
На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».
Проект предусматривает строительство двух железнодорожных мостов через реки Аргунь и Урулюнгуй, контейнерных и навалочных терминалов, железнодорожной инфраструктуры с возможностью приема поездов как по широкой – Приаргунск-Староцурухайтуй, так и узкой колее – Хэйшаньтоу-Хайлар, а также промышленной зоны с инженерными сетями и транспортной системой для размещения новых производств. Его ядром станет полностью автоматизированная трансграничная транспортная система протяженностью 5 километров, соединяющая российские и китайские таможенные терминалы.
Система реализована с применением интеллектуальных платформ для бесконтактной транспортировки контейнеров с использованием автоматизированных погрузчиков. Контейнеры будут пломбироваться либо традиционными свинцовыми пломбами, либо современными электронными интеллектуальными замками, что значительно ускорит таможенные процедуры. Время прохождения грузов через границу сократится примерно на 30-40%. Современное оборудование позволит повторно взвешивать и инспектировать контейнеры с использованием цифровых систем совместного контроля российских и китайских служб в режиме реального времени.
Транспортировка будет осуществляться в полностью беспилотном режиме с применением технологий цифрового управления, обеспечивающих безопасность, высокую производительность и адаптацию к экстремальным климатическим условиям диапазона от минус 40 до плюс 45 градусов. Эта низкоуглеродная инновация отвечает задачам национального проекта «Эффективная транспортная система» и интегрируется в международный транспортный коридор Староцурухайтуй – Хэйшаньтоу – Хайлар.
Президент «Мосстройтранс» Мераби Чочуа отметил, что проект выполняется под личным контролем Президента РФ и при активной поддержке федеральных и региональных органов, включая Минтранс и Минвостокразвития. Уже проведены межправительственные консультации и подготовлены технико-экономические обоснования. В дальнейшем планируется расширение грузопотока за счет строительства новой железнодорожной линии длиной 200 километров Хэйшаньтоу – Хайлар на территории Китая с общим бюджетом до 142 миллиардов рублей.
Этот комплексный проект рассчитан на увеличение пропускной способности до 10 миллионов тонн в год с дальнейшим двукратным увеличением. По информации разработчиков проекта, это существенно повысит транзитный потенциал Забайкалья и откроет новые возможности для развития торгово-экономического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и инициативы «Пояс и путь».
Участниками проекта выступают корпорация «Мосстройтранс», группа компаний «Новый сухопутный зерновой коридор» (НСЗК), «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» и правительство Забайкальского края. НСЗК инвестирует около 11 миллиардов рублей в строительство ТЛЦ на базе Забайкальского зернового терминала, который уже работает с мощностью до 8 миллионов тонн зерна в год. Проект создаст около 200 новых рабочих мест и станет магнитом для развития промышленной зоны и сопроводительного бизнеса.
Пропускная способность основных объектов ТЛЦ и терминала оценивается в 400 тысяч TEU контейнеров в год с хранилищем до 6 тысяч TEU. Это обеспечит более эффективное использование границы России и Китая, минимизирует порожний пробег и снизит логистические издержки.