Константин Тюрьмин: Я боюсь китайскости!
Синолог и бизнес-консультант Константин Тюрьмин знает о деловом Китае практически всё: возглавляет Департамент Азии компании West Union Group Ltd. в Шанхае, выступает в качестве эксперта на страницах многих авторитетных изданий о КНР и ведет собственный видеоблог на Youtube. Его лекции и семинары в разных городах мира неизменно собирают большое число посетителей. В эксклюзивном интервью Константин Тюрьмин рассказал ChinaLogist, каким ему видится оптимальный путь развития деловых и экономических взаимоотношений между Россией и КНР.
Согласны ли Вы с утверждением, которое бытует в обывательской среде, что Россия постепенно становится сырьевым придатком Китая? Насколько верно такое мнение?
Оно верно с точностью до наоборот! К сожалению, это факт, что пока Россия позиционирует себя во внешней экономике и воспринимается именно как сырьевой придаток. Однако она стремится избавиться от такого имиджа: в государстве есть силы, которые не хотят мириться с такой незавидной ролью. Достаточно много россиян уже пришли в Китай и создали здесь собственные компании и предприятия, начали вести бизнес в КНР как производители товара, пользуясь теми преимуществами, которые Поднебесная для этого предоставляет.
Убедительнее всего выглядят конкретные примеры того, как это делается в правильном ключе. Можно просто продать в Китай кругляк, вывозить лес, национальное достояние, за небольшую цену. Быстро наварить денежку и всё. Кого-то явно устраивают такие порядки и суммы. Однако такое местечковое мышление в масштабах целой страны – полный бред! Это неправильный подход к ресурсам страны, просто недопустимый!
Многие бизнесмены пошли дальше: создали предприятия, которые перерабатывают лес после доставки сырья на территорию Китая. Это уже солидные деньги, хорошая прибыль, которая идет в актив Российской Федерации. Но и это их не совсем устроило, и потому они открыли мебельную фабрику, конечная продукция которой идет в Россию. Раньше такую мебель делали сами китайцы из нашего сырья, а теперь она идет от россиян на местах в Китае. Но таких людей мало,и это проблема. Но те, которые послушали мои лекции, пополняют ряды предпринимателей, которые не хотят просто продавать сырье в обмен на переработку.
Сейчас этот процесс находится в зачаточном состоянии: китайский бизнес россиян пока идет по накатанным рельсам рыночной экономики. Я сам начинал свой бизнес с Лужников, был челноком и возил огромные сумки с ширпотребом.
Спустя годы челночный бизнес, конечно, стал более цивилизованным, но суть осталась прежней: «купи-продайка». Там произвели за очень дешево, здесь продали за насколько возможно дорого.
Есть ли на сегодняшний день какие-то отправные точки, на которые стоит ориентироваться бизнесменам при вывозе товаров с высокой добавленной стоимостью в Китай?
Конечно есть! Россия имеет солидные научные разработки, а китайцы заинтересованы в технологиях. Сейчас они попросту воруют технологии по всему миру (либо им их привозят инвесторы производств), но это не значит, что они против получить патенты легальным путем. Более того, сами китайские власти поощряют это! Есть пример того, как люди, закупившие в Китае оборудование для производства, получили огромные преференции при организации бизнеса в КНР (беспроцентный кредит на 10 лет, отсутствие арендной платы за наем помещения первые 3 года и ряд других).
А представляете, если это будет российское оборудование? Фабрика на территории Китая, оснащенная российской высокотехнологичной производственной линией! Дельцы получат преференции, все будут рады – и наши, и китайцы. Мы продали хорошее оборудование, вывезли его в Китай, там разместили и наладили производство недорогих качественных товаров.
Иностранное производство в Китае пользуется обширными налоговыми льготами и преференциями.
Кроме того, китайский рынок очень серьезно насыщен самыми разными товарами: продается практически всё, что можно произвести. И найти среди этого товарного изобилия свою нишу импортным ТНП крайне сложно. Но бывают такие оригинальные вещи, которые кажутся общеизвестными, но в Китае их мало или рынок ими не насыщен.
Как ни странно, это, к примеру, принтеры и копировальная техника. Кажется, что оргтехники в Китае в достатке, а на самом деле нехватка. Именно поэтому необходимо проводить серьезные коммерческие исследования перед выходом на китайский рынок. Стоит искать и находить такие оригинальные ниши. Но что касается организации производства – этот рынок неисчерпаем и здесь всегда найдутся места под солнцем.
В сознании россиян китайский бизнесмен наделен рядом стереотипных свойств: хитрый, но очень медлительный, прижимистый и весьма расчетливый делец. А как выглядят российские предприниматели в глазах китайцев?
Во многом наше отношение к китайцам построено на стереотипах. У меня есть масса друзей, которые утверждают, что всё, что я излагаю на лекциях и в статьях – неправда. Что китайцы – нормальные, вменяемые люди, быстро ведущие дела. Конечно, исключения бывают, иначе и правила бы не существовало. Другое дело, если в Шанхае и Пекине есть менеджеры с хорошим европейским или американским образованием, то стоит лишь отъехать от мегаполисов всего на 300-400 километров вглубь материкового Китая, попасть на фабрику и попытаться посмотреть, поговорить с людьми на местах, станет очевидно, что они по всем статьям проигрывают «столичным» специалистам.
В глубинке нет менеджеров, управленцев, нет ни технической, ни управленческой школы. А российские бизнесмены общаются, прежде всего, с теми людьми, которые считают себя управленцами. И именно поэтому зачастую о китайских дельцах складывается нелестное впечатление.
Наша русскость что-то значит лишь для старшего поколения, которое помнит советские реалии в КНР. А молодые китайцы, воспитанные на капиталистических ценностях, уже безразличны к тому, русский ты или американец. Вообще, бизнесменов из США китайцы побаиваются, чувствуя за ними силу. Американский способ ведения дел очень напористый, стремительный, китайцев он просто обескураживает! К российским предпринимателям относятся совершенно спокойно, ровно, ставят их наряду с остальными европейцами. Никакого особенного отношения нет.
Но государственная политика между Россией и Китаем выстраивается таким образом, что китайцы постоянно пытаются нас в чем-то обвинить: у вас коррупция, бюрократия. Стандартные претензии! Будто у них этого всего нет. На самом деле, мне кажется весьма странным, что торговый оборот между Россией и Китаем такой скромный. Есть государства, у которых с РФ торговый оборот больше: Германия и США. Этот факт свидетельствует о том, что мы недостаточно и даже неправильно развиваем эти отношения. Не нужно уходить в государственные дебри, кто перед кем больше виноват. А вместе работать над взаимным привлечением капиталов в совместные проекты. Но не по накатанной схеме, когда из России что-то вывезли и сбежали, а так, чтобы китайцы были заинтересованы разместить в РФ что-то стоящее.
В Китае господдержка малого и среднего бизнеса повсеместна. В России этого нет: китайцы сами что-то пытаются сделать, но это больше смахивает на «черкизон» просто потому, что никаких альтернатив такому подходу в России пока нет! И постоянно им приходится бояться, как бы не закрыли...
Это неправильно с точки зрения бизнеса и политики. Повторюсь, потенциал у России для взаимодействия с Китаем просто неимоверный. Если по многим показателям КНР уже находится на первых местах в мире, то все, что производится КНР, будет производиться в огромных количествах в ближайшей перспективе, а вот качество этих товаров зависит от технологий.
Поэтому будущее, несомненно, за Китаем и за Россией в том числе, однако Россия еще не выстрелила, н проявила себя в должной мере и в китайском аспекте в частности.
Китайцы побаиваются дельцов из США, считая их стиль бизнеса слишком напористым - в отличие от европейского.
Надеюсь, что теперешнее поколение 20-30-летних доживет до этого времени. Владимира Путина спросили на последней «Прямой линии»: «Когда все будет хорошо?» Он ответил: «Некоторые говорят, всю водку не выпьешь, но стремиться к этому надо». Так вот, суть дела при работе с Китаем схожая. Совсем хорошо никогда не будет, но улучшения будут появляться с течением времени.
Вы много лет прожили в Китае. Вы себя больше ощущаете человеком русской ментальности, или же Китай в Вас органично растворился?
Хороший вопрос. Скажу честно: я боюсь китайскости! Китайскость – понятие культурологическое. Моя маленькая дочь, которой сейчас всего 4 года, всю свою жизнь прожила в Китае. Я стараюсь оградить ее от тлетворного влияния китайской школы: когда все из-под палки, вбивается накрепко в сознание человека, отсутствует инициатива, отсутствует творческий потенциал. Хороший человек тот, кто хорошо все вызубрил. Это абсурдно!
Я стараюсь придерживаться тех ментальных установок, которые привила мне моя альма-матер – МГУ им. Ломоносова, и которые я впитал с молоком матери. Я не хочу становиться членом китайской культуры. Получать гражданство Китая я также не хочу по причине сурового законодательства страны, чрезмерно жестокого. Конечно, я стараюсь понимать китайцев в меру своих сил, так как живу и общаюсь в этой среде. В Китае у меня много деловых партнеров и знакомых, с которыми приятно проводить время, и я уважаю их интересы.
Мне даже приятнее проводить время в китайской среде, чем среди членов шанхайской русской диаспоры.
Русские в Китае были и остаются индивидуалистами, закрываются в свой футляр. У них есть только личный ближний круг, и всё. Китайцы в этом смысле более открыты к общению.
Хотя в Шанхае есть «Русский клуб», довольно серьезная организация, однако общего интересного взаимодействия так и не получается. Но даже живя в Китае, мы все равно остаемся русскими, моя дочь, я уверен, когда вырастет, поддержит меня в этом стремлении держаться корней.
Есть ли китайская мудрость, которой Вы руководствуетесь в жизни?
Китайская философская мысль очень интересна! Рекомендую всем, кто начинает знакомиться с Востоком, начать именно с философских трактатов Конфуция, Мэн-цзы, Мао Цзедуна. Да-да, у него тоже есть масса замечательных высказываний, которые в полной мере передают специфику китайского мышления. Для делового общения с китайцами я прибегаю к военной тематике, приемам, о которых повествуется в «36 китайских стратагемах». Это очень китайские вещи по духу и по сути своей, и в повседневной жизни я этими стратагемами также руководствуюсь. С помощью них легко и просто получать определенное преимущество при деловых контактах с людьми Востока. Желаю удачи всем, кто работает с КНР или только задумывается об этом - будет трудно, но интересно. Дорогу в Китай осилит идущий!
Комментарии
Ваш комментарий