
Железнодорожные грузоперевозки между Россией и Китаем в январе-апреле 2025 года продолжали расти, несмотря на общий спад товарооборота между странами. Через погранпереходы с КНР было перевезено 13,5 миллиона тонн грузов, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Экспорт из России вырос на 1,7% и составил 12,7 миллиона тонн, при этом крупнейшие объемы пришлись на переходы Забайкальск-Маньчжурия – 6,8 миллиона тонн, рост 1,7%, Гродеково-Суйфэньхэ – 2,9 миллиона тонн, рост 6,9% и Нижнеленинское-Тунцзян – 1,9 млн тонн, рост 10,5%. Пограничный переход Камышовая-Хуньчунь показал снижение на 37,2% до 780 тысяч тонн.
В основном на экспорт из России отправляли каменный уголь – 36% от общего объема, 5,6 миллиона тонн, железную руду – 2,8 миллиона тонн, рост 22,1%, лесные грузы 2,5 миллиона тонн, рост 2,3%, бумагу – 1,3 миллиона тонн, рост 27,5%, нефтяные грузы – 306 тысяч тонн, рост 28,5%, цветные металлы – 412 тысяч тонн, рост в 1,7 раза и нефть – 842 тысяч тонн, рост в 1,9 раза.
Импорт из Китая железнодорожным транспортом в Россию за первые четыре месяца 2025 года составил около 800 тысяч тонн, что значительно меньше экспорта. При этом отмечается рост перевозок промышленных товаров: оборудования для заводов на 25%, автокомпонентов – на 20%, а поставки товаров народного потребления – электроники, одежды снизились на 5-7%.
Несмотря на рост объемов перевозок, общий товарооборот России и Китая за 4 месяца 2025 года сократился на 7,5% и составил 71,12 миллиарда долларов США. Экономисты это связывают с падением экспорта нефти, углеводородов и нефтепродуктов, а также импорта автомобилей и комплектующих.
Для повышения эффективности железнодорожных перевозок между Россией и Китаем в первую очередь необходимо продолжить развитие пограничных переходов, в том числе строить новые. Это позволит ускорить процесс обработки грузов и увеличить пропускную способность.
Эксперты утверждают, что железнодорожный транспорт обеспечивает более быструю и надежную логистику по сравнению с морскими перевозками, что особенно важно в условиях геополитической нестабильности.
На рост перевозок также может повлиять и рост интереса к промышленным товарам и оборудованию. Активное развитие промышленного сотрудничества между странами стимулирует перевозку комплектующих и оборудования, что увеличивает грузопотоки.