Николай Лобанов. Новая реальность 2020: Как выжить малому и среднему бизнесу?
Как эксперт по логистике, я продолжаю анализировать происходящее вокруг, сидя дома и пропуская через себя огромный поток информации, идущий из интернета и телевизора.
Коронавирус создал новую реальность во всём мире, хотя многие люди ещё не осознали, что мир уже изменился и никогда не будет прежним.
Бизнес и предприниматели, которые вмиг лишились потребителей и возможности работать в прежней бизнес-модели, в шоке и кричат о банкротстве, о полном уничтожении малого и среднего бизнеса.
Как мы видим, крупный бизнес, как важный для государства почти весь работает, конечно, с соблюдением всех норм безопасности.
На этой неделе закончились вынужденные каникулы у тысяч градообразующих предприятий, таких как АвтоВаз, ведь жигули — это предмет первой необходимости у наших граждан!
Но что делать малому и среднему бизнесу?
Закон гласит:
Статья 2 ГК РФ определяет, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Статья 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Но Закон запретил деятельность предпринимателей в прежнем режиме и обязал платить зарплату сотрудникам за счёт предприятий!
Что делать?
Кричать караул: «грабят, убивают» или всё же успокоиться, не паниковать и немного подумать? Вы ведь предприниматели – так предпринимайте, думайте, адаптируйтесь, ищите выход — он есть и не один!
Государство не обязано нести ваши предпринимательские риски – думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь!
Ведь спасение утопающих — это дело самих утопающих!
Давайте спокойно подумаем, что можно сделать в такой «форс-мажорной» ситуации, которая Законом не признана форс-мажорной.
В своей предыдущей статье «Логистика 2020. Тренды новой реальности», я обозначил тренды в рамках которых придётся жить бизнесу.
Господа, пора перестраиваться, если хотите выжить и сохранить свой бизнес!
Информационные технологии и оптимальная логистика — вот основные направления путей к животворящим источникам жизни бизнеса!
Оптимизация логистики начинается с описания бизнес-процессов (БП) компании «как есть».
Так возьмите весь ваш интеллектуальный потенциал и опишите ваши БП.
Это можно и даже лучше делать вашим ТОП-менеджерам сидя дома, тем более, что связь по почте и скайпу никто не отменял.
Создавайте рабочую группу проекта выхода из кризиса (РГ РП) и вперёд!
Нечего сидеть дома, рвать на себе волосы и рыдать — займитесь делом!
Как описать БП я подробно давно написал в своей статье:
«Николай Лобанов: «Поговорим о вашем складе». Как описать складские бизнес-процессы?»
Уверяю вас, в этой работе нет ничего сложного.
Описывая свои бизнес-процессы «как есть», вы фактически делаете первый шаг в проведении внутреннего логистического аудита своей компании.
Логистический аудит компании — то, что вы не успевали делать в своей текущей деятельности, некогда было –«текучка» съедала всё время и занимала весь ваш мозг.
Радуйтесь, теперь коронавирус дал вам возможность сделать эту важную работу по логистическому аудиту, которая заключается в переосмыслении вашего бизнеса и поиска оптимальных путей его развития.
Логистический аудит вы можете сделать не выходя из дома, ведь ваши ИТ-шники могут «по удалёнке» собрать всё исходную информацию, сделать кучу важных отчётов в вашей КИС (корпоративная информационная система). Раньше они были заняты на месяцы вперёд «текучкой», а сейчас наступило благодатное время заняться настоящим полезным делом.
Вот тут-то вы и проверите, кто чего стоит, кто что реально может сделать под поставленную задачу, ведь ваши ТОПы просто обязаны уметь анализировать исходные данные и находить «узкие места» (УМ) в бизнес-процессах (БП).
Если они этого не умеют, то можете смело с ними расставаться — это «балласт» — «офисный планктон», который только паразитирует на вашем бизнесе.
Таким образом, вы сейчас имеете возможность задействовать сидя дома весь свой штат «верхнего звена» для выполнения важнейшей бизнес-задачи до которой в текущей работе «не доходили руки» - проанализировать деятельность своей компании, формализовать бизнес-процессы (БП), найти проблемные, узкие места в бизнес-процессах и оптимизировать их, приняв важные управленческие решения.
Кроме старых УМ (узких мест) сейчас все компании получили одно общее УМ — персонал среднего и низшего звена — Что с ним делать?
При условии Закона, что вы не можете его уволить и обязаны заплатить зарплату, как минимум, за два месяца карантинных мероприятий.
Обращаю ваше внимание на то, что большая часть персонала большинства компаний задействована в логистических бизнес-процессах: закупки, склады, транспорт.
Что делать с этим своим персоналом? Как его задействовать?
Ведь вы обязаны платить ему зарплату.
Решение этого УМ лежит на поверхности!
Разве сейчас всем компаниям запрещено работать? Нет!
Половина компаний вошли в список важнейших по обеспечению жизнедеятельности государства. Не буду здесь перечислять эти компании, так как есть их список в интернете.
Интернет-магазины и ритейл, логистические транспортные и курьерские компании сейчас увеличили свои обороты и объявили набор тысяч новых сотрудников.
Москва. 25 марта. INTERFAX.RU - Крупнейший в России онлайн-ритейлер Wildberries открыл набор более 3500 дополнительных сотрудников в 450 населенных пунктах. Открыты постоянные и временные вакансии.
X5 RETAIL и Магнит готовы принять тысячи новых сотрудников.
Скажите, кто вам мешает заключить с этими компаниями договор и временно передать своих сотрудников этим компаниям?
Договор аутсорсинга, аутстаффинга, да, просто договор о сотрудничестве - ваши юристы могут легко найти форму договора, не нарушающую Законы РФ в сегодняшних условиях.
Конечно, это возможно только при условии согласия самого сотрудника!
Но ведь большинство компаний сейчас отправили своих сотрудников в принудительный неоплачиваемый отпуск за свой счёт и нарвались на Трудовую Инспекцию.
Что? Так лучше?
Да нужно с сотрудниками быть одной командой и находить приемлемый выход вместе, а не диктовать свои условия людям, которые живут «от зарплаты до зарплаты».
Заодно отработаете на практике, а не на бесполезных семинарах методики «командообразования»!
На днях общался с одним из моих знакомых: генеральным директором средней компании непродовольственного сектора
Спрашиваю: Ну, как сидите дома? Склады закрыли?
А он мне: Нет, работаем!
Я ему: А, как вам это удаётся? Закон нарушаете?
Он: Совсем нет, в рамках закона! У нас на складе был закуплен антисептик, и других хозтовары для собственных нужд. Так мы их предъявили и получили разрешение на работу в карантинный период!
Вот и такой выход может быть найден — надо только подумать, а не кричать: «Убивают малый бизнес».
Подумайте какую новую товарную группу ввести в вашу ассортиментную матрицу, что иметь законное право на работу своей компании?!
Обойти установленные Законом ограничения по вашей работе можно и другими способами.
Один из способов — это заключение франчайзингового договора с компанией имеющей право на работу в режиме карантина.
Договора франчайзинга не существует. Как минимум, в российском законодательстве такого термина нет. Как в России оформляются франчайзинговые отношения?
Франчайзинг — это собирательное понятие, и по франчайзингу передаются разные объекты гражданского права, который составляют комплекс. И в этом комплексе есть:
- Право на бренд (товарный знак)
- Право на использование ноу-хау
- Право на секреты производства и прочую информацию, относящуюся к коммерческой тайне
- Право на консультации, обучение, пользование базой знаний
- Поставка товара или товар на реализациюПраво пользования IT-системой
Исходя из этого, список договоров, которые могут подписываться при покупке франшизы, состоит из:
- договора коммерческой концессии
- лицензионного договора
- договора на оказание услуг
- договора поставки
- агентского договора
Такие договора предлагают многие компании, которые сейчас активно работают «в поте лица», например, Wildberries.
Эта же компания «паровозом» со своим товаром может устроить вам сбыт вашего товара, который сейчас мёртвым грузом лежит на складе.
Открытие нового направления услуг в компании — ещё одна возможность для вас получить право работы при карантине и задействовать ваш персонал.
Транспортные услуги и доставка курьерами очень перспективное направление практически для любой компании. После коронавируса это направление логистического бизнеса можно развивать и сделать очень прибыльным для доставки своей продукции или товаров других компаний.
Макдональдс вошёл в список компаний, которые Государство поддерживает, а Теремок нет!
Почему? Задумайтесь об этом!
Причина в логистике по доставке у Макдональдс — логистика оказалась конкурентным преимуществом!
Ну, кто мешает всем рестораторам сейчас не плакать, а перестроить свою работу под бизнес-модель Макдональдс.
На самом деле это не так уж и сложно!
Поначалу можно воспользоваться услугами логистических компаний по фулфилменту, а потом выстроить такую же логистическую цепочку поставок в структуре своей компании.
Будьте предпринимателями — предпринимайте!
Новая интернет логистика, оцифрованная, оптимизированная, автоматизированная цепочка поставок – это тренд и путь к новой жизни вашей компании.
Коронавирус, как любой кризис дал вам возможности по оптимизации своего бизнеса.
Так используйте эту возможность!
После того, как вы опишите свои бизнес-процессы (БП) «как есть» и проведёте логистический аудит БП с оптимизацией и расшивкой «узких мест» (УМ), нужно провести их тотальную автоматизацию.
Ваша формализованная модель в виде описанных БП «как надо» должна стать алгоритмом для подбора и настройки КИС (корпоративной информационной системы).
Как подобрать ИТ -систему для склада, я достаточно подробно описал в моей статье: Николай Лобанов: «Поговорим о вашем складе». Как автоматизировать склад? Когда нужна система управления складом класса WMS? Риски при выборе WMS?
Без ИТ и логистики не обойтись в 21-м веке!
Не теряйте времени, используйте возможности, перестраивайте свои компании под новые условия бизнеса!
Николай Лобанов
ведущий эксперт по логистике консалтинговой логистической компании Лобанов-логист
https://www.lobanov-logist.ru/
Комментарии
Ваш комментарий