Слово Эксперта
Импорт

Высшая математика закупок в Китае: диалог с Андреем Ильенко (часть 2)

Представляем Вам вторую часть интервью с Андреем Ильенко. На этот раз мы беседовали не об отдельных сферах закупок в Китае, а о профессии байера (закупщика) в целом. Это первое на нашем портале интервью на тему обучения профессиональной работе по закупкам в Китае.
Напомним, что Андрей Ильенко — эксперт по бизнесу с Китаем, владелец компании OPENCHINA, специализирующейся на контроле качества продукции в Китае. В опте с Китаем с 2006 года, постоянно летает в Китай на выставки и на фабрики, помогает создавать новые бренды. За его плечами более 300 посещенных китайских производств. На Canton Fair Андрей был уже более 20 раз. Свозил в Китай более 70 человек. Помог создать бренд детской обуви Evie Shoes, ТМ строительной обуви Cemto, ручной инструмент Polax, работал с брендами одежды Blood & Honey и The Coat. Автор Youtube канала «Открывая Китай».
CL: Зачем будущему байеру изучать чужие кейсы? Какие кейсы нужно изучать?
Очень хороший, интересный вопрос. Меня вдохновляет развиваться то, что в каждом виде товара, в каждом рынке есть свои нюансы, своя география производства, свои точки контроля, свои ключевые моменты. Все это как раз дает необходимую пищу мозгу, пищу для развития, для того чтобы не делать постоянно одно и то же, чтобы не «замыливался» взгляд и вам не становилось скучно от монотонной работы. Китай вам не даст заскучать, потому что товаров много, видов сотрудничества тоже много. А также много видов клиентов, много разных способов брендирования. Деятельность байера чрезвычайно разнообразна, и это очень увлекательно.
Изучать чужие кейсы нужно для того, чтобы расширить свое восприятие и увидеть больше. Чтобы не было зашоренности, зацикленности на чем-то одном. Одном виде поставок, одной категории товаров, одном типе поставщиков. Я постоянно изучаю кейсы, читаю порталы, блоги, в том числе иностранных импортеров. Делаю я это для того, чтобы обмениваться информацией с другими импортерами. Потому что каждый проходит свой путь, но никто обычно не учитывает ошибки других. Каждый сам и как-то по-своему проходит свой путь. У каждого при этом есть свои наработки, и мало кто ими вообще делится. А важно, чтобы было как можно больше информации у всех, потому что часто люди друг другу вовсе не конкуренты, а просто делают одно и то же на разных рынках, в разных странах. Каждый при этом находит какие-то свои изюминки, свои лайфхаки, фишки, наработки. Для обмена опытом я создал Клуб импортеров, где мы встречаемся онлайн с импортерами из разных стран, и где есть возможность учиться опыту других. Поэтому чужие кейсы обязательно нужно изучать. Рекомендую общаться с коллегами, такими же импортерами, чтобы быстрее получать интересную, свежую, актуальную информацию.
CL: Если говорить о базовом образовании, то какое все же приоритетнее?
Возможно, я сужу по себе, но я считаю, что базовое образование для байера, скорее, должно быть негуманитарным. Я, например, получил экономическое образование. По диплому я менеджер организации. Думаю, что это образование мне очень помогло. Лучше всего, чтобы у байера было экономическое образование. В сфере международной экономики, в сфере экономики в целом, в сфере ВЭД. Но не гуманитарное, не языковое. Языковое может быть уже дополнительным образованием. Приоритет все же в аналитике, в системном мышлении, в том, чтобы человек мыслил, как мыслит бизнесмен.
CL: Насколько закупщик должен быть заточен именно на Китай, может ли он смотреть в сторону?
Он обязательно должен смотреть по сторонам. В том числе потому, что если наблюдать бизнес с Китаем в течение довольно долгого времени, то можно заметить, что производство некоторых товаров уже ушло из Китая. Или уходит. Некоторые производства Китай не собирается отдавать. Например, производство электроники, электрокаров, роботов, высокотехнологичной одежды и т.п.
Байеру обязательно нужно смотреть на страны Юго-Восточной Азии, на Индию, Бангладеш, Вьетнам, Таиланд, Камбоджу, Мьянму. Если человек уже импортирует товары из Китая как профессиональный байер, знает всю цепочку поставок, то импортировать из Индии или Вьетнама для него не составит труда. Потому что на 80% его деятельность будет такой же. Возможно, чуть-чуть поменяется география, потребуется знание других культурных особенностей и т.п. Но все это уже детали. Байер может экстраполировать свой китайский опыт на другие страны. Сформировать бизнес-модель в другой стране по образу и подобию своего прежнего опыта. Я обучаю байеров в том числе и поиску поставщиков в странах Юго-Восточной Азии и считаю это одним из очень перспективных направлений, которое дальше будет расширяться. Так что важен не только Китай, но и другие страны. Нужно смотреть шире. Потому что профессиональный байер должен находить самые оптимальные на данный момент варианты импорта товаров. И нельзя быть зацикленным на Китае.
CL: Вы сказали, что байер должен совмещать в себе много профессий: менеджера ВЭД, таможенника, логиста, финансиста, аналитика, маркетолога. Но он же не может быть во всех этих профессиях идеальным. Возможно, придет время и нужно будет выбирать? И лишние знания будут только мешать?
Я считаю, что мешать профессиональные знания в любой из областей ВЭД и экономики байеру не могут. Но если будут расти нагрузка и обороты, расти число контейнеров, то можно взять еще одного специалиста в свой бизнес. Например, таможенного декларанта, чтобы он занимался только растаможкой грузов. Или экономиста, который возьмет на себя финансы. Но это при условии расширения бизнеса и целесообразности такого человека в команде. На первоначальном этапе, пока у вас небольшой бизнес, все компетенции может закрывать один человек. И различные профессиональные знания мешать ему ни в коем случае не будут. Они наоборот помогут ему замкнуть на себе всю цепочку.
CL: Кого Вы могли бы назвать гроссмейстерами в своей профессии и почему?
Я, в первую очередь, ориентируюсь на иностранные компании и наблюдаю за теми, кто осуществляет инспекции качества и поиск поставщиков для крупных западных компаний. Таких, например, как Walmart, Disney, Zara и т.п. Вы видите, например, что Apple был первым, кто научил китайцев делать качественные товары. Так, iPhone производится в Китае уже достаточно давно. Но только спустя какие-то годы мы осознали, что он сделан в Китае и сделан качественно. Но кто-то был первым. Тот, кто выстраивал процессы и заставлял китайцев работать по-новому. Это были западные компании. И я учусь у западных компаний: читаю их блоги, читаю блоги конкретных людей. Что касается гроссмейстеров в профессии на русскоязычном пространстве, то некоторые из них даже давали интервью для CL. Например, Александр Гаврик, которого я заочно знаю и уважаю, смотрю его выступления и считаю, что он достаточно крутой. Кроме того, у меня есть много друзей, каждый из которых специализируется в какой-то определенной нише закупок. И я стараюсь учиться у каждого.
CL: Какие компетенции байеру нужно постоянно наращивать? Если можно, ранжируйте эти компетенции.
Если взять перечень необходимых для байера знаний, таких, например, как основы ВЭД, знание товаров и категорий, умение правильно коммуницировать, умение вести переговоры, знание B2B-площадок, знание особенностей китайского менталитета и так далее, посмотреть на это все в совокупности, то ясно следующее. Есть вещи, которые вы усвоите один раз — и они с вами останутся на всю жизнь. Например, вы хорошо будете понимать менталитет китайцев, если просто пообщаетесь с достаточным количеством бизнесменов, посидите с ними за одним столом, проведете с ними довольно много времени (причем, с максимально разными бизнесменами). В результате вы поймете их общий психотип, их ценности. Поймете, как они себя ведут, что они хотят. То есть знание бизнес-менталитета китайцев уже будет с вами. С другой стороны, есть более динамичные составляющие. Например, логистика. Она меняется. Меняются условия ввоза определенных категорий товаров. И эти данные нужно постоянно отслеживать, наращивать и обновлять.
Другой момент — диджитализация. В развитии цифровой экономики Китай — один из первых. Те темпы, с которыми в Китае появляются новые приложения, новые онлайн-площадки, новые типы бизнес-моделей продажи товаров, — таких темпов нет ни на Украине, ни в России, ни в Европе. И эти знания я, наверное, поставил бы на первое место для системного изучения, в плане постоянного улучшения навыков байера, чтобы он мог следить за новыми возможностями, новыми B2B-площадками, новыми формами торговли, которые появляются именно в Китае. На второе место я поставил бы логистические компетенции. На третье место — постоянную коммуникацию с разными поставщиками, которая позволит байеру наращивать опыт переговоров, опыт правильного, наиболее лаконичного донесения своих мыслей и получения необходимого результата. Важно оттачивать навыки коммуникации. Это тоже динамичная составляющая, так как она завязана на новые формы торговли, новые площадки, и нужно это в связке постоянно изучать и обновлять эти навыки.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где покупать оптом зимний спортивный инвентарь в Китае: обзор производителей и тенденций
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С наступлением холодов растет спрос на спортивный инвентарь для зимних видов спорта, а Китай на сегодня является одним из крупнейших центров их производства и поставок. При планировании оптовых закупок в этой сфере важно понимать, в каких городах Поднебесной производят инвентарь, каково качество продукции. Chinalogist нашел ответы на эти вопросы.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт цветов из Китая на Урал удвоился: китайские розы и хризантемы набирают обороты
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

К 1 сентября уральские таможенники оформили более 400 тонн свежих цветов общей стоимостью свыше 240 миллиона рублей, что в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Значимую роль в этом росте сыграл Китай, который активно наращивает поставки цветочной продукции на региональный рынок.

Анатолий Якимов
Логистика
Проект по развитию мультимодальных перевозок в Маньчжурии выходит на финишную прямую
Фото с сайта «Порт Внутренняя Маньчжурия»

На строительной площадке Центра контроля и распределения экспресс-поездов «Китай–Россия» в комплексной бондовой зоне Маньчжурии наблюдается заметное ускорение темпов работ. Проект, стал составной частью масштабной инициативы по расширению пропускной способности порта Маньчжурия, обретает все более конкретные очертания благодаря слаженной работе команды строителей и эффективной организации строительства.

Анатолий Якимов
Финансы
Более 90% расчетов между Россией и Китаем проходят в национальных валютах
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот России и Китая в 2024 году достиг 245 миллиардов долларов США, при этом более 90% расчетов между компаниями двух стран осуществляется в национальных валютах. Об этом сообщил советник-посланник посольства РФ в КНР Андрей Поваляев в рамках деловой программы фестиваля «Московские сезоны» в Пекине, организованного мэрией Москвы.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенная сертификация запчастей и комплектующих продлена ещё на год: что изменится для бизнеса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Правительство России продлило действие упрощенного порядка подтверждения соответствия ввозимой и выпускаемой в обращение продукции еще на один год – до 1 сентября 2026 года. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Анатолий Якимов
Перевозки по железной дороге Россия-Китай в 2025 году: уголь теряет долю, нефть и руда уверенно растут
Фото Анатолия Якимова

В январе-июле 2025 года общий объем грузоперевозок через пограничные переходы между Россией и Китаем составил 23,8 миллиона тонн, практически сохранив уровень аналогичного периода прошлого года. Это свидетельствует о продолжении устойчивого товарооборота между двумя странами на фоне сохраняющихся геополитических и экономических вызовов.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских компьютеров и смартфонов в Россию резко сократился на фоне укрепления рубля
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В июле 2025 года Россия существенно сократила импорт китайских компьютеров и смартфонов — на 30% и 60% соответственно в годовом выражении, подсчитали аналитики РИА Новости на основании данных Главного таможенного управления КНР. Сокращение наблюдается и по итогам первых семи месяцев 2025 года: закупки китайских компьютеров упали почти на треть, смартфонов — на 37%.

Анатолий Якимов
Вторая Маньчжурия: в Суйфэньхэ строят международный логистический порт
Фото телеграм-канала «Новости Востока и Азии»

В китайском городе Суйфэньхэ, расположенном на границе с Россией, началось строительство международного порта товарной логистики. Этот проект призван стать важным звеном в развитии трансграничной торговли и логистики, способствовать углублению сотрудничества между Северо-Востоком Китая и российским Дальним Востоком. Об этом сообщило агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
«Агропродмаш-2025»: где рождается завтрашний день пищевой промышленности
Фото с сайта agroprodmash-expo.ru

С 29 сентября по 2 октября 2025 года Москва в тридцатый раз станет эпицентром пищевой индустрии Евразии. Юбилейная выставка «Агропродмаш» на площадке «Крокус Экспо» — это не просто смотр достижений, а точка сборки будущего, где определяется вектор развития на годы вперед. В этом году к формированию этой новой реальности присоединится АО «ВЭД Агент».

Анатолий Якимов
«Большая Сибирь» выходит на китайский рынок: торговое представительство в Пекине откроют в 2026 году
Фото с официального сайта Ассоциации «Сибирское соглашение»

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» планирует открыть в 2026 году коллективное торговое представительство регионов Сибири в Пекине. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на председателя исполнительного комитета ассоциации Геннадия Гусельникова.