Логистика в период кризиса
На тему «кризиса» сейчас не говорит только ленивый: все что-то говорят, рассуждают, но на главные российские вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?" чёткого ответа так никто и не даёт. Связано это, наверное, с отсутствием «диагноза» - не понятно пока ещё, что это такое - «кризис», и когда он кончится? Может, он ещё не начинался, и «чёрная полоса» ещё впереди? А сейчас идёт период «психологического шока» перед чем-то «страшным и ужасным», которое вот-вот появится из-за «угла»? И я, как эксперт по логистике, не знаю определённых ответов на эти вопросы, но хотел бы поделиться своей точкой зрения, своими ощущениями о «кризисе» и попытаться осмыслить заданные выше вопросы.
Итак, вопрос: кто виноват?
Многие эксперты по «совковой» привычке обвиняют «американский империализм,» и даже в ипотечном бизнесе в лице США нашли «крайнего», с которого всё началось! Смешно, не правда ли смешно?
А разве каждый из нас не приложил руку к кризису, когда «раздувал щёки», имитируя «крутого и дорогого специалиста», а на самом деле превращаясь в «офисный планктон» с «липовыми» дипломами и сертификатами? Когда каждый из нас пытался продать свой посредственный товар, как особо ценный за «бешеные деньги»! Но это же обман, ложь! Продавая и покупая «воздух», мы обманываем, прежде всего, себя, имитируя трудовую деятельность. А «кризис» - как «очистительная клизма» для «бурно работающего при запоре организма», которая смоет всех ИТД – имитаторов трудовой деятельности! Правда, не факт, что таким мощным очистительным потоком не смоет и всех остальных! Ну, держитесь, господа-товарищи, упирайтесь всеми лапками – только тогда вы узнаете чего стоите!
Так что же это такое - «кризис»? Говорят, что он финансовый, но так ли это?
По-моему, это, прежде всего, «кризис доверия» от всемирного надувательства «ближнего своего»! Мы уже не знаем, кому и чему верить, поэтому стоим в «ступоре» и чего-то ждём. А чего ждём? Ждём, что «рассосётся», и кризис кончится сам собой? Наивно и смешно! Не пора ли, «господа хорошие», начать работать «по-честному»!? Начать выход из кризиса с себя, и, глядишь, будем жить в «другой стране» -более благополучной!
Но, увы! Тенденции таковы, что все, кто может, кинулись «осваивать бюджетные деньги», которые так щедро пообещало правительство. И это правильно, для выживания нужно побыстрее занять место около «государственной кормушки», сменить коммерческую компанию, которая еле дышит, на государственную структуру – там же «гарантирована» стабильность безбедного бытия!
Но вот беда: любой «бюджет» и любой «фонд» имеют свойство быстро иссякать, если не работать и не пополнять их. А «кризис», похоже, - это надолго!
Так что же делать?
Может, начать с «вытягивания» из трудностей собственной компании, сделав её работу более толковой и эффективной?! Конечно, «получать» зарплату было проще и легче, чем её «зарабатывать»! Но нужно понять, что «халява» закончилась, и ждать у моря погоды бесполезно, пора работать! Работать, когда много «лёгких» денег - на это много ума не надо, а вот работать эффективно с минимумом затрат - значит постараться сильно напрячь мозги.
Вот этому учит «ЛОГИСТИКА»!
А с чего «бизнесмен» начал реально?
С вывода капитала за границу, перевода его в иностранную валюту! С невыплаты заработной платы сотрудникам и невыполнения своих обязательств перед поставщиками! С сокращения персонала, прежде всего, «неугодных», которые мыслят, и замену их на «бессловесных работников из ближнего зарубежья.
Конечно, затраты нужно сокращать, а ФОТ - это большой кусок затратного бюджета. Логика конечно ясна, но очень примитивна! В кризис «кадры» становятся основным капиталом и ресурсом компании, чтобы не только выжить, а преумножить бизнес за счёт умирания менее эффективных «надутых» конкурентов.
Нужно понимать, что кризис даёт компании шанс к существенному росту, так как началось глобальное перераспределение «мест под солнцем»! Не использовать этот шанс - глупо и недальновидно. Нужно не только сокращать затраты, но, прежде всего, развивать и оптимизировать свой бизнес, активизировать поиск новых ниш и возможностей, которые открывает перед вами «кризис».
Настоящее определение было сформулировано и принято Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине с 20 по 22 марта 1974 года. Но и это определение далеко не полно отражает суть логистики, так как сейчас именно контроль затрат приобретает первостепенное значение.
По-моему, логистика - это мировоззрение под определённым ракурсом. Это взгляд на бизнес через «призму издержек». Это Система, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом. Если упрощённо, логистика - это система управления затратами всего предприятия во всей цепочке товародвижения.
С этой целью применяется «процессорный подход», который, по сути, является «конвейером»: в нём вся работа на предприятии разделяется на элементарные операции. Без «разложения» процессов работы организации по «кирпичикам» путём декомпозиции и описания бизнес процессов до уровня операций и действий сложно представить качественную работу логиста. Этот этап позволит перевести компанию на более высокий уровень управления – «стадию формализации».
Логистика является интегрирующей и координирующей системой, поэтому в логистических технологиях используются прогрессивные методологии из других сфер бизнес управления. Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.
Достижению целей во многом способствует внедрение количественно измеримых и надежных в оценке показателей – KPI ( Key performance indicators ). Без правильно выстроенной системы мотивации эффективность логистических технологий резко падает. Поэтому ни в коем случае нельзя подходить к «формализации» бизнес процессов компании формально! В результате работы должны появиться технологические карты, регламенты процессов и рабочие функциональные, а не формальные должностные инструкции для персонала.
Необходимо также отметить, что сфера действия логистики - это затраты предприятия. Оптимизация затрат всего предприятия «в целом» является одной из задач логистики. А это значит, что логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес-процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним.
Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически невозможно внедрить без использования современных ИТ- систем, так как «вручную» управлять бизнес процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес процессам конкретного предприятия. Логист создаёт «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого ПО - программного обеспечения.
Именно потому, что система управления предприятием становится «прозрачной» и планируемой, логистика серьёзно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.
С началом сегодняшнего кризиса мы вдруг узнали, что «канонические» технологии планирования и управления предприятиями неэффективны, так как «статистика» продаж не отражает тенденций «завтрашнего дня». Сегодня даже «теория капитализма» подвергается сомнению, и многие с тоской вспоминают «застойный социализм». В среде высшего менеджмента всё чаще проскакивают панические нотки растерянности, страха перед будущим.
Да, есть над чем, задуматься и чего бояться, когда каждый день мы слышим «некрологи» о банкротстве «бесспорных брендовых лидеров» капиталистического труда. Дело в том, что эти «лидеры» потому быстро пали, что сильно «раздулись» пиаром, а внутри остались на «допотопном» технологическом и организационном уровне, живя в долг на чужие деньги, не имея ничего «за душой», как «паразиты».
Так почему бы вам, более достойным, не занять их место? Не повторяйте их ошибок. Дерзайте, шанс в ваших руках! Но помните старую мудрость: «кадры решают всё!», а один в поле не воин!
P.S. Наша Команда всегда готова прийти к вам на помощь, оказав услуги по логистическому консалтингу, аудиту, проектированию складов.
Комментарии
Ваш комментарий