Максим Дорофеев
Блоги

Основные ошибки при экспорте в Китай и другие страны. (Имена и названия компаний изменены)

В этой статье я попробую собрать наиболее частые ошибки экспортеров. Все материалы взяты из реальных ситуаций, в которые попадали наши клиенты.
Первая история:
К компанию А обратились покупатели из Китая, с просьбой продать товар. Заказ был хороший. И конечно же китайцы просили низкую цену. Руководство компании А посчитало свою себестоимость, примерно прикинуло затраты на доставку и таможню, определили уровень маржи.
Дальше как обычно пошли различные согласования контрактов и условий. Когда все было согласовано, подписали контракт.
Китайцы выставили аккредитив.
Компания А начала готовить товар к отгрузке. Перед этим они решили детально рассчитать стоимость доставки и затрат на экспортное оформление. Оказалось, что в первоначальном расчете не был учтен ряд расходов связанных с перевозкой.
Но самая большая сложность обнаружилась с возвратом НДС. Главный бухгалтер, когда узнал про налоговые проверки и прочее связанное с возвратом НДС, описал руководству в красках, что произойдет после того как налоговая начнет ковыряться в их документах, и проводить встречные проверки.
После этого они обратились к нам. Мы конечно могли им помочь, но с учетом наших услуг и дополнительных расходов, которые компания А не учла в самом начале, затраты на выполнение контракта превышали доходы.
В итоге сделка развалилась. Поставка не была проведена в срок. Срок аккредитива закончился и контракт расторгли.
К счастью потери были только временные. Времени на подготовку сделки было потрачено довольно много.
Вторая история:
Жила-была компания Б, которая хотела продавать свой товар в Казахстан. Компания Б создала специально для работы с Казахстаном юридическое лицо В. Ребята продавали очень хорошо из первый квартал напродавали на сумму больше 30 млн. руб. У них образовался НДС к возврату более 5 млн. руб.
Компания В была вновь созданная и они спокойно стали проходить проверку. Каково же было их удивление, когда по результатам проверки оказалось...
А давайте я лучше цитату приведу, это даже не цитата, это просто песня :
Ha основании изложенного налоговые вычеты в размере 3186516 руб. по поставщику
ООО «Х» применены в нарушении ст. 169, 171, 172 НК РФ, являются
необоснованной налоговой выгодой.
Действия ООО «В», направленные на возмещение НДС в размере
3186516 руб. являются недобросовестными, имеют схемный характер и целью сделок
является незаконное получение денежных средств из бюджета.
При этом Х был поставщиком Б, который в свою очередь был поставщиком В. Но у поставщика Х директор был директором в 19 организациях. Компания Х соответствовала признакам фирмы-однодневки.
После того как компания В получила данный документ из налоговой, они обратились к нам. Мы предлагали оспорить решение налоговой, но почему то клиент отказался. То ли опасался санкций от налоговых органов, то ли не все чисто было, а может какие то другие причины.
Разговор сейчас не об этом, а о том какие уроки можно извлечь из этих историй.
Я вижу их два:
  1. Нужно вначале разобраться полностью в вопросе, все просчитать, а потом делать — озвучивать цену, подписывать договора и прочее.

  2. Убедись, что твоя компания сможет пройти налоговые проверки. Убедись, что все твои поставщики реальные и пройдут необходимые проверки. Собери все необходимые документы, чтобы в случае споров с налоговой отстоять свою точку зрения.

Главное: Сделай все это заранее. А если не можешь сам, найди специалистов.
И в заключение даже не история, а задачка:
Условия: у Вас товар внутри России стоит 1000 руб., НДС составляет 18%.
К Вам обратился клиент из Китая.
Вопрос: Какую цену будете выставлять китайцу?
Ответы можно писать в комментариях.
Как показывает практика руководители, ошибаются примерно в 50% случаев.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Экспорт
Алтайский край наращивает экспорт растительного масла в Китай: поставки выросли в 2,1 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Алтайский край стремительно увеличивает поставки растительного масла в Китай – за январь-май 2025 года отгрузки в Поднебесную выросли более чем вдвое. На фоне общего роста экспорта масложировой продукции на 100% именно китайский рынок становится главным драйвером развития отрасли в регионе, оттеснив традиционных покупателей.

Редакция
Импорт
Законопроект о маркетплейсах скорректировали: что изменится для продавцов и покупателей
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В итоговой версии законопроекта о платформенной экономике учтены интересы как покупателей, так и продавцов: уточнены правила предоставления скидок, прописано право правительства регулировать отображение цен на маркетплейсах, а срок вступления закона перенесён на март 2027 года.

Редакция
Импорт
Китайские бренды выходят на глобальный уровень
Телеграм-канал «Официальный сайт Посольства КНР в РФ»

Китайские бренды завоевывают мировые рынки, предлагая потребителям новые стандарты качества и инноваций, заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин на брифинге в Пекине. При этом Китай сохраняет открытость для иностранных производителей, создавая условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Редакция
Импорт
Китай лидирует в импорте новых автомобилей в Россию
Фото сгенерирована ИИ Шедеврум

Китай занимает первое место в импорте новых машин в Россию. Отмечается, что спрос вырос на подержанную технику.   

Редакция
Стая утят окружила плавающего улыбчивого жителя Китая
Скрин видео телегра-канала «Фабрики Китая | Надёжный поставщик в Китае»

Улыбчивого китаец во время плавания окружили утята. Умилительное видео набирает просмотры в сети.

Редакция
Пора подумать, как сделать осень-2025 уютной: топ товаров из Китая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце лета возникнет спрос на гирлянды, пижамы, настольные игры и массажеры. Товары из Китая, которые будут актуальны в холодное время года.

Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.