Редакция

Ликбез ChinaLogist: из чего состоит себестоимость импортного товара

Фото с сайта unsplash.com

Когда мы беремся за какой-нибудь проект – планирование летнего отпуска, ремонта в ванной комнате, моделирования бизнес-идеи –в общем всего того, что хоть сколько-нибудь отнимает наше время и стоит дороже пачки сухариков, то мы всегда упираемся в планирование расходов. Сколько стоит плитка? А клей? А затирка? Шпатель же еще нужно…

Также и в ВЭДе. Импортер почти всегда хочет знать себестоимость единицы товара на складе в России после прохождения всех процедур. Новички сходу кроме логистики и таможенных платежей ничего не назовут, а «бывалые» могут что-то и подзабыть.

Поэтому ChinaLogist подготовил чек-лист – состав расходов по поставке товаров из-за границы от момента поиска поставщика до оприходования товара на складе.

В первую очередь нужно учесть расходы на поиск и проверку поставщика. Это и непосредственное посещение китайских фабрик, и поиск через фирмы, которые занимаются импортом и оказывают подобную услугу. 

Также нужно знать собственно стоимость товара. Это сумма, указанная в инвойсе в строке Total.

Необходимо учесть и дополнительную обработку товара – например, в целях снижения стоимости доставки можно договориться с поставщиком или экспедитором об изготовлении жесткой упаковки, чтобы грузовые места можно было штабелировать, то есть ставить друг на друга. Также в эту статью расходов относятся стикеровка, маркировка и прочее.

Не стоит забывать о таможенных платежах – пошлину, ввозной НДС, таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от типа товара и физико-химических свойств, сферы применения и технических характеристик, страны происхождения и тому подобное. Ввозной НДС также зависит от типа товара и сферы применения – почти всегда 20%, исключение – особые категории товаров: детские и медицинские товары, высокотехнологическое оборудование. Таможенный сбор зависит от стоимости товара. К некоторым типам товаров применяют фиксированную ставку – 30 000 руб.

Обязательно нужно добавить в статью расходов услуги таможенного представителя – брокера – юридического лица, которое будет готовить документы для подачи в таможню и, непосредственно, «набивать» декларацию на товары. На данный вид деятельности требуется лицензия. Стоимость зависит от сложности товара, количества кодов ТНВЭД и листов в декларации на товары, типа транспорта и направления перевозки – экспорт или импорт.

Еще одна статья - контрактодержание. Зачастую, заказчику товаров из-за границы не хочется иметь дело с таможней, отчитываться по валютному контролю перед банками, покупать и переводить валюту за рубеж, поэтому контракт с иностранным поставщиком может заключить за него третье лицо – агент – профессиональный участник ВЭД, который знает, по какой форме лучше вести документооборот с таможней, чтобы не попасть на дополнительные расходы и административные правонарушения. При такой схеме заказчик оплачивает счет в рублях агенту, который в свою очередь, заключает контракт с поставщиком и покупает валюту, оплачивает товар и готовит документы для подачи в таможню, отчитывается по валютному контролю и так далее. Стоимость такой услуги на рынке – 2-7%.

Кроме того, нужно учесть финансирование. Бывает, что у заказчиков нет оборотных средств для оплаты товара, таможенных платежей или логистических услуг. В этом случае можно профинансировать закупки через крупных участников ВЭД или через логистические банки.

Не стоит забывать о расходах на конверсию валют, который может «всплыть» совершенно неожиданно. Конверсия может возникнуть при переводе средств за товар, либо при оплате услуг контрагентов за операции «до границы».

Не стоит забывать о локальных расходах в стране отправления – помимо логистики. Это зависит от условий поставки Инкотермс. Например, в эту статью расходов можно отнести оформление экспортной декларации.

Еще одна статья – стоимость доставки товара, которая зависит от типа транспорта, маршрута доставки, условий поставки, особых свойств товаров, их весогабаритных характеристик и тому подобное. 

Оформление разрешительных документов – сертификация, декларирование соответствия, обеспечение безопасности, нотификация и так далее. Стоимость и тип подтверждения соответствия зависит от кода ТНВЭД, типа товара, его физико-химических свойств, сферы применения, технических характеристик…

Стоит учесть страхование товара, перевозки и так далее. Стоимость зависит от выбранной страховой компании и от степени покрытия страховых рисков.

Также стоит учитывать дополнительные расходы по требованию таможни. При поступлении товара в пункт таможенного оформления таможня может назначить любую форму контроля – взвесить товар, просканировать, либо вскрыть контейнер, выгрузить товар и под лупой посмотреть каждую коробку. За все это придется заплатить таможне, понятым и терминалу за дополнительные операции с контейнером.

К расходам можно отнести и дополнительные расходы со стороны контрагентов. К примеру, вы не подготовили вовремя пакет документов и контейнер встал на платное хранение в порту. Или, пока ждали судно, – РЖД объявило о повышении тарифов, и экспедитор транслирует рост стоимости.

И, наконец, вознаграждение экспедитора. Ваш экспедитор отдельной строкой в счете может выделить свое вознаграждение, либо «зашить» его в другие расходы.

Алексей Мазяр

Материал подготовлен по материалам телеграм-канала «Великолепный ВЭД».

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».

Анатолий Якимов
Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем увеличит пропускную способность в 5 раз к 2027 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

В рамках совместного мониторинга и модернизации автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе российская и китайская стороны активно реализуют масштабные проекты по увеличению пропускной способности и улучшению инфраструктуры. Особое внимание уделяется пунктам, расположенным на территории Забайкальского края – «Забайкальск», «Староцурухайтуйский» и «Олочи».

Анатолий Якимов
Китай наращивает экспорт стальной продукции в Россию на фоне снижения внутреннего спроса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года Китай увеличил экспорт железа, стали и изделий из них в Россию примерно на 16% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема около 1,63 миллиарда долларов США, при этом в мае рост поставок составил почти 22% — до 355,44 миллиона долларов США. Об этом сообщило Главное таможенное управление Китая.