Чжан Бей: Цяньхай не станет наступать Гонконгу на пятки
Цяньхай - пригород Шэньчжэня, где власти КНР организовали специальную экономическую зону в надежде усилить торговое и инвестиционное взаимодействие "двух систем одной страны". Пилотный проект рассчитан, в первую очередь, на финансистов из Гонконга. Также руководство надеется на высокий интерес со стороны иностранных инвесторов.
Глава экспериментальной зоны свободной торговли между Гонконгом и материковым Китаем Чжан Бей убежден, что новый формат взаимодействия поможет ускорить объединение "двух систем" и сделать юань полностью конвертируемым уже в ближайшие 5 лет. Он подчеркивает, что Цяньхай не станет соперничать с соседом за роль экспериментальной площадки, которая аккумулирует основные потоки юаней. Но амбициозные планы всё же есть.
Цяньхай - участок площадью в 15 км², где властями КНР развернута специальная экономическая зона. Сейчас местность больше напоминает стройплощадку, нежели процветающий финансовый центр Китая. Однако топ-менеджер Чжан Бей, отвечающий за развитие проекта, говорит, что инициатива поможет Гонконгу сохранить лидирующие позиции в Азии, несмотря на соперничество с Шанхаем. Кроме того, здесь власти начнут обкатывать возможные пути по выведению юаня на полную конвертируемость.
Цяньхай - специальная экономическая зона в 15 км² возле Шэньчжэня. Проект рассчитан на консолидацию Гонконга и КНР, а также на ускорение полной конвертации юаня.
"Мы не станем наступать Гонконгу на пятки в тех сферах, где он уже проделал огромную самостоятельную работу", говорит господин Бей, главный директор Правления зоны инновационного сотрудничества. "Гонконг уже является главным китайским оффшором и центром международной торговли в юанях. Наша задача - помочь ему закрепить главенствующие позиции и способствовать увеличению масштабов международного бизнес-присутствия в Китае", заявил Бей в своем первом интервью с тех пор, как в мае был назначен в должность руководителя проекта.
Цяньхай расположен всего в часе езды от Гонконга. Год назад правительство страны объявило ЗСТ экспериментальной площадкой для свободной торговли и обращения юаней, а также высокой конвертируемости в иностранные валюты для инвестиционных целей. С тех пор шумиха вокруг "хода конем" Пекина не утихает как со стороны обывателей, так и со стороны иностранных компаний, трейдеров и инвесторов.
Чрезмерно раздутые оффшорные счета в Гонконге суммарно оцениваются экспертами в сумму порядка 700 млрд. юаней (880 млрд. гонконгских долларов). Иностранные организации, тем временем, аккумулируют гигантские суммы в юанях благодаря активному продвижению официальным Пекином китайской валюты и внедрению принципов трансграничной торговли.
Пекин стремится расширить международное признание юаня и закрепить возрастающий статус КНР как наиболее значительной мировой экономики, а также уменьшить давление доллара США в современной международной финансовой системе.
Центральные власти стремятся аккумулировать юани на оффшорных счетах, а также добиться того, чтобы эти деньги работали в реальном секторе экономики. Для этого китайским компаниям предоставили налоговые и кредитные льготы: это поможет снизить инфляционную нагрузку на финансовую систему материкового Китая, которая, по сути, контролируется правительством, Народному банку КНР приходится выпускать в обращение все больше облигаций на сотни миллионов, чтобы привлечь иностранные капиталы в должном количестве. Год от года делать это становится все труднее. На помощь пришла новая стратегия с бондовыми зонами.
Однако несмотря на то, что Запад с нетерпением ждет момента перехода юаня на полную конвертируемость в период с 2015 по 2020 годы, у китайских политиков от эти перспектив пока только мурашки бегают по коже.
А тем временем миллиарды юаней незаконно вывозятся из страны серыми и черными схемами, поскольку материковые богачи стремятся припрятать свои денежки за границей. Власти предпринимают попытку повернуть потоки этих средств обратно домой и заставить деньги работать на благо экономики страны.
Фактически, Цяньхай станет тем самым клапаном, с помощью которого Пекин будет регулировать денежные потоки и отслеживать, сколько средств необходимо вывести из обращения, а сколько вбросить в нужный момент.
В декабре 2012 года Си Цзиньпин удивил весь Китай, нанеся визит в Цяньхай во время официальной поездки по стране сразу после вступления в должность главы государства и КПК. Его визит повысил кредит доверия к ЗСТ среди потенциальных и уже существующих иностранных инвесторов.
Однако сомневающися голоса относительно роли проекта "Цяньхай" стали раздаваться... в Гонконге. Часть крупных игроков финансового и промышленного сектора экономики считают, что Цяньхай предтавляет собой реальную угрозу Гонконгу как финансовому центру Азии, в то время как некоторые местные политики усматривают в проекте часть большой игры Пекина по дальнейшей интеграции Гонконга в производственный регион дельты Жемчужной реки, который сейчас возглавляет город Шэньчжэнь. Тем самым подорвать значимость модели "одна страна - две системы", которая реализуется после передачи Гонконга Китаю в 1997 году.
Гонконг также столкнулся с все более растущими амбициями Шанхая, власти которого намерены выстроить свою "новую реальность", суть которой сводится к тому, что Шанхай станет третьим на планете крупнейшим финансовым центром наряду с Лондоном и Нью-Йорком уже в 2020 году. Тем временем, Си Цзиньпин поддержал проект "Цяньхай" в качестве экспериментальной площадки, где Пекин обкатает эксперимент по полной конвертируемости юаня. Короче говоря, от всех этих перспектив у гонконгцев голова пошла кругом и среди населения день ото дня растет обеспокоенность за будущее своего любимого города.
Чжан Бей стремится рассеять все слухи, ложные страхи и сомнения: "Мы совершенно четко понимаем, что проект Цяньхай будет работать только в связке с Гонконгом, потому никто и не собирается отнимать у города его лавры". Он также отметил, что несмотря на огромную поддержку официальных властей, Цяньхай испытывает целый ряд экономических и этических проблем. Одним из самых сложных вопросов, которые предстоит решить - налаживание взаимного доверия с правительством Гонконга и местным бизнес-сообществом. "Наверное, поскольку мы много чего делаем и мало об этом говорим, у людей появляются вопросы и догадки. А сарафанное радио подливает масла в огонь", говорит Чжан Бей.
Назначение госпоина Бея, который раньше трудился личным секретарем последовательно у нескольких высокопоставленных чиновников в Пекине перед тем, как был переведен в Шэньчжэнь, объясняется беспокойством центра по поводу того, что Гонконг все еще воспринимается иностранными инвесторами не как часть Китая.
Порядка 700 млрд. юаней размещены на оффшорных депозитах в банках Гонконга (примерно 880 млрд. гонконгских долларов).
28 июня правление Цяньхая обнародовало подробные правила допуска девелоперов до аукциона, на котором будут выставлены три первых земельных участка. Множество высококлассных офисных зданий будут построены в Цяньхае в ближайшие несколько лет, это значит, а значит, понадобятся деньги на развитие и строительство территории.
Трансграничное кредитование в юанях ключевой момент амбициозных планов ЗСТ по формированию пространства, где юань будет полностью конвертируемым в течение тестового периода в ближайшие годы. К концу мая 2013 года Цяньхай уже сумел аккумулировать средства инвесторов на сумму порядка 5,25 млрд. юаней.
15 января 2013 года Гонконг и ряд международных банков были приглашены к формированию совместного фонда в 2 млрд. юаней для потенциальных заемщиков, компании которых зарегистрированы в свободной экономической зоне. Господин Бей заверил, что официальные власти не станут вмешивать в эти процессы, до тех пока кредиторы не попытаются выйти с заемными средствами на фондовые рынки или попытаются спекулировать на разнице в кредитных ставках между материковым Китаем и Гонконгом.
"Одну вещь я могу гарантировать уже сейчас: не будет никаких ограничений на размеры ссуд для ведения бизнеса на территории ЗСТ. Чем больше компаний будут здесь присутствовать, тем больше средств станут предоставлять в пользование банки, соответственно, бизнес в рамках этого проекта будет развиваться все быстрее и быстрее", говорит Чжан Бей.
До настоящео времени строительство объектов велось за счет средств госбюджета. Однако недавно власти Цяньхая объявили о проведении первого земельного аукциона. Топ-менеджер утверждает, что потребность в юаневых займах будет возрастать "стремительными темпами", примерно на десятки миллиардов юаней ежегодно в ближайшие 2-3 года, когда зона войдет в новый период экспансии и застройки основных участков высотными зданиями.
По экспертным оценкам, объемы юаневых депозитов в гонконгских банках могут достичь отметки в 1 трлн. уже в конце 2013 года.
"По сравнению с объемом акуумулированных средств в Гонконге, суммы, потребные для развития Цяньхая невелики, однако по мере возрастания взаимодействия ЗСТ и Гонконга в будущем, мы сможем увеличить объемы инвестиций в бизнес", говорит Чжан Бей. "Также мы сможем решить некоторые проблемы Гонконга, например, недостаточное использование денежных средств и вялое обращение их в реальном секторе экономики. Это поможет Гонконгу сохранить свои позиции и противостоять конкуренции с другими финансовыми центрами Азии".
Глава проекта сравнивает отношения между Гонконгом и Цяньхаем с взаимодействием лондонского Сити, финансового центра Великобритании, и Кэнэри-Уорф, нового делового квартала в районе городских доков в Ист-энде, на смену которым пришли небоскребы и торговые центры. Здесь, в Кэнэри-Уорф, располагаются штаб-квартиры таких международных игроков банковского сектора услуг, как Citigroup и HSBC.
"Когда эти крупнейшие банки разместили свои новые офисы в Кэнэри-Уорф, они все же сохранили присутствие и в Сити, где бизнес развивается пока намного быстрее. Я убежден, что Цяньхай может выполнять ту же функцию для Гонконга, что и Кэнэри-Уорф для старинного делового района Лондона", говорит он.
В некоторой степени процессы по либерализации международного обращения юаня связаны с тем, насколько быстро и эффективно Цяньхай сможет внедрить пилотные модели управления капиталами инвесторов. Несмотря на растущий отток денег из материковой части страны, связанный с восстановлением экономики США, господин Бей говорит, что причин для беспокойства о снижении интереса иностранных инвесторов к Китаю нет.
"Экономика Китая по-прежнему демонстрирует уверенный рост и дает надежду на то, что КНР останется важной частью мировой экономики в ближайшие несколько десятилетий. Так что в долгосрочной перспективе мы рассчитываем на то, что западные инвесторы продолжат вкладывать свои деньги в развитие экономики нашей страны", резюмировал Чжан Бей.
Источник: South China Morning Post
Комментарии
Ваш комментарий