Zhalya Gadzhieva
Блоги

Антисанкции и импортозамещение: мифы и реальность

В Москве прошла конференция «Антисанкции и импортозамещение. Мифы и реальность», организованная ИД «КоммерсантЪ». Эксперты обсудили последствия санкций для российского бизнеса, которому приходится искать новые источники финансирования и новых партнеров и поставщиков, осваивать новые рынки сбыта продукции. Такие страны, как Китай и государства Ближнего Востока, стали активно выходить на российский рынок.
Последние несколько лет против России действуют санкции, которые в разной степени отражаются на бизнесе, в том числе в таких сферах, как цены на сырье и оборудование и доступность кредитов. Несмотря на то, что значительная часть российских компаний находится под санкциями, российский несырьевой экспорт растет впечатляющими темпами. Большую роль здесь играет «Российский экспортный центр», который страхует экспортеров и создает нужные условия для их поддержки.
Лейсан Халикова, представитель таможенного представителя VIGTrans, прокомментировала ситуацию с экспортом: «Еще пару лет назад таможенные органы достаточно холодно относились к экспорту. Сегодня поддержка российского экспорта осуществляется на уровне правительства страны, выделяются существенные средства на развитие несырьевого экспорта, создана госпрограмма развития ВЭД. Российским экспортерам выделяются субсидии на транспортные и выставочные расходы, на сертификацию продукции при экспорте. Растет количество запросов в нашу компанию по предоставлению таможенных и транспортных услуг в данном направлении».
Глава Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин считает: «Нам необходимо поддерживать компании, открывающие новые производства. Локализация нужна и важна. Но надо также учитывать реальное положение дел, устанавливать сроки локализации, сообразуясь с ситуацией на рынке, учитывая время, необходимое для достижения требуемого уровня вклада в продукт». Большинство западных производственных компаний остались работать в России, несмотря на санкции. Антироссийские санкции поменяли ментальность представителей отечественной экономической элиты и заставили активно заниматься импортозамещением, отметил Сергей Катырин. Благодаря импортозамещению и высокой конкурентной среде отечественные производители находят новые ниши и рынки сбыта, в том числе за рубежом.
Но негативные последствия все же сказываются на бизнесе и экономике сильнее. «Санкции, введенные Западом в 2014 году, существенно не повлияли на финансовое состояние российских компаний и банков, в частности на их рентабельность, но изменили структуру долга. Последствия же для экономической политики России (торговая деятельность, бюджетная сфера, регулирование финансовых рынков) гораздо более ощутимы. Известно, что контрсанкции повысили цены на ряд товаров. В результате реальные доходы населения с 2014-го по 2018-й упали на 2–3%. Негативный вклад не был полностью компенсирован даже подъемом производства в сфере АПК», — считает Наталья Порохова, руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА.
В настоящее время рост цен замедлился благодаря заполнению прилавков российской продукцией и новым импортом, однако санкции со стороны США будут только нарастать, подчеркнул старший партнер юридической компании Dentons Глен Коллини.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.