Игорь Тул

Правительство Российской Федерации о Правилах транспортно-экспедиционной деятельности

Правительство Российской Федерации о Правилах транспортно-экспедиционной деятельности (Постановление от 8 сентября 2006 г. № 554) Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемые Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Председатель Правительства Российской Федерации М.Фрадков (Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554) Правила транспортно-экспедиционной деятельности
1. Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.
2. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции. Отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами.
3. Настоящие Правила не применяются к транспортно-экспедиционным услугам в области почтовой связи.
4. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: «Транспортно-экспедиционные услуги» — услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза; «Экспедитор» — лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг; «Клиент» — лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором; «Договор транспортной экспедиции» — гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги; «Груз» — любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции; «Грузоотправитель» — лицо, предъявившее груз к перевозке; «Грузополучатель» — лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки; «Перевозчик» — лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.
5. Экспедиторскими документами являются: Поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); Экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя); Складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).
6. В зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, в том числе при перевозках груза в международном сообщении, сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 настоящих Правил.
7. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
8. Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору. Оформленное в установленном порядке поручение экспедитору должно содержать достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме, а также о количестве грузовых мест. Поручение экспедитору представляется ему клиентом на бумажном носителе, если иной способ не предусмотрен договором транспортной экспедиции.
9. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору в сроки, определенные в договоре транспортной экспедиции, и направляет его клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании подлежащих оказанию транспортно-экспедиционных услуг с указанием причин отказа.
10. Поручение экспедитору подлежит исполнению с момента получения клиентом письменного подтверждения его согласования экспедитором. Клиент на любом этапе исполнения договора транспортной экспедиции имеет право отозвать ранее выданное поручение экспедитору с обязательным возмещением ему фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Отзыв выданного поручения экспедитору производится клиентом в письменной форме.
11. Порядок и условия представления поручения экспедитору и отзыва клиентом выданного поручения экспедитору с использованием средств факсимильной или электронной связи определяются договором транспортной экспедиции.
12. Экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.
13. В случае если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку.
14. Если иное не установлено договором транспортной экспедиции, при организации перевозки груза экспедитор при необходимости осуществляет: Согласование с перевозчиками условий перевозки и хранения груза, времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой и иных вопросов, необходимых для осуществления перевозки; Прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки; Расчеты за перевозку груза с перевозчиками как от имени клиента, так и от своего имени.
15. По требованию клиента экспедитор представляет ему следующую информацию: Полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя); Сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям; Перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость; Сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг; Сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок; Другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.
16. Экспедитор в случаях, предусмотренных договором транспортной экспедиции, при приеме груза от перевозчика в пункте назначения участвует в оформлении соответствующих документов.
17. Экспедитор при оказании определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг обязан следовать указаниям клиента. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента только в случае, если это необходимо в интересах клиента или если экспедитор по независящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором транспортной экспедиции, о его согласии на такое отступление либо получить в течение суток со дня уведомления клиента ответ на свой запрос.
18. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при представлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки.
19. Качество оказываемых экспедитором транспортно-экспедиционных услуг должно отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации, нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности, а также условиям договора транспортной экспедиции.
Марина Самойлова
Требований к экспедитору много установили, а об обязанностях заказчика нигде ни слова. Часто машины грузят черте-как, а потом разбираться с траспортной инспекцией по поводу перегруза машины или одной оси приходится экспедиторам. Весов у заказчиков нигде нет.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китайский садовый инвентарь оптом: обзор производителей, новинки и цены
Фото с сайта freepik.com

В последние годы Китай уверенно занимает лидирующие позиции на мировом рынке садово-огородного инвентаря. Причины этого – масштабное производство, развитие технологий, а также выгодное соотношение цены и качества. Для российских импортеров важно знать, где в Китае находятся центры производства садового инвентаря, какие бренды заслуживают внимания, какие новинки предлагает рынок в 2025 году и чем объясняется популярность китайских товаров в России.

Анатолий Якимов
Маркетинг
Конференция в Москве: как найти надежного партнера в Китае в 2026 году

18-19 декабря 2025 года в Москве пройдет важное событие для бизнеса – конференция «Как найти партнера в Китае: актуальные вопросы и решения для бизнеса», организованная Российско-Китайской Палатой. Мероприятие направлено на поддержку российских компаний, стремящихся наладить эффективное сотрудничество с КНР и другими странами БРИКС.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка: мебель, посуда, инновации на втором этапе в октябре 2025

В Гуанчжоу официально стартовал второй этап 138-й Кантонской выставки, который продлится с 23 по 27 октября 2025 года. Этот этап традиционно фокусируется на товарах общего потребления и предметах для домашнего обихода. В выставочном центре Пачжоу представлено около 25 000 стендов с продукцией более 10 000 компаний, включая производителей мебели, кухонной посуды, бытовых принадлежностей, декоративных элементов для дома, товаров для сада и праздничной атрибутики.

Фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможня
Пропускная способность ЖДПП «Пограничный» выросла за счет инновационного досмотрового комплекса
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

В железнодорожном пункте пропуска «Пограничный» Уссурийской таможни начал работу новый стационарный инспекционно-досмотровый комплекс, который значительно повышает эффективность контроля грузов на границе. Комплекс успешно прошел все необходимые тестирования и технические проверки, став одним из самых современных средств досмотра в регионе.

Анатолий Якимов
Экспорт
Рапсовое масло из России: почему Китай увеличивает экспорт, какие регионы лидируют
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с января по сентябрь 2025 года Россия значительно увеличила экспорт рапсового масла в Китай, прибавив к объемам поставок треть и укрепив свое лидерство на этом рынке. По данным Государственного таможенного управления Китая, стоимость импортируемого российского рапсового масла достигла 975,4 миллиона долларов США, что заметно превышает сумму в 735,9 миллиона долларов, зарегистрированную в прошлом году за аналогичный период. Такой рост обусловлен расширением площадей под посев рапса в России и возрастающим спросом на данную продукцию в различных отраслях промышленности Китая, особенно в пищевой сфере.

Анатолий Якимов
Китай и Россия запускают инновационный транспортный коридор для ускорения грузоперевозок
Фото с сайта russiaspivottoasia.com

Стратегическое сотрудничество Китая и России в области транспортной инфраструктуры выходит на новый уровень: Логистическая корпорация провинции Цзилинь Jilin Province Logistics Group Co., Ltd. и российская компания «РЖД Логистика» подписали соглашение о развитии новой трансграничной логистической магистрали «Чанчунь-Хуньчунь-Москва». Этот проект призван значительно повысить эффективность грузовых перевозок между двумя странами и усилить транзитный потенциал евразийского пространства.

Анатолий Якимов
Белая поставка из Китая 2025: легальный ввоз с таможенным оформлением и налоговыми вычетами
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году ведение бизнеса с поставками из Китая через легальные каналы становится не просто выгодным, а необходимым условием для устойчивого развития и масштабирования. «Белая поставка» – это официальный ввоз товаров с полным таможенным оформлением, уплатой налогов и пошлин, а также предоставлением полного пакета документов. Данный метод обеспечивает законность операций и минимизирует риски для компаний, которые хотят работать с крупными площадками и избегать штрафов.

Анатолий Якимов
Китайские ковры и российские удобрения: рост товарооборота в сентябре 2025
Фото с сайта freepik.com

Россия в сентябре 2025 года закупила у Китая ковры на рекордные 6,9 миллиона долларов США. Это стало максимальным показателем с января 2024 года и составило около 2% от общего экспорта ковровой продукции из КНР. Информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Падение экспорта российской пшеницы в Китай в 7 раз: аналитика и перспективы
Фото с сайта freepik.com

Экспорт российской пшеницы в Китай в сентябре 2025 года снизился почти в 7 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По информации Государственного таможенного управления Китая, поставки пшеницы составили всего 1,3 миллиона долларов США. Год назад они достигали 8,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
В Чите открылся крупный логистический хаб для импорта из КНР: новые возможности для бизнеса
Фото пресс-службы Читинского логистического хаба

В Чите официально открыт один из крупнейших логистических хабов на Дальнем Востоке, ориентированный на импорт товаров из КНР. Площадь складских помещений – 65 тысяч кубических метров. Уже на старте работы здесь разместились три крупных федеральных компании, подписавшие долгосрочные договора аренды сроком на 10 лет. Это первый этап создания Читинского производственно-логистического парка, возрожденного на базе заброшенного промышленного объекта – автосборочного завода.