Редакция

Ликбез ChinaLogist: из чего состоит себестоимость импортного товара

Фото с сайта unsplash.com

Когда мы беремся за какой-нибудь проект – планирование летнего отпуска, ремонта в ванной комнате, моделирования бизнес-идеи –в общем всего того, что хоть сколько-нибудь отнимает наше время и стоит дороже пачки сухариков, то мы всегда упираемся в планирование расходов. Сколько стоит плитка? А клей? А затирка? Шпатель же еще нужно…

Также и в ВЭДе. Импортер почти всегда хочет знать себестоимость единицы товара на складе в России после прохождения всех процедур. Новички сходу кроме логистики и таможенных платежей ничего не назовут, а «бывалые» могут что-то и подзабыть.

Поэтому ChinaLogist подготовил чек-лист – состав расходов по поставке товаров из-за границы от момента поиска поставщика до оприходования товара на складе.

В первую очередь нужно учесть расходы на поиск и проверку поставщика. Это и непосредственное посещение китайских фабрик, и поиск через фирмы, которые занимаются импортом и оказывают подобную услугу. 

Также нужно знать собственно стоимость товара. Это сумма, указанная в инвойсе в строке Total.

Необходимо учесть и дополнительную обработку товара – например, в целях снижения стоимости доставки можно договориться с поставщиком или экспедитором об изготовлении жесткой упаковки, чтобы грузовые места можно было штабелировать, то есть ставить друг на друга. Также в эту статью расходов относятся стикеровка, маркировка и прочее.

Не стоит забывать о таможенных платежах – пошлину, ввозной НДС, таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от типа товара и физико-химических свойств, сферы применения и технических характеристик, страны происхождения и тому подобное. Ввозной НДС также зависит от типа товара и сферы применения – почти всегда 20%, исключение – особые категории товаров: детские и медицинские товары, высокотехнологическое оборудование. Таможенный сбор зависит от стоимости товара. К некоторым типам товаров применяют фиксированную ставку – 30 000 руб.

Обязательно нужно добавить в статью расходов услуги таможенного представителя – брокера – юридического лица, которое будет готовить документы для подачи в таможню и, непосредственно, «набивать» декларацию на товары. На данный вид деятельности требуется лицензия. Стоимость зависит от сложности товара, количества кодов ТНВЭД и листов в декларации на товары, типа транспорта и направления перевозки – экспорт или импорт.

Еще одна статья - контрактодержание. Зачастую, заказчику товаров из-за границы не хочется иметь дело с таможней, отчитываться по валютному контролю перед банками, покупать и переводить валюту за рубеж, поэтому контракт с иностранным поставщиком может заключить за него третье лицо – агент – профессиональный участник ВЭД, который знает, по какой форме лучше вести документооборот с таможней, чтобы не попасть на дополнительные расходы и административные правонарушения. При такой схеме заказчик оплачивает счет в рублях агенту, который в свою очередь, заключает контракт с поставщиком и покупает валюту, оплачивает товар и готовит документы для подачи в таможню, отчитывается по валютному контролю и так далее. Стоимость такой услуги на рынке – 2-7%.

Кроме того, нужно учесть финансирование. Бывает, что у заказчиков нет оборотных средств для оплаты товара, таможенных платежей или логистических услуг. В этом случае можно профинансировать закупки через крупных участников ВЭД или через логистические банки.

Не стоит забывать о расходах на конверсию валют, который может «всплыть» совершенно неожиданно. Конверсия может возникнуть при переводе средств за товар, либо при оплате услуг контрагентов за операции «до границы».

Не стоит забывать о локальных расходах в стране отправления – помимо логистики. Это зависит от условий поставки Инкотермс. Например, в эту статью расходов можно отнести оформление экспортной декларации.

Еще одна статья – стоимость доставки товара, которая зависит от типа транспорта, маршрута доставки, условий поставки, особых свойств товаров, их весогабаритных характеристик и тому подобное. 

Оформление разрешительных документов – сертификация, декларирование соответствия, обеспечение безопасности, нотификация и так далее. Стоимость и тип подтверждения соответствия зависит от кода ТНВЭД, типа товара, его физико-химических свойств, сферы применения, технических характеристик…

Стоит учесть страхование товара, перевозки и так далее. Стоимость зависит от выбранной страховой компании и от степени покрытия страховых рисков.

Также стоит учитывать дополнительные расходы по требованию таможни. При поступлении товара в пункт таможенного оформления таможня может назначить любую форму контроля – взвесить товар, просканировать, либо вскрыть контейнер, выгрузить товар и под лупой посмотреть каждую коробку. За все это придется заплатить таможне, понятым и терминалу за дополнительные операции с контейнером.

К расходам можно отнести и дополнительные расходы со стороны контрагентов. К примеру, вы не подготовили вовремя пакет документов и контейнер встал на платное хранение в порту. Или, пока ждали судно, – РЖД объявило о повышении тарифов, и экспедитор транслирует рост стоимости.

И, наконец, вознаграждение экспедитора. Ваш экспедитор отдельной строкой в счете может выделить свое вознаграждение, либо «зашить» его в другие расходы.

Алексей Мазяр

Материал подготовлен по материалам телеграм-канала «Великолепный ВЭД».

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Деловые поездки в Китай без визы: советы по планированию от Максима Савельева
Фото с ТГ-канала @shanghaileo

Россияне получили возможность с 15 сентября 2025 года посещать Китай без визы по заграничному паспорту, что значительно упрощает деловые поездки в страну. Правила безвизового режима действуют год — до 14 сентября 2026 года. Это открывает новые перспективы для бизнес-поездок, в том числе участия в китайских выставках и налаживания прямых контактов с производителями. Основатель компании Shanghai Leo Максим Савельев поделился секретами по планированию деловых поездок в своем телеграм-канале.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить медицинское оборудование в Китае: кластеры, импорт и доставка
Фото с сайта unsplash.com

Китай уже давно стал одним из мировых лидеров в производстве медицинского оборудования, предлагая широкий спектр товаров — от базовых расходных материалов до сложных цифровых систем и диагностической техники премиум-класса. Для российских компаний, заинтересованных в закупке медицинского оборудования, важно понимать, где находятся ключевые производственные кластеры, как правильно организовать импорт с учетом требований регуляторов и какая логистика наиболее оптимальна для безопасной и своевременной доставки. Chinalogist выяснил, где купить медицинское оборудование в Китае и как его импортировать в Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Новый закон об упрощении импорта сложного оборудования принят в первом чтении
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Госдума приняла в первом чтении законопроект, увеличивающий срок декларирования многокомпонентного оборудования при ввозе в Россию с 6 до 10 лет. Эта инициатива направлена на упрощение таможенных процедур и поддержку долгосрочных инвестиционных проектов с учетом особенностей монтажа крупногабаритных промышленных объектов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Почему Китай выбирает российское растительное масло: обзор экспорта и региональной статистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году экспорт российского растительного масла в Китай значительно вырос. По данным Приморского межрегионального управления Россельхознадзора, с января по 16 сентября 2025 года через приморские фитосанитарные посты было оформлено на экспорт в Китай 9,9 тысячи тонн растительного масла, что почти в 5 раз превышает показатель аналогичного периода 2024 года – 2,1 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.