Елена Венгерская

Дисбаланс железнодорожных перевозок между Китаем и Европой растет из-за коронавируса

Хотя коронавирус и стал основой развития грузовых ж/д перевозок между Китаем и Европой в западном направлении, но в восточном направлении поезда нередко возвращаются полупустыми или не возвращаются совсем.
По данным China Railway, только в первом полугодии она обслужила 5122 поезда, что на 36% больше, чем годом ранее. Тем не менее, быстро развивающееся железнодорожное сообщение, вызванное резким ростом сборов за морские перевозки и растущим спросом на средства индивидуальной защиты для борьбы с коронавирусом, оказалось, в основном, односторонним.
По словам Цзэ Яна, советника Китайской ассоциации связи и транспорта, около 40% от общего числа поездок в первой половине года было осуществлено между Китаем и Россией, еще 2000 поездов направлялись в страны ЕС, и только 900 поездов были обратными составами в Китай.
Для сравнения: в прошлом году из Китая было отправлено более 3000 поездов в страны ЕС и 2700 — из стран ЕС в Китай, 1118 поездов — в Россию и 988 поездов — в обратном направлении, а также 297 поездов — в Белоруссию и один из Белоруссии — обратно в Китай.
В этом году дисбаланс между западным и восточным направлениями усугубился из-за Covid-19.
К концу октября более 70 китайских городов открыли железнодорожные перевозки в 19 европейских стран. Помимо Тибета и Хайнаня, каждый из 31 китайского региона провинциального уровня открыл или управляет собственным железнодорожным сообщением в Европу.
Однако у китайских компаний нет особых стимулов привозить домой пустые контейнеры, потому что они не получат никаких скидок или субсидий для компенсации затрат. По словам Яна, некоторые из них отправляют поезда из Европы в Россию для заполнения бревнами перед отправкой в Китай.
Хотя железнодорожные перевозки сокращают время перевозки из Китая в Европу примерно на две трети по сравнению с морем, на них по-прежнему приходится только 2% торговли между ЕС и Китаем в стоимостном выражении, а более 90% двусторонней торговли приходится на морские перевозки.
Растущий дисбаланс поездов, идущих на запад и на восток уже вызвал массовые заторы на границе Китая, где поезда, груженные китайскими товарами, вынуждены менять вагонные тележки под широкую колею, чтобы продолжить свое путешествие в Европу. Многие из этих поездов задерживаются из-за плохой инфраструктуры.
По словам Сюй Инмина, исследователя Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве торговли, в Малашевиче, польской станции, через которую проходит большинство поездов в Европу, задержки на несколько дней являются обычным явлением. В июне Китайская железная дорога даже начала контролировать количество поездов, чтобы облегчить движение на границах.
Цзэ Ян из Китайской ассоциации связи и транспорта сказал, что, если количество возвращающихся поездов будет меньше, чем исходящих в течение длительного периода, это сделает доставку по железной дороге еще менее рентабельной.
Как правило, зарубежные железнодорожные компании взимают от $300 до $500 дополнительно за каждый 40-футовый контейнер, если поезд движется только в одну сторону.
По словам Яна, в среднем крупные китайские железнодорожные компании отправляют от 10 до 20 поездов в Европу каждую неделю, но организуют возврат только двух-трех поездов.
Пекин также обратился к местным органам власти с просьбой сократить субсидии на их поезда China Railway Express на 10% ежегодно, начиная с 2018 года, в соответствии с распоряжением Министерства финансов.
В 2020 году субсидии не должны превышать 30% от общих транспортных сборов, но некоторые региональные правительства заменили субсидии другими мерами поддержки, так как им важно было стимулировать экспорт и помочь восстановлению экономики.
«Чтобы помочь местному производству и логистике оправиться от экономического ущерба, нанесенного пандемией, местные органы власти предпринимают все возможные меры, включая субсидирование поездов из своих районов», — рассказал Ян.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Популярные умные игрушки с ИИ для детей: тренды из Китая в России
Фото с сайта freepik.com

В Китае наблюдается бум продаж игрушек на основе искусственного интеллекта (ИИ): в первой половине 2025 года они выросли в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом, а годовой прирост превысил 200%, согласно данным платформы JD.com, сообщило издание «Хуаньцюван». В России импорт игрушек из Китая, включая модели с ИИ, за первые девять месяцев 2025 года достиг 950 млн долларов США с ростом на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что подтверждают данные chinalogist.ru. Это отражает растущий спрос на развивающие гаджеты, где продажи таких игрушек в РФ увеличились на 35%.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие подарки из Китая для мужчин всех возрастов: закупка оптом в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китайские производители предлагают огромный выбор практичных и стильных подарков для мужчин всех возрастов, идеальных не только для 23 февраля, но и для дней рождения или других праздников. Эти товары сочетают доступные цены, высокое качество и современный дизайн, что делает их хитом среди оптовых закупщиков в России. Закупая оптом на платформах вроде 1688.com, бизнес может получить маржу до 200-300% при перепродаже.

Анатолий Якимов
Импорт
В Свердловскую область импортировали 17 тонн ананасов из Китая перед Новым годом
Фото с сайта freepik.com

Россельхознадзор усиливает фитосанитарный контроль за импортом ананасов из Китая в регионы России, допуская к реализации чистые партии и блокируя зараженные. Недавние случаи в Свердловской области и других регионах России подчеркивают растущий объем поставок экзотических фруктов перед новогодними праздниками.

Анатолий Якимов
Финансы
Технологический импорт из КНР: Борис Титов призвал создать фонд в 3 триллиона рублей
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для устойчивого развития и глава Координационного совета Института экономики роста имени Столыпина Борис Титов предложил создать фонд в юанях объемом не менее 3 триллионов рублей для стимулирования технологического импорта. Идея направлена на преодоление инвестиционной паузы в российской экономике и балансировку торговли с Китаем. Это заявление он сделал во время пресс-конференции.

Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.