Максим Дорофеев
Блоги

Основные ошибки при экспорте в Китай и другие страны. (Имена и названия компаний изменены)

В этой статье я попробую собрать наиболее частые ошибки экспортеров. Все материалы взяты из реальных ситуаций, в которые попадали наши клиенты.
Первая история:
К компанию А обратились покупатели из Китая, с просьбой продать товар. Заказ был хороший. И конечно же китайцы просили низкую цену. Руководство компании А посчитало свою себестоимость, примерно прикинуло затраты на доставку и таможню, определили уровень маржи.
Дальше как обычно пошли различные согласования контрактов и условий. Когда все было согласовано, подписали контракт.
Китайцы выставили аккредитив.
Компания А начала готовить товар к отгрузке. Перед этим они решили детально рассчитать стоимость доставки и затрат на экспортное оформление. Оказалось, что в первоначальном расчете не был учтен ряд расходов связанных с перевозкой.
Но самая большая сложность обнаружилась с возвратом НДС. Главный бухгалтер, когда узнал про налоговые проверки и прочее связанное с возвратом НДС, описал руководству в красках, что произойдет после того как налоговая начнет ковыряться в их документах, и проводить встречные проверки.
После этого они обратились к нам. Мы конечно могли им помочь, но с учетом наших услуг и дополнительных расходов, которые компания А не учла в самом начале, затраты на выполнение контракта превышали доходы.
В итоге сделка развалилась. Поставка не была проведена в срок. Срок аккредитива закончился и контракт расторгли.
К счастью потери были только временные. Времени на подготовку сделки было потрачено довольно много.
Вторая история:
Жила-была компания Б, которая хотела продавать свой товар в Казахстан. Компания Б создала специально для работы с Казахстаном юридическое лицо В. Ребята продавали очень хорошо из первый квартал напродавали на сумму больше 30 млн. руб. У них образовался НДС к возврату более 5 млн. руб.
Компания В была вновь созданная и они спокойно стали проходить проверку. Каково же было их удивление, когда по результатам проверки оказалось...
А давайте я лучше цитату приведу, это даже не цитата, это просто песня :
Ha основании изложенного налоговые вычеты в размере 3186516 руб. по поставщику
ООО «Х» применены в нарушении ст. 169, 171, 172 НК РФ, являются
необоснованной налоговой выгодой.
Действия ООО «В», направленные на возмещение НДС в размере
3186516 руб. являются недобросовестными, имеют схемный характер и целью сделок
является незаконное получение денежных средств из бюджета.
При этом Х был поставщиком Б, который в свою очередь был поставщиком В. Но у поставщика Х директор был директором в 19 организациях. Компания Х соответствовала признакам фирмы-однодневки.
После того как компания В получила данный документ из налоговой, они обратились к нам. Мы предлагали оспорить решение налоговой, но почему то клиент отказался. То ли опасался санкций от налоговых органов, то ли не все чисто было, а может какие то другие причины.
Разговор сейчас не об этом, а о том какие уроки можно извлечь из этих историй.
Я вижу их два:
  1. Нужно вначале разобраться полностью в вопросе, все просчитать, а потом делать — озвучивать цену, подписывать договора и прочее.

  2. Убедись, что твоя компания сможет пройти налоговые проверки. Убедись, что все твои поставщики реальные и пройдут необходимые проверки. Собери все необходимые документы, чтобы в случае споров с налоговой отстоять свою точку зрения.

Главное: Сделай все это заранее. А если не можешь сам, найди специалистов.
И в заключение даже не история, а задачка:
Условия: у Вас товар внутри России стоит 1000 руб., НДС составляет 18%.
К Вам обратился клиент из Китая.
Вопрос: Какую цену будете выставлять китайцу?
Ответы можно писать в комментариях.
Как показывает практика руководители, ошибаются примерно в 50% случаев.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.

Анатолий Якимов
Импорт
В России вводят технологический сбор: сначала на ноутбуки и смартфоны
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг объявил, что новый технологический сбор в России будет вводиться постепенно. На первом этапе сбор затронет готовую электронную продукцию: ноутбуки, смартфоны и светотехнические изделия. В дальнейшем этот сбор распространится на компоненты и модули, используемые в электронике. Такой подход позволит бизнесу плавно адаптироваться к новым условиям, а государству — отработать механизм взимания. Перед запуском второго этапа Минпромторг проведет консультации с промышленным сообществом, чтобы избежать двойного налогообложения.

Анатолий Якимов
Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» 2025: результаты и перспективы развития
Фото пресс-службы правительства Новосибирской области

Сибирская аграрная неделя и выставка «Аграрная Сибирь» прошли в Новосибирске с 5 по 7 ноября 2025 года, собрав ведущих экспертов и участников агропромышленного комплекса региона. Среди основных тем форума — системные меры по обеспечению продовольственной безопасности России и развитие экспортного потенциала агропромвшленного комплекса Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Россия: рекордный рост грузопотока и экспорта по итогам 9 месяцев 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

За январь–сентябрь 2025 года товарооборот таможенной зоны Маньчжурии с Россией составил 102,54 миллиарда юаней, увеличившись на 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Об этом сообщили в Таможне Маньчжурии. Россия сохранила статус главного торгового партнера приграничного города. На РФ приходится 86,39% всех внешнеторговых операций Маньчжурии за три квартала.

Анатолий Якимов
Экспорт из Сибири в Китай: запущен первый контейнерный поезд со станции Новокузнецк-Восточный
Фото пресс-службы ЗСЖД

Первый контейнерный поезд с грузом из алюминия отправлен со станции Новокузнецк-Восточный в Кемеровской области на станцию Находка-Восточная в Приморском крае, откуда груз направится в Китай. В составе поезда — 76 контейнеров общим весом около 2 тысяч тонн. Эта отправка стала возможна благодаря масштабной модернизации инфраструктуры станции и внедрению нового оборудования, что обеспечило расширение логистических возможностей Западно-Сибирской железной дороги. Ранее подобные контейнерные поезда на маршруте ЗСЖД формировались только на станции Кемерово-Сортировочное.

Анатолий Якимов
Онлайн-встреча «Кантонская ярмарка 2025»: советы эксперта и практический опыт

АО «ВЭД Агент» и ChinaLogist приглашают на онлайн-встречу «Кантонская ярмарка: опыт успешного участника», которая состоится 12 ноября, в среду. Формат мероприятия — онлайн. Начало в 11:00 по московскому времени.

Фото предоставлено участниками выставки

Кантонская ярмарка – это один из основных бизнес-инструментов для импорта из Китая. Чтобы максимум использовать возможности выставки, предлагаем обсудить практические аспекты с ведущим специалистом ВЭД 1 категории Валерией Баевкиной. Валерия поделится проверенными кейсами и рекомендациями на основе многократного опыта участия в ярмарке.

В программе:

  • Стратегия до ярмарки: как правильно сформировать план и определить цели.
  • Работа на месте: советы по эффективному обходу павильонов и ведению переговоров.
  • Отбор поставщиков: критерии выбора и методы защиты от мошенничества.
  • Тонкости и лайфхаки: важные нюансы логистики, оплаты и культурных особенностей.
  • Ответы на вопросы в прямом эфире.

Мероприятие будет полезно как начинающим, так и опытным специалистам ВЭД, компаниям, желающим начать импорт из Китая, и всем, кто хочет повысить эффективность работы с китайскими поставщиками.

Не пропустите возможность получить концентрированную порцию практического опыта и задать свои вопросы эксперту!

Участие бесплатно, количество мест ограничено. Регистрация доступна по ссылке

Анатолий Якимов
Крупнейшие выставки Китая 2025: бизнес-возможности после Кантонской ярмарки в Гуанчжоу
Фото с сайта https://www.epchinashow.com/

В Гуанчжоу завершилась 138 Кантонская ярмарка, одно из самых значимых событий в мировой торговле и экономике. Это мероприятие для представителей бизнеса из разных стран, желающих ознакомиться с последними трендами, установить новые контакты и заключить выгодные контракты с китайскими производителями. В 2025 году ярмарка продемонстрировала впечатляющий ассортимент изделий из различных отраслей, включая электронику, бытовую технику, товары для дома и промышленное оборудование.

Анатолий Якимов
ФТС назвала главные ошибки при оформлении грузов на границе РФ
Фото Анатолия Якимова

1 ноября 2025 года Федеральная таможенная служба России опубликовала перечень наиболее распространенных ошибок, допускаемых перевозчиками при оформлении грузовых транспортных средств и товаров на автомобильных пунктах пропуска. Цель инициативы — сократить время таможенных операций и минимизировать риски задержек при пересечении границы.