Максим Дорофеев
Блоги

Основные ошибки при экспорте в Китай и другие страны. (Имена и названия компаний изменены)

В этой статье я попробую собрать наиболее частые ошибки экспортеров. Все материалы взяты из реальных ситуаций, в которые попадали наши клиенты.
Первая история:
К компанию А обратились покупатели из Китая, с просьбой продать товар. Заказ был хороший. И конечно же китайцы просили низкую цену. Руководство компании А посчитало свою себестоимость, примерно прикинуло затраты на доставку и таможню, определили уровень маржи.
Дальше как обычно пошли различные согласования контрактов и условий. Когда все было согласовано, подписали контракт.
Китайцы выставили аккредитив.
Компания А начала готовить товар к отгрузке. Перед этим они решили детально рассчитать стоимость доставки и затрат на экспортное оформление. Оказалось, что в первоначальном расчете не был учтен ряд расходов связанных с перевозкой.
Но самая большая сложность обнаружилась с возвратом НДС. Главный бухгалтер, когда узнал про налоговые проверки и прочее связанное с возвратом НДС, описал руководству в красках, что произойдет после того как налоговая начнет ковыряться в их документах, и проводить встречные проверки.
После этого они обратились к нам. Мы конечно могли им помочь, но с учетом наших услуг и дополнительных расходов, которые компания А не учла в самом начале, затраты на выполнение контракта превышали доходы.
В итоге сделка развалилась. Поставка не была проведена в срок. Срок аккредитива закончился и контракт расторгли.
К счастью потери были только временные. Времени на подготовку сделки было потрачено довольно много.
Вторая история:
Жила-была компания Б, которая хотела продавать свой товар в Казахстан. Компания Б создала специально для работы с Казахстаном юридическое лицо В. Ребята продавали очень хорошо из первый квартал напродавали на сумму больше 30 млн. руб. У них образовался НДС к возврату более 5 млн. руб.
Компания В была вновь созданная и они спокойно стали проходить проверку. Каково же было их удивление, когда по результатам проверки оказалось...
А давайте я лучше цитату приведу, это даже не цитата, это просто песня :
Ha основании изложенного налоговые вычеты в размере 3186516 руб. по поставщику
ООО «Х» применены в нарушении ст. 169, 171, 172 НК РФ, являются
необоснованной налоговой выгодой.
Действия ООО «В», направленные на возмещение НДС в размере
3186516 руб. являются недобросовестными, имеют схемный характер и целью сделок
является незаконное получение денежных средств из бюджета.
При этом Х был поставщиком Б, который в свою очередь был поставщиком В. Но у поставщика Х директор был директором в 19 организациях. Компания Х соответствовала признакам фирмы-однодневки.
После того как компания В получила данный документ из налоговой, они обратились к нам. Мы предлагали оспорить решение налоговой, но почему то клиент отказался. То ли опасался санкций от налоговых органов, то ли не все чисто было, а может какие то другие причины.
Разговор сейчас не об этом, а о том какие уроки можно извлечь из этих историй.
Я вижу их два:
  1. Нужно вначале разобраться полностью в вопросе, все просчитать, а потом делать — озвучивать цену, подписывать договора и прочее.

  2. Убедись, что твоя компания сможет пройти налоговые проверки. Убедись, что все твои поставщики реальные и пройдут необходимые проверки. Собери все необходимые документы, чтобы в случае споров с налоговой отстоять свою точку зрения.

Главное: Сделай все это заранее. А если не можешь сам, найди специалистов.
И в заключение даже не история, а задачка:
Условия: у Вас товар внутри России стоит 1000 руб., НДС составляет 18%.
К Вам обратился клиент из Китая.
Вопрос: Какую цену будете выставлять китайцу?
Ответы можно писать в комментариях.
Как показывает практика руководители, ошибаются примерно в 50% случаев.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.