
Термин «карго», пришедший из английского языка, в современных реалиях часто означает нелегальный импорт. В 2024 году объем карго-перевозок между Китаем и Россией оставался высоким, несмотря на усиление контроля. По информации ФТС России, за прошлый год выявлено более 12 000 нарушений в сфере международных грузоперевозок, а общий объем изъятых товаров превысил 350 миллионов долларов США. В первом квартале 2025 года тенденция сохранилась: зафиксировано 4 200 случаев незаконного ввоза, включая контрафактную электронику, одежду и запчасти.
Почему бизнес выбирает карго
Основная причина – экономия на таможенных платежах. По информации Ассоциации логистических компаний, «серые» перевозки дешевле легальных на 30-50%, но риски многократно выше. Как правило, у тех, кто использует карго-перевозки отсутствуют документы, следовательно, доказать легальность товара очень сложно. Кроме того, у покупателя и перевозчика могут заблокировать средства из-за подозрений в отмывании денег. Это может привести к конфискации товара и штрафам, равным 200% от стоимости товара.
Новые меры контроля
С начала 2025 года Китай и Россия усилили взаимодействие в борьбе с контрабандой. Прежде всего, внедрена система электронного контроля, ужесточен досмотр посылок весом до 1 килограмма. За карго-услуги банки чаще стали блокировать переводы в долларах США
За нарушения физическим лицам грозит штраф 50 тысяч рублей и конфискация товаров, юридическим – штраф до 1 миллиона рублей, а при повторных нарушениях уголовная ответственность.
Какие товары чаще всего перевозят «карго» из Китая в Россию
Нелегальные карго-перевозки из Китая в Россию охватывают широкий спектр товаров, но некоторые категории лидируют по объемам. По информации таможенных служб и маркетплейсов, в 2024–2025 годах чаще всего ввозят электронику и гаджеты – до 40% карго-перевозок: смартфоны – Xiaomi, Realme; наушники; планшеты и умные часы. Также по «серым схемам» ввозят комплектующие для ПК из-за высокой маржинальности и спроса на дешевые аналоги брендов; одежду и обувь – 25-30% грузов, включая копии известных брендов Nike, Adidas, Zara и других; дешевый fast-fashion; спецодежду и текстиль; автозапчасти и тюнинг, запчасти для иномарок и так далее.
Большинство товарных партий ввозят без сертификатов, с заниженной таможенной стоимостью. Однако предприниматели рискуют столкнуться с ситуацией, что таможенники не дадут добро на ввоз товара в Россию из-за отсутствия сертификатов.
Что изменилось в 2025 году
С начала 2025 года участились рейды против «карго-посредников» в Москве, Казани, Новосибирске и других городах России. Более того, у продавцов на маркетплейсах начали требовать сертификаты ЕАЭС.
Карго остается рискованным, но пока выгодным для быстрой накрутки. Однако с ужесточением контроля легальный импорт становится надежнее. Эксперты ChinaLogist рекомендуют переходить на легальные схемы – в долгосрочной перспективе это выгоднее и безопаснее.