
За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.
По информации Сибирского таможенного управления, физические лица задекларировали более 1,5 тысячи импортных автомобилей с минимальным средним возрастом до 3 лет. При этом таможня предупреждает о частых нарушениях при применении льготной ставки утилизационного сбора, связанных с неправильным оформлением и мошенническими схемами.
Нарушения при применении льготного утилизационного сбора
- Неправомерного использования льгот при ввозе из стран ЕАЭС с несоблюдением порядка уплаты пошлин и налогов по главе 37 ТК ЕАЭС.
- Декларирования на юридические лица вместо физических.
- Подачи поддельных документов и оформления от имени «подставных лиц».
- Оплаты утилизационного сбора с реквизитов карт физических лиц вместо юридических.
- Реализации автомобилей, по которым не уплачен утилизационный сбор по особым условиям, например, для воссоединенных территорий.
Таможня напоминает, что проверка правильности исчисления утилизационного сбора не освобождает от ответственности, а сроки проверок достигают 3 лет со дня ввоза. Кроме того, при покупке авто в России без уплаты утилизационного сбора по льготной ставке списание сбора невозможно, даже если сделки оформляют через несколько договоров с целью обойти требования законодательства.