Российские деньги за Великой китайской стеной
Предприниматель, только начинающий работать с Китаем, порой испытывает стресс от столкновения с восточной деловой культурой, весьма отличной от родной российской и «привычной» европейской. Потому так понятно желание ухватиться в работе хоть за какие-то схожие моменты; иметь под рукой нечто знакомое, на что можно при необходимости опереться. Одни из таких помощников – непременные участники любого бизнеса – банки.
Можно ли не иметь дела с китайскими банками (или свести это взаимодействие к минимуму), ограничившись услугами только «своих», отечественных банков, работающих в Поднебесной? Отчего бы не воспользоваться счетами родимого «Сбера», если его можно теперь найти в Пекине?.. Как позиционируют себя российские банки на китайском рынке, чем занимаются, и как обстоят у них дела, давайте разберемся вместе.
Оказывается, российские банки на финансовых рынках КНР представлены не слишком внушительно: на первый взгляд, их могло быть гораздо больше. Связано это с целым рядом причин. Одна из них – юридическая: «бюрократическая» сложность открытия в Китае как банковского представительства, так и филиала. Наши восточные соседи всегда отличались почтением к чинам, бумагам и формальностям; мало что изменилось и теперь.
Кроме того, китайцы предъявляют высокие требования к активам потенциального партнера и довольно жестко ограничивают доли иностранных инвесторов в капитале китайских банков.
Играет свою роль и извечная, общая для российских предпринимателей в Китае беда: языковой барьер. Кадровый вопрос для банков особенно актуален, поскольку работники представительств должны совмещать приемлемое владение языком с финансовой квалификацией.
Все это означает, что наших мелких коммерческих банков на финансовых рынках КНР не найти, да и «тяжеловесы» не спешат осваивать Поднебесную. По причине их малочисленности конкуренции между российскими банками в КНР нет: каждый занимает свою нишу. Чем же живы наши банки в Китае? Очевидно, что сегодня, когда Китай является «фабрикой всего мира», их деятельность в Поднебесной во многом сосредоточена вокруг импорта китайских товаров. Но и здесь есть разные уровни ведения бизнеса. Начнем с госбанков.
Исторически первым, «прорвавшимся» на китайский финансовый рынок, стал «Внешторгбанк». На сегодняшний день это единственный российский банк, имеющий филиал в Китае. Находится он в Шанхае и является членом Китайской валютной биржи. Кроме того, между ВТБ и рядом китайских банков, а также Китайской компанией страхования экспортных кредитов подписаны соглашения по оказанию долгосрочной финансовой и страховой поддержки российским импортерам. Разумеется, ВТБ ориентирован в первую очередь на реализацию крупных государственных проектов. Как следствие, для него значительную роль имеет обслуживание не только импорта, но и экспорта.
В той же нише разворачивает свою деятельность в КНР и «Внешэкономбанк», обладающий в Поднебесной уже не филиалом, а лишь представительством. Между ВЭБ и банковскими структурами Китая существует целый ряд договоров и меморандумов, в рамках которых осуществляются и обсуждаются такие крупные проекты, как, например, строительство Тайшетского алюминиевого завода или железнодорожной магистрали Архангельск-Сыктывкар-Пермь-Соликамск (проект «Белкомур»). ВЭБ активно привлекает для этих целей крупные китайские кредиты.
Что касается коммерческих банков, то область их интересов, как правило, - обеспечение сделок крупных корпоративных клиентов. К примеру, пекинское представительство «Газпромбанка» занимается обслуживанием нужд «Газпрома». Стоит упомянуть о его кредитных соглашениях с «Экспортно-импортным Банком Китая» по финансированию поставок китайского бурового оборудования для нефтегазовых компаний, работающих в Западной и Восточной Сибири.
Помимо этого, важнейшее и общее поле деятельности для всех российских банков в КНР – расчеты в юанях, а весомая доля отечественных клиентов – компании Приморского региона.
«Изымание» из цепочки конвертирования доллара, и, соответственно, оплат дополнительных транзакций – то, в чем заинтересован любой участник сделок и с нашей, и с китайской стороны, и о предоставлении услуг по расчетам в национальных валютах двух стран российские банки твердят буквально в один голос.
Какие же еще из отечественных коммерческих банков представлены в КНР?
«Сбербанк» имеет представительство в Пекине с 2010 года, а в декабре 2012-го в Москве, во время регулярной встречи глав правительств двух стран, было подписано Соглашение о сотрудничестве между «Сбербанком России» и «Государственным Банком Развития Китая», в котором прописаны такие направления развития сотрудничества, как совместное финансирование инфраструктурных проектов, взаиморасчеты в национальных валютах, торговое финансирование и так далее.
Ещё в 1999 году открыл в Китае свое представительство «Московский Народный Банк». Начавшись как советский загранбанк со штаб-квартирой в Лондоне, он исторически представлял финансовые интересы советского, а позже – российского государства за границей. Отделение банка существовало в Шанхае еще в первой половине XX века и было закрыто в 1950 году. Но сегодня МНБ сызнова налаживает контакты с азиатским соседом, является членом Российско-Китайского Делового Совета и вообще усердно «делает свое дело», всячески способствуя развитию российско-китайских финансовых отношений на государственном уровне.
Другой отечественный банк, активно разворачивающий свою деятельность в КНР – «Промсвязьбанк». Этот «россиянин» был первым, кто открыл в Поднебесной свое представительство, но жесткие требования китайцев к активам банков, претендующим на открытие филиала, до сих пор не позволили негосударственному «Промсвязьбанку» это сделать. А вот «МДМ-банк» преодолел все препоны на пути создания представительства в КНР: оно было открыто в мае 2010 года в Пекине.
Излишне говорить, что оба банка являются одними из крупнейших в России. Но одних размеров, как показывает практика, явно недостаточно, и радует, что оба, несмотря на сложности, поставили задачу «идти на Восток». Из крупных частных банков, представительство в Пекине также имеет «Росбанк».
Отдельного упоминания заслуживает крупнейшая в Китае платежная система China UnionPay. Ее карты сегодня обслуживают «ВТБ», «Газпромбанк», «МНБ», «Росбанк». Для множества россиян, ведущих бизнес с Китаем, это повлекло за собой сильное упрощение многих переводов и платежей, а для самих банков – получение многомиллионной армии клиентов-китайцев.
Наконец, отдельная группа банков, заинтересованных в том, чтобы освоить китайские рынки – это банки Приморского региона: «Банк Приморья», «Восточный экспресс» и другие. Не имея представительств и соответствующих инструментов они, тем не менее, активно стремятся участвовать в торговле с восточным соседом. Умело «хозяйничает» на рынке финансовых операций с Китаем банковская группа «Зенит».
Как видно, пусть не слишком жадное, но сильное желание отечественных банков «выгадать свой интерес» в Китае растет, и пренебрегать услугами соотечественников явно не стоит: берите в этом пример с китайцев!
Комментарии 2
Если наши банки будут и дальше так неуверенно осваивать китайское пока еще более-менее свободное от иностранных конкурентов пространство то скоро и единственный филиал “Внешторгбанка” тоже придется закрыть в КНР.
Уже даже не филиал, а скорее представительство, которое, следуя тенденции росийского принципа ведения переговоров с КНР, придется, наверное, точно закрыть. И вот тогда точно кто-то хватиться, но уже будет поздно.
Ваш комментарий