С 2014 года, когда на стратегически важные для России товары были наложены санкции, в структуре российского импорта изменилось многое. Однако зависимость от ввозимых товаров некоторых отраслей промышленности преодолеть так и не удалось. Для совершения «качественного рывка» в ближайшем будущем будут предприняты новые таможенные меры. Какие? Что изменится с их применением?
Как известно, до наступления так называемой «Крымской весны» никто и не задумывался о том, насколько велика зависимость той или иной отрасли российской промышленности от импорта, насколько чувствительна экономика к резким изменениям внешней конъюнктуры. Однако, небезызвестные санкции обнажили проблему: оборонные отрасли, не говоря уже о многих других стратегических направлениях, существуют за счет импорта (например, отечественные самолеты на 92% состоят из иностранных комплектующих). Нефтедобыча, как оказалось, тоже была поставлена под угрозу существующей на тот момент ситуацией.
Прошло 3 года, и сегодня, когда первый шок сменился стабилизацией, пусть и временной, можно сказать, что картина не только резко не изменилась, но и, вероятно, даже ухудшилась. Так, в первый санкционный год – 2014 – импорт просел на 30%, в следующем году уже на 35 %, а в 16-м – только на 10%, в то время как объем экспорта упал на все 20%. И это более чем закономерно: первоначальное падение связано лишь с прямыми санкциями – запретами на ввоз тех или иных товаров, а в последствии – падением рубля. Сегодня, когда курс относительно стабилен, мы можем видеть реальную картину – мы по-прежнему покупаем больше, чем производим.
Заградительные меры: последний рубеж импортозамещения
Как показало время, то что делалось раньше, оказалось малоэффективным: российские промышленники и предприниматели ищут альтернативы «санкционным товарам» в других странах, да и ВПК пока невозможно полностью обеспечить российской продукцией.
По данным исследования ВШЭ, проведенного в 2016 году, 75% всех предприятий обрабатывающей промышленности зависят от импортного оборудования. И потребность в обновлении мощностей у многих критическая (еще в самом начале «крымского кризиса» износ фондов достигал здесь более 50%).
Как же наше правительство намерено бороться с «засилием иностранных товаров» и выполнить-таки задачу их замещения отечественной продукцией? Учитывая изобретательность российского бизнеса и его потребность в качестве, было решено использовать таможенные меры – повышать пошлины на замещаемые товары.
Конечно, такая ситуация не может устраивать ВТО, которая уже неоднократно обращала внимание на ранее допущенные нарушения условий членства как, например, в случае с утилизационным сбором. Вот почему, вероятно, такие намерения могут привести только к одному результату – выходу России из ВТО.
Сегодня, учитывая, что Америка заявляет о возможном разрыве соглашения о членстве во Всемирной торговой организации, такая перспектива и для нашей страны вполне реальна. А значит, нас ждут «заградительные пошлины» на многие виды товаров. Так, например, уже обсуждается повышение тарифов на ввоз оборудования для сотовых операторов на 50%, что, по мнению правительства, должно вынудить российские компании перейти на отечественную телекоммуникационную продукцию.
Вот только в большинстве случаев главная проблема реального импортозамещения во многих отраслях, кроме ВПК и сельского хозяйства, заключается в том, что возможности производства просто не позволяют удовлетворить существующий спрос. А выпуск многих импортируемых товаров в нашей стране еще только предстоит наладить: начиная от разработки технологий и заканчивая строительством собственно заводов.
Вот почему даже заградительные пошлины (при условии выхода из ВТО) не смогут в ближайшем будущем полностью остановить импорт. Хотя, вероятно, существенно повлияют на его структуру.
Комментарии
Ваш комментарий