
Российская Федерация и Китайская Народная Республика заключили стратегическое соглашение по развитию судоходства по Северному морскому пути (СМП). Документ был подписан на совместном заседании Подкомиссии по сотрудничеству в данной сфере, состоявшемся в Харбине. Российскую делегацию возглавил глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, а Китай представлял министр транспорта Лю Вэй.
В утвержденном плане предусматривается применение передовых логистических и технологических решений, а также реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на создание надежного транспортного маршрута, соединяющего Европейскую часть Евразии и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Северный морской путь, протяженностью около 5600 километров, является самым коротким и перспективным маршрутом для перевозки грузов между западом Евразии и Китаем.
По свежим данным Росатома, в 2024 году по СМП было перевезено рекордное количество груза — порядка 37,9 миллионов тонн, что превышает показатель 2023-го более чем на 1,6 миллиона тонн. В 2025 году ожидается, что объем контейнерных перевозок между Россией и Китаем по СМП превысит 400 тысяч тонн, что больше почти в два с половиной раза по сравнению с 2024 годом. Количество рейсов по СМП в 2025 году выросло примерно на 20% по сравнению с предыдущим периодом, что отражает активизацию арктической логистики.
Важным достижением стало прохождение крупного судна из Китая, которое преодолело Северный морской путь всего за 22 дня, значительно опережая по времени традиционные маршруты через Суэцкий канал.
Аналитики отмечают, что данное соглашение значительно повысит привлекательность Арктического региона для инвесторов, расширит инфраструктуру и обеспечит бесперебойную работу транспортного коридора даже в зимний период. Это создаст новые возможности для экономического взаимодействия между Россией и Китаем и усилит международные логистические цепочки в условиях изменяющейся глобальной экономики.