Павел Степаненко

Ханьцы в поисках вкусненького

В Китае производится все – это уже аксиома. Некоторое время назад россиянам и европейцам стало некуда деться не только от китайских штанов, кроссовок и бытовой техники, но и от продуктов, приготовленных или выращенных в провинциях Поднебесной. Сок разливается в нашей стране, - а сырье китайское; рыба лежит в российском магазине, а взращена была близ китайских берегов. Сами же китайцы, как известно, нетребовательны, всеядны и на редкость производительны, в том числе это относится и к продуктам питания. Казалось бы, продавать им еду – гиблое дело?
Но вот, например, в Харбине, в рамках строительства «одного коридора, трех центров и трех платформ», наряду с Центром торгово-экономического сотрудничества и Центром переработки и распределения экспортной продукции, начал строиться Центр торговли с РФ, задача которого – в т.ч. массовый экспорт продовольствия из России. В создание центра инвестируют 1 млрд. юаней, а годовому экспорту-импорту, который станет через него осуществляться, прочат объем в $200 млн.
Какие же причины могут подтолкнуть китайцев к закупкам продуктов за рубежом? Перечислим их в вольном порядке.
Качество
Первая причина – экология. О неблагополучии ситуации с ней в Поднебесной известно всем. Трудолюбие и настойчивость китайцев оказываются чересчур сильными, когда речь заходит о выращивании сельхозпродукции. Исторически китайский крестьянин привык, в условиях дефицита земли, выжимать из нее максимум. Отсюда и роль риса в китайской культуре и рационе: он представляет собой самую «отзывчивую» из зерновых культур, которая позволяет на единицу площади получить максимум урожая, чтобы прокормить большую семью.
Открытия сегодняшней химии в области удобрений слишком не соотносятся с такой психологией. Слишком легко становится переусердствовать, что в Китае повсюду и наблюдается. Итог – повсеместное снижение качества продуктов питания, и не только предназначенных на экспорт. Каждый шестой гражданин материкового Китая страдает недугом, происходящим от этого.
Дело дошло до того, что у китайских фермеров становится правилом не употреблять самим еду, предназначенную на продажу. Продукты для собственной кухни выращиваются отдельно.
Старушку Европу неоднократно "радовали" конфеты с высоким содержанием серы, кальмары с мышьяком, анчоусы с кадмием. При этом, как уже говорилось, от продуктов из КНР нам не деться. Китай – крупнейший мировой поставщик, например, чеснока (80% всего продаваемого в мире чеснока вырастает на полях Поднебесной), или меда.
С проблемой экологии тесно сопрягается проблема подделки продуктов. В 2013 г. в КНР была начата кампания по борьбе с преступлениями в сфере безопасности пищевых продуктов. Под особым подозрением – масло для готовки, мясо, алкоголь и особые народные блюда.
Среди громких случаев – продажа уже использованного единожды масла; окрашивание утятины и свинины с целью превращения их в «баранину» и «говядину»; подделка яиц (!); и др. В ситуации винят вездесущую коррупцию.

С проблемой экологии тесно сопрягается проблема подделки продуктов.

Состав
С другой стороны, урбанизация КНР ведет ко все более широкому распространению европейского образа жизни, и, в частности, европейского рациона.
Для жителей Поднебесной характерен настоящий культ еды. С едой связано множество социальных ритуалов, пословиц и поговорок. «Вы уже кушали?» - у китайцев приветствие. Но, в то время как еда остается священнодействием, рацион изменяется.
Традиционно большая роль в нем свинины не слишком быстро, но очень заметно падает (ее доля уменьшилась с 80% в 1985 г. до 65% в 2011 г.), как и роль свежего мяса, покупаемого на рынках. Китайцы-жители городов алчут, с одной стороны, европейского разнообразия и альтернативных вкусов, а с другой – стремятся с помощью закупок в супермаркетах избежать опасностей, связанных с плохим качеством мяса. Кроме того, городской темп жизни диктует им превосходство готовой ветчины в вакууме над мясной тушей с рынка.
Не прочь китайцы и вдарить по фаст-фуду: страна входит в пятёрку его любителей. При этом посещать ресторан европейской сети – знаковое, статусное событие, в то время, как национальный фаст-фуд является именно национальным в плане состава блюд. Указанием на смену рациона тут является и тот факт, что китайцы толстеют.
В то время как проблема голодания остается актуальной в одних областях перенаселенной страны, в других набирает обороты своеобразное расточительство, в т.ч. пищевое.
Согласно исследованию Сельскохозяйственного университета Китая от 2007-2008 гг., в год китайцы создают отходов питания на 50 млн. тонн. В этом количестве содержится 8 млн. тонн белка и 3 млн. тонн жира, которые могли бы «накормить» собой более 100 млн. человек. Возможно, сейчас эти цифры уже меньше, поскольку в начале 2013 г. была запущена и другая широкомасштабная кампания, уже не за качество питания, но за количество пищи, идущая под лозунгом «борьбы с расточительством».
Меж тем, оставить еду на тарелке – признак статуса для многих современных китайцев, свидетельство независимости, и, например, жест вежливости, свидетельствующий, что хозяин накормил вас досыта. Это, представляющее собой оборотную сторону национальной бережливости, явление – одного порядка с модой на западный образ жизни вообще и западную кухню в частности.

Китайцы быстро переняли американскую моду на калорийный фаст-фуд.

… И количество
Третье. Нехватка продовольствия. Экономические законы таковы, что, будучи крупнейшим экспортером продукции, Китай в то же время должен ее возить.
Импорт сельхозпродукции в КНР растет с каждым годом. Соевые бобы, кукуруза, ячмень и прочие зерновые из других стран текут в Поднебесную. Партия полагает, что поддерживать продуктовое самообеспечение – задача из приоритетных, но внутренний спрос слишком велик.
Согласно экспертным прогнозам от осени 2013 г., потребление мяса жителями Поднебесной в краткосрочной перспективе должно увеличиться еще на 35%, и на 116% – потребление молочной продукции. Это будет напрямую завязано на рост импорта.
Таким образом, продовольственный рынок восточного соседа в действительности вовсе не отгорожен железным занавесом, а открыт как для крупных поставок зерна, так и для внезапных «лайфхаков», требующих от производителя оказаться в нужное время и в нужном месте. Например, кроме взлета популярности молока, в этой связи можно вспомнить продажу в КНР дикорастущих ягод (к этому бизнесу активно подключается Беларусь).
Сложно сказать, что случится с нашумевшими договоренностями – а в итоге и с «дружбой» - Пекина и Киева, но до недавнего времени и Украина была готова наращивать поставки мяса в Китай. Вовсю готовится кормить большого брата и Казахстан.

Белоруссия, Украина и Казахстан уже активно включились в экспортные процессы продовольствия в Поднебесную.

Так, Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest устраивает торговые миссии в КНР ежегодно с 2009 г. По статистике, только с 2009 по 2012 гг. к миссиям в Пекин, Иньин и Урумчи было привлечено более 60 казахстанских производителей, а общая сумма сделок на поставки казахских продуктов китайцам составила по итогам этих мероприятий более $35 млн.
Товары, которые приобретают в Казахстане китайцы – растительное масло (оно пользуется стабильным высоким спросом), мед, макароны, а также местная минералка. Также соседей интересуют кондитерские изделия, шерсть и лечебные травы казахстанского производства.
В этом причудливом для посвященного коловращении еды по планете, разумеется, есть ниши и для российского бизнеса разной величины. Так или иначе – они кормят нас, а мы – их!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».

Анатолий Якимов
Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем увеличит пропускную способность в 5 раз к 2027 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

В рамках совместного мониторинга и модернизации автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе российская и китайская стороны активно реализуют масштабные проекты по увеличению пропускной способности и улучшению инфраструктуры. Особое внимание уделяется пунктам, расположенным на территории Забайкальского края – «Забайкальск», «Староцурухайтуйский» и «Олочи».

Анатолий Якимов
Китай наращивает экспорт стальной продукции в Россию на фоне снижения внутреннего спроса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года Китай увеличил экспорт железа, стали и изделий из них в Россию примерно на 16% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема около 1,63 миллиарда долларов США, при этом в мае рост поставок составил почти 22% — до 355,44 миллиона долларов США. Об этом сообщило Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российский бизнес углубляет сотрудничество с Китаем: средний чек закупок превысил миллион рублей
Фото АО «ВЭД Агент»

Совместное исследование банка «Точка» и агентства O+K Research выявило значительный рост среднего чека закупки у китайских поставщиков, который теперь колеблется от 1,1 миллиона рублей до 5,2 миллиона рублей. Это свидетельствует о возрастающей зависимости российского бизнеса от импорта из КНР, несмотря на ряд существенных проблем и меняющиеся условия международной торговли.