Анатолий Якимов

Карго против легальных перевозок: почему бизнес теряет миллионы из-за «серых» схем

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Термин «карго», пришедший из английского языка, в современных реалиях часто означает нелегальный импорт. В 2024 году объем карго-перевозок между Китаем и Россией оставался высоким, несмотря на усиление контроля. По информации ФТС России, за прошлый год выявлено более 12 000 нарушений в сфере международных грузоперевозок, а общий объем изъятых товаров превысил 350 миллионов долларов США. В первом квартале 2025 года тенденция сохранилась: зафиксировано 4 200 случаев незаконного ввоза, включая контрафактную электронику, одежду и запчасти.

Почему бизнес выбирает карго

Основная причина – экономия на таможенных платежах. По информации Ассоциации логистических компаний, «серые» перевозки дешевле легальных на 30-50%, но риски многократно выше. Как правило, у тех, кто использует карго-перевозки отсутствуют документы, следовательно, доказать легальность товара очень сложно. Кроме того, у покупателя и перевозчика могут заблокировать средства из-за подозрений в отмывании денег. Это может привести к конфискации товара и штрафам, равным 200% от стоимости товара.

Новые меры контроля

С начала 2025 года Китай и Россия усилили взаимодействие в борьбе с контрабандой. Прежде всего, внедрена система электронного контроля, ужесточен досмотр посылок весом до 1 килограмма. За карго-услуги банки чаще стали блокировать переводы в долларах США

За нарушения физическим лицам грозит штраф 50 тысяч рублей и конфискация товаров, юридическим – штраф до 1 миллиона рублей, а при повторных нарушениях уголовная ответственность.

Какие товары чаще всего перевозят «карго» из Китая в Россию

Нелегальные карго-перевозки из Китая в Россию охватывают широкий спектр товаров, но некоторые категории лидируют по объемам. По информации таможенных служб и маркетплейсов, в 2024–2025 годах чаще всего ввозят электронику и гаджеты – до 40% карго-перевозок: смартфоны – Xiaomi, Realme; наушники; планшеты и умные часы. Также по «серым схемам» ввозят комплектующие для ПК из-за высокой маржинальности и спроса на дешевые аналоги брендов; одежду и обувь – 25-30% грузов, включая копии известных брендов Nike, Adidas, Zara и других; дешевый fast-fashion; спецодежду и текстиль; автозапчасти и тюнинг, запчасти для иномарок и так далее.

Большинство товарных партий ввозят без сертификатов, с заниженной таможенной стоимостью. Однако предприниматели рискуют столкнуться с ситуацией, что таможенники не дадут добро на ввоз товара в Россию из-за отсутствия сертификатов.

Что изменилось в 2025 году

С начала 2025 года участились рейды против «карго-посредников» в Москве, Казани, Новосибирске и других городах России. Более того, у продавцов на маркетплейсах начали требовать сертификаты ЕАЭС.

Карго остается рискованным, но пока выгодным для быстрой накрутки. Однако с ужесточением контроля легальный импорт становится надежнее. Эксперты ChinaLogist рекомендуют переходить на легальные схемы – в долгосрочной перспективе это выгоднее и безопаснее.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Российский экспорт куриных ножек в Китай вырос на 40% за первый квартал 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным федерального центра «Агроэкспорт», в первом квартале 2025 года Китай увеличил импорт куриных лапок из России на 40% в натуральном выражении – до 25,2 тысячи тонн, и на 31% в денежном – 77,2 миллиона долларов США. Это самый высокий показатель за последние 5 лет.

Анатолий Якимов
Работа
Работа с логистикой и клиентами: вакансия в московском филиале «ВЭД Агент
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году АО «ВЭД Агент» отметит 20 лет на рынке внешнеэкономической деятельности. Маленькая компания, открывшаяся в Новосибирске, сегодня имеет представительства в Москве, Находке и Китае, оставаясь лидером отрасли за Уралом.

Анатолий Якимов
Маркетинг
Кедры, ели и туи: как «ВЭД Агент» отметил юбилей посадкой аллеи в Новосибирском зоопарке
Фото Петра Болманта

В минувшую субботу в Новосибирском зоопарке прошла необычная акция. Сотрудники АО «ВЭД Агент» высадили несколько десятков деревьев: сибирскую ель и кедр, тую и мирикарию. Подобное мероприятие прошло впервые. Но, пожалуй, самое главное к благоустройству зоопарка приложили руки и члены семей вэд-агентовцев.

Анатолий Якимов
Финансы
Александр Дегтярев о торговле с Китаем: как бизнесу работать в новых реалиях
Фото пресс-службы Торгово-промышленной палаты Алтайского края

На прошлой неделе в Барнауле состоится круглый стол «Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД». Организаторами выступили Алтайская торгово-промышленная палата и Акционерное общество «Финансовое ателье «ГроттБьерн».

Анатолий Якимов
Импорт
Китайская индустрия детских игрушек: от Пинху до Шэньчжэня - экспорт в Россию
Фото с сайта chinanews.com

Город Пинху в провинции Чжэцзян, расположенный на юго-востоке Китая, уверенно удерживает лидерство на мировом рынке детских электромобилей, обеспечивая около 70% продукции этого сегмента. В Пинху объединено более 300 предприятий, ежегодно выпускающих более 10 миллионов детских электромобилей, которые экспортируются более чем в 100 стран мира. Об этом сообщает агентство «Хуаньцюван».

Анатолий Якимов
Таможня
Пункты пропуска на границы с Китаем и Монголией: график работы в праздничные дни
Фото пресс-службы Читинской таможни

Приближаются майские праздники. Как правило, это нерабочие дни. Chinalogist выяснил, как будут работать пункты пропуска на границе России с Китаем и Монголией. Основные пункты пропуска, расположенные на российско-китайской границе, будут работать в прежнем режиме. В частности, по информации пресс-секретаря Читинской таможни Марины Бойко, Международный автомобильный пункт пропуска будет работать круглосуточно без выходных дней.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот Маньчжурии со Россией вырос в первом квартале 2025 года на 22,7%
Фото Анатолия Якимова

Позитивные новости опубликовало Главное таможенное управление Китая со ссылкой на таможню приграничного города Маньчжурии. В первом квартале 2025 года общий товарооборот таможенной зоны с Россией составил 29,13 миллиарда юаней, что на 22,7% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Объем импорта из Маньчжурии в Россию вырос на 22,4% и достиг 17,42 миллиардов юаней, а экспорт из России в Маньчжурию увеличился на 23,2%, составив 11,71 миллиарда юаней. Россия остается крупнейшим торговым партнером в таможенной зоне Маньчжурии – на ее долю приходится 86,72% внешнего товарооборота в первом квартале 2025 года. Второе место занимает Республика Монголия.

Анатолий Якимов
Тульская область удваивает торговлю с Китаем и налаживает производство с Great Wall Motor
Фото правительства Тульской области

24 апреля в рамках официального визита в Китайскую Народную Республику губернатор Тульской области Дмитрий Миляев провел ряд важных встреч, направленных на укрепление и расширение экономического сотрудничества с КНР.

Анатолий Якимов
China Track: новая схема взаимозачетов российских банков для торговли с Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупнейшие российские банки создают систему взаимозачетов под названием China Track, что в переводе с английского можно перевести как «Китайский маршрут». Новый сервис предназначен для расчетов с Китаем, чтобы снизить видимость операций перед западными регуляторами и минимизировать риски вторичных санкций. Инновационная схема работает через сетевые посредники в дружественных российских юрисдикциях, полностью обходя SWIFT и расчеты в западных банках, что обеспечивает безопасность и устойчивость платежных операций.

Анатолий Якимов
Китай импортирует 60% российского леса: кто поставляет и сколько
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай остаётся главным покупателем российских пиломатериалов, несмотря на попытки отрасли вернуться на западные рынки. В 2024 году в КНР отправили 60% всего экспорта – 12,8 миллиона кубических метров из 21,4 миллиона кубометров. За первые три месяца 2025 года поставки выросли на 10% – до 2 миллионов кубических метров. Об этом сообщил глава Рослесхоза Иван Советников в интервью «РИА-Новости».