Слово Эксперта
Импорт

Высшая математика закупок в Китае: диалог с Андреем Ильенко (часть 2)

Представляем Вам вторую часть интервью с Андреем Ильенко. На этот раз мы беседовали не об отдельных сферах закупок в Китае, а о профессии байера (закупщика) в целом. Это первое на нашем портале интервью на тему обучения профессиональной работе по закупкам в Китае.
Напомним, что Андрей Ильенко — эксперт по бизнесу с Китаем, владелец компании OPENCHINA, специализирующейся на контроле качества продукции в Китае. В опте с Китаем с 2006 года, постоянно летает в Китай на выставки и на фабрики, помогает создавать новые бренды. За его плечами более 300 посещенных китайских производств. На Canton Fair Андрей был уже более 20 раз. Свозил в Китай более 70 человек. Помог создать бренд детской обуви Evie Shoes, ТМ строительной обуви Cemto, ручной инструмент Polax, работал с брендами одежды Blood & Honey и The Coat. Автор Youtube канала «Открывая Китай».
CL: Зачем будущему байеру изучать чужие кейсы? Какие кейсы нужно изучать?
Очень хороший, интересный вопрос. Меня вдохновляет развиваться то, что в каждом виде товара, в каждом рынке есть свои нюансы, своя география производства, свои точки контроля, свои ключевые моменты. Все это как раз дает необходимую пищу мозгу, пищу для развития, для того чтобы не делать постоянно одно и то же, чтобы не «замыливался» взгляд и вам не становилось скучно от монотонной работы. Китай вам не даст заскучать, потому что товаров много, видов сотрудничества тоже много. А также много видов клиентов, много разных способов брендирования. Деятельность байера чрезвычайно разнообразна, и это очень увлекательно.
Изучать чужие кейсы нужно для того, чтобы расширить свое восприятие и увидеть больше. Чтобы не было зашоренности, зацикленности на чем-то одном. Одном виде поставок, одной категории товаров, одном типе поставщиков. Я постоянно изучаю кейсы, читаю порталы, блоги, в том числе иностранных импортеров. Делаю я это для того, чтобы обмениваться информацией с другими импортерами. Потому что каждый проходит свой путь, но никто обычно не учитывает ошибки других. Каждый сам и как-то по-своему проходит свой путь. У каждого при этом есть свои наработки, и мало кто ими вообще делится. А важно, чтобы было как можно больше информации у всех, потому что часто люди друг другу вовсе не конкуренты, а просто делают одно и то же на разных рынках, в разных странах. Каждый при этом находит какие-то свои изюминки, свои лайфхаки, фишки, наработки. Для обмена опытом я создал Клуб импортеров, где мы встречаемся онлайн с импортерами из разных стран, и где есть возможность учиться опыту других. Поэтому чужие кейсы обязательно нужно изучать. Рекомендую общаться с коллегами, такими же импортерами, чтобы быстрее получать интересную, свежую, актуальную информацию.
CL: Если говорить о базовом образовании, то какое все же приоритетнее?
Возможно, я сужу по себе, но я считаю, что базовое образование для байера, скорее, должно быть негуманитарным. Я, например, получил экономическое образование. По диплому я менеджер организации. Думаю, что это образование мне очень помогло. Лучше всего, чтобы у байера было экономическое образование. В сфере международной экономики, в сфере экономики в целом, в сфере ВЭД. Но не гуманитарное, не языковое. Языковое может быть уже дополнительным образованием. Приоритет все же в аналитике, в системном мышлении, в том, чтобы человек мыслил, как мыслит бизнесмен.
CL: Насколько закупщик должен быть заточен именно на Китай, может ли он смотреть в сторону?
Он обязательно должен смотреть по сторонам. В том числе потому, что если наблюдать бизнес с Китаем в течение довольно долгого времени, то можно заметить, что производство некоторых товаров уже ушло из Китая. Или уходит. Некоторые производства Китай не собирается отдавать. Например, производство электроники, электрокаров, роботов, высокотехнологичной одежды и т.п.
Байеру обязательно нужно смотреть на страны Юго-Восточной Азии, на Индию, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Камбоджу, Мьянму. Если человек уже импортирует товары из Китая как профессиональный байер, знает всю цепочку поставок, то импортировать из Индии или Вьетнама для него не составит труда. Потому что на 80% его деятельность будет такой же. Возможно, чуть-чуть поменяется география, потребуется знание других культурных особенностей и т.п. Но все это уже детали. Байер может экстраполировать свой китайский опыт на другие страны. Сформировать бизнес-модель в другой стране по образу и подобию своего прежнего опыта. Я обучаю байеров в том числе и поиску поставщиков в странах Юго-Восточной Азии и считаю это одним из очень перспективных направлений, которое дальше будет расширяться. Так что важен не только Китай, но и другие страны. Нужно смотреть шире. Потому что профессиональный байер должен находить самые оптимальные на данный момент варианты импорта товаров. И нельзя быть зацикленным на Китае.
CL: Вы сказали, что байер должен совмещать в себе много профессий: менеджера ВЭД, таможенника, логиста, финансиста, аналитика, маркетолога. Но он же не может быть во всех этих профессиях идеальным. Возможно, придет время и нужно будет выбирать? И лишние знания будут только мешать?
Я считаю, что мешать профессиональные знания в любой из областей ВЭД и экономики байеру не могут. Но если будут расти нагрузка и обороты, расти число контейнеров, то можно взять еще одного специалиста в свой бизнес. Например, таможенного декларанта, чтобы он занимался только растаможкой грузов. Или экономиста, который возьмет на себя финансы. Но это при условии расширения бизнеса и целесообразности такого человека в команде. На первоначальном этапе, пока у вас небольшой бизнес, все компетенции может закрывать один человек. И различные профессиональные знания мешать ему ни в коем случае не будут. Они наоборот помогут ему замкнуть на себе всю цепочку.
CL: Кого Вы могли бы назвать гроссмейстерами в своей профессии и почему?
Я, в первую очередь, ориентируюсь на иностранные компании и наблюдаю за теми, кто осуществляет инспекции качества и поиск поставщиков для крупных западных компаний. Таких, например, как Walmart, Disney, Zara и т.п. Вы видите, например, что Apple был первым, кто научил китайцев делать качественные товары. Так, iPhone производится в Китае уже достаточно давно. Но только спустя какие-то годы мы осознали, что он сделан в Китае и сделан качественно. Но кто-то был первым. Тот, кто выстраивал процессы и заставлял китайцев работать по-новому. Это были западные компании. И я учусь у западных компаний: читаю их блоги, читаю блоги конкретных людей. Что касается гроссмейстеров в профессии на русскоязычном пространстве, то некоторые из них даже давали интервью для CL. Например, Александр Гаврик, которого я заочно знаю и уважаю, смотрю его выступления и считаю, что он достаточно крутой. Кроме того, у меня есть много друзей, каждый из которых специализируется в какой-то определенной нише закупок. И я стараюсь учиться у каждого.
CL: Какие компетенции байеру нужно постоянно наращивать? Если можно, ранжируйте эти компетенции.
Если взять перечень необходимых для байера знаний, таких, например, как основы ВЭД, знание товаров и категорий, умение правильно коммуницировать, умение вести переговоры, знание B2B-площадок, знание особенностей китайского менталитета и так далее, посмотреть на это все в совокупности, то ясно следующее. Есть вещи, которые вы усвоите один раз — и они с вами останутся на всю жизнь. Например, вы хорошо будете понимать менталитет китайцев, если просто пообщаетесь с достаточным количеством бизнесменов, посидите с ними за одним столом, проведете с ними довольно много времени (причем, с максимально разными бизнесменами). В результате вы поймете их общий психотип, их ценности. Поймете, как они себя ведут, что они хотят. То есть знание бизнес-менталитета китайцев уже будет с вами. С другой стороны, есть более динамичные составляющие. Например, логистика. Она меняется. Меняются условия ввоза определенных категорий товаров. И эти данные нужно постоянно отслеживать, наращивать и обновлять.
Другой момент — диджитализация. В развитии цифровой экономики Китай — один из первых. Те темпы, с которыми в Китае появляются новые приложения, новые онлайн-площадки, новые типы бизнес-моделей продажи товаров, — таких темпов нет ни на Украине, ни в России, ни в Европе. И эти знания я, наверное, поставил бы на первое место для системного изучения, в плане постоянного улучшения навыков байера, чтобы он мог следить за новыми возможностями, новыми B2B-площадками, новыми формами торговли, которые появляются именно в Китае. На второе место я поставил бы логистические компетенции. На третье место — постоянную коммуникацию с разными поставщиками, которая позволит байеру наращивать опыт переговоров, опыт правильного, наиболее лаконичного донесения своих мыслей и получения необходимого результата. Важно оттачивать навыки коммуникации. Это тоже динамичная составляющая, так как она завязана на новые формы торговли, новые площадки, и нужно это в связке постоянно изучать и обновлять эти навыки.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Лучший автомобиль Китая скоро появится в продаже в России
Фото с сайта exeed-maximum.ru

В Китае прошел «Автомобильный фестиваль». По его итогам назвали лучшие представители отрасли. Титул «Автомобиля года – 2024» получил кроссовер Exlantix ET, продажи которого стартуют в России в 1 квартале 2025 года.

Бренд Exlantix принадлежит Cherry. В КНР его продают под маркой Exeed. Это крупный пятиместный кроссовер. В России его будут реализовывать в двух версиях – электрической и гибридной, как Exlantix.

Анатолий Якимов
78 тонн куриных лап отправили из Томской области в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Три партии весом 78 тонн отгрузили предприниматели Томской области в Китай. Работы проходили под контролем сотрудников Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора.

По информации ведомства, продукцию на экспорт подготовили в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями Евразийского экономического Союза и КНР. Качество куриных лап подтверждено результатами исследований, которое провели в аккредитованных лабораториях ФГБУ «ВНИИЗЖ».

Анатолий Якимов
Таможня начисляет пени: почему так происходит
Фото Анатолия Якимова

Требование об уплате таможенных платежей иногда приходит российским предпринимателям после того, как декларации выпущены. Почему так происходит, разбирался ChinaLogist.

По информации телеграм-канала «Тонкости таможенного оформления» иногда после выпуска таможенной декларации могут быть скорректированы таможенная стоимость или код товара. Соответственно таможенные платежи доначисляют. Может возникнуть такая ситуация, что участник ВЭД оплатил все в указанные в требовании сроки, а через некоторое время приходит новое требование – заплатить пени. Возникает вопрос – откуда пени.

Анатолий Якимов
Где купить зимние национальные сапоги в Китае
Фото с сайта «Жэньминь Жибао» онлайн»

На востоке Китая в провинции Цзянсу в поселке Гаоцяо зимой снег редкое явление. Однако в этой местности с населением 30 000 человек работают 400 предприятий по выпуску зимней обуви и 800 – в электронной торговли.

По информации сайта «Хуаньцюван», из поселка Гаоцяо на рынок поступает свыше 15 миллионов пар зимних сапог. Половина из них экспортируется в Россию, Германию и США. Стоимость выпущенной продукции ежегодно составляет 2,2 миллиарда юаней.

Анатолий Якимов
Четверть новых брендов в 2024 году пришли в Россию из Китая
Фото с сайта unaplash.com

Новые торговые марки активно пополняют рынок России. В 2024 году к потребителям вышли 61 новый бренд, из которых 33 – отечественные, а 28 – иностранные. Китай удерживает лидирующие позиции среди импортных брендов – 25%. У Италии – 14%, Германии и Турции по 11%.

Исследование по новым брендам в России провело исследовательская компания Nikoliers. Как сообщает портал retail.ru, для признания бренда новым у него должен работать магазин в торговом центре или в составе стрит-ритейла.

Анатолий Якимов
Топ-5 российских продуктов для экспорта в Китай
Коллаж из фото с сайта unsplash.com

Потребительский рынок Китая активно развивается. В последние годы продукты питания все чаще можно встретить в магазинах Поднебесной. Эксперты объяснили, что потребитель выбирает качественные и экологически чистые товары из России. «ФедералПресс» выяснил, какие товары пользуются спросов в КНР и почему.

Морепродукты и рыба

Российские морепродукты – один из самых популярных товаров на рынке КНР. В 2024 году Россия экспортировала в Китай филе и другого мяса рыбы на 1,3 миллиона долларов США. Это в полтора раза больше, чем в 2023 году. Филе и мороженое мясо минтая вывезли на 479 тысяч долларов США, трески – на 389,2 миллиона долларов США, сардин – на 135,2 миллиона долларов США. 

Доцент Финансового университета при Правительства РФ, кандидат экономических наук Петр Щербаченко отметил, что морепродукты из России ценятся за экологичность и чистоту, что делает их востребованными среди китайских потребителей, ориентированных на здоровое питание.

Анатолий Якимов
DeepSeek: почему китайская нейросеть завоевала мир
Фото с сайта unsplash.com

В начале неделе Китай запустил новую нейросеть, работа которой основана на модели искусственного интеллекта. DeepSeek-R1 разработали в одноименной компании, основанной в 2023 году в китайском Ханчжоу. Нейросеть обрабатывает последовательности данных за счет машинного обучения, находит паттерны и работает с контентом.

В конце 2024 года разработчики представили DeepSeek-V3, а через месяц – более совершенную DeepSeek-R1. При этом нейросеть могут изучать программисты со всего мира, так как исходный код находится в свободном доступе. Многие называют созданную нейросеть «темной лошадкой» и считают ее секретным оружием Китая в технологической войне с США.

Анатолий Якимов
Где купить живые цветы в Китае на День влюбленных и 8 марта
Фото Анатолия Якимова

Несмотря на то, что Китай празднует Новый год, российские предприниматели, ищут новых поставщиков цветочной продукции. И это не удивительно – впереди День святого Валентина, Международный женский день и начало огородного сезона. ChinaLogist выяснил, где купить живые цветы оптом.

В Гуанчжоу рядом со станцией метро Beijing Lu расположен крупнейший рынок цветов. Сюда привозят живые растения со всего света, которые можно купить как оптом, так и в розницу. Кроме того, тут также можно приобрести необходимую фурнитуру для оформления букетов.

Редакция
Итоги и прогнозы внешней торговли-2025: приглашаем к обсуждению
Фото с сайта unsplash.com

Пока Китай встречает Новый год и погружается в атмосферу праздника, «ВЭД Агент» предлагает провести это время с пользой. 4 февраля в 11:00 по московскому времени (15:00 по новосибирскому) состоится вебинар «Итоги и прогнозы внешней торговли. Россия-Китай: торговый потенциал без границ?».

Эксперты обсудят ключевые показатели внешней торговли, динамику товарооборота в 2024 году и геополитические риски 2025 года. А также формирование рынка платежных агентов и варианты снижения расходов на трансграничные платежи, основные транспортные коридоры и успешные кейсы по сокращению времени на доставку, инфраструктурные проблемы РЖД и способы снижения логистических издержек, контейнерную логистику в наступившем году.

Кроме того, участники вебинара ответят на вопрос: «Вектор на усиление проверки импортёров: миф или реальность?» и узнают о преимущества статуса Уполномоченного экономического оператора для участников ВЭД.

Участие в вебинаре – бесплатное.

Регистрация по ссылке

Анатолий Якимов
Навигационные пломбы в Забайкальске есть в наличии
Фото с официального сайта Белорусской таможни

Более 1000 навигационных пломб доставили в Забайкальск накануне внедрения. Об этом сообщили в Центральном офисе Центра развития цифровых платформ.

Напомним, 28 января ChinaLogist опубликовал новость об отсутствии в Забайкальске навигационных пломб. Первыми информацию разместили в телеграм-канале «Оптималог». По информации Центрального офиса Центра развития цифровых платформ, сообщение было недостоверным.