Юня могли оказывать какое-то влияние на экономику Китая, будучи крупными руководителями коммерческих компаний. При это они занимали и занимают отнюдь не фейковые должности, а ответственные посты и судя по результатам, неплохо справляются для «принцев». Ещё одна характерная черта прямых потомков «восьми бессмертных» - тесные связи с США.
Китайские кланы, существование слоя «принцев» заурядное явление, которое есть в большинстве стран, если не во всех. Хорошо известно, что у государственных чиновников высокого ранга часто чрезвычайно одарённые дети, которые особенно ярко проявляют свои таланты в крупном бизнесе и политике. Скорее наоборот, мы видим, что в сравнении с другими странами в Китае большинство детей самых высших чиновников - «восьми бессмертных», - занимают относительно скромные должности, о многих вообще ничего неизвестно. Возможно, повторим, они просто очень скрытные. Хотя если бы они занимали такие должности, которые позволяют им влиять на экономику и даже контролировать Китай, то вряд ли это удалось бы скрыть.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.