Елена Венгерская

Дисбаланс железнодорожных перевозок между Китаем и Европой растет из-за коронавируса

Хотя коронавирус и стал основой развития грузовых ж/д перевозок между Китаем и Европой в западном направлении, но в восточном направлении поезда нередко возвращаются полупустыми или не возвращаются совсем.
По данным China Railway, только в первом полугодии она обслужила 5122 поезда, что на 36% больше, чем годом ранее. Тем не менее, быстро развивающееся железнодорожное сообщение, вызванное резким ростом сборов за морские перевозки и растущим спросом на средства индивидуальной защиты для борьбы с коронавирусом, оказалось, в основном, односторонним.
По словам Цзэ Яна, советника Китайской ассоциации связи и транспорта, около 40% от общего числа поездок в первой половине года было осуществлено между Китаем и Россией, еще 2000 поездов направлялись в страны ЕС, и только 900 поездов были обратными составами в Китай.
Для сравнения: в прошлом году из Китая было отправлено более 3000 поездов в страны ЕС и 2700 — из стран ЕС в Китай, 1118 поездов — в Россию и 988 поездов — в обратном направлении, а также 297 поездов — в Белоруссию и один из Белоруссии — обратно в Китай.
В этом году дисбаланс между западным и восточным направлениями усугубился из-за Covid-19.
К концу октября более 70 китайских городов открыли железнодорожные перевозки в 19 европейских стран. Помимо Тибета и Хайнаня, каждый из 31 китайского региона провинциального уровня открыл или управляет собственным железнодорожным сообщением в Европу.
Однако у китайских компаний нет особых стимулов привозить домой пустые контейнеры, потому что они не получат никаких скидок или субсидий для компенсации затрат. По словам Яна, некоторые из них отправляют поезда из Европы в Россию для заполнения бревнами перед отправкой в Китай.
Хотя железнодорожные перевозки сокращают время перевозки из Китая в Европу примерно на две трети по сравнению с морем, на них по-прежнему приходится только 2% торговли между ЕС и Китаем в стоимостном выражении, а более 90% двусторонней торговли приходится на морские перевозки.
Растущий дисбаланс поездов, идущих на запад и на восток уже вызвал массовые заторы на границе Китая, где поезда, груженные китайскими товарами, вынуждены менять вагонные тележки под широкую колею, чтобы продолжить свое путешествие в Европу. Многие из этих поездов задерживаются из-за плохой инфраструктуры.
По словам Сюй Инмина, исследователя Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве торговли, в Малашевиче, польской станции, через которую проходит большинство поездов в Европу, задержки на несколько дней являются обычным явлением. В июне Китайская железная дорога даже начала контролировать количество поездов, чтобы облегчить движение на границах.
Цзэ Ян из Китайской ассоциации связи и транспорта сказал, что, если количество возвращающихся поездов будет меньше, чем исходящих в течение длительного периода, это сделает доставку по железной дороге еще менее рентабельной.
Как правило, зарубежные железнодорожные компании взимают от $300 до $500 дополнительно за каждый 40-футовый контейнер, если поезд движется только в одну сторону.
По словам Яна, в среднем крупные китайские железнодорожные компании отправляют от 10 до 20 поездов в Европу каждую неделю, но организуют возврат только двух-трех поездов.
Пекин также обратился к местным органам власти с просьбой сократить субсидии на их поезда China Railway Express на 10% ежегодно, начиная с 2018 года, в соответствии с распоряжением Министерства финансов.
В 2020 году субсидии не должны превышать 30% от общих транспортных сборов, но некоторые региональные правительства заменили субсидии другими мерами поддержки, так как им важно было стимулировать экспорт и помочь восстановлению экономики.
«Чтобы помочь местному производству и логистике оправиться от экономического ущерба, нанесенного пандемией, местные органы власти предпринимают все возможные меры, включая субсидирование поездов из своих районов», — рассказал Ян.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
От маленького сверла до огромного станка: чем удивила выставка «СибМашЭкспо»
Фото Анатолия Якимова

В Новосибирском Экспоцентре завершилась Международная выставка «СибМашЭкспо», в которой участвовали более 100 предприятий-производителей и поставщиков оборудования и материалов машиностроительного комплекса. В основном выставочные экземпляры представляли российские компании, но были и из-за рубежа: Белоруссия и Китай.

Анатолий Якимов
Импорт
1863 тонны замороженных фруктов и ягод оформили читинские таможенники
Фото пресс-службы Читинской таможни

В феврале 2025 года в Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» таможенники оформили 1863 тонны замороженных фруктов и ягод. 95 партий груш, яблок, манго, киви, черники, клубники, абрикосов, малины и облепихи импортировали в Россию из Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
Грузоперевозки между Россией и Китаем вырастут на 8% в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

По итогам 2025 года грузовые перевозки между Россией и Китаем по сети российских железных дорог могут вырасти как минимум на 8%. Об этом заявил первый заместитель генерального директора АО «РЖД» Сергей Павлов на выставке TransRussia.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские наушники на российском рынке: рост популярности и новые тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году российский рынок наушников и гарнитур продемонстрировал рост, увеличившись на 17% в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом. Россияне приобрели 30,3 миллиона устройств на 73 миллиарда рублей. Увеличение продаж произошло за счет перехода потребителей на беспроводные модели и выбор устройств с расширенными функциями.

Анатолий Якимов
Как минимизировать риски при оплате за товары из Китая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях усиления давления со стороны США и Европы многие китайские банки прекратили принимать платежи из России, опасаясь санкций. Однако существуют легальные способы перевода между российскими и китайскими компаниями.

Анатолий Якимов
Большую часть рапсового масла Китай импортировал из России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году экспорт рапсового масла в Китай в 2024 году составил 1 880,9 тысячи тонн. По сравнению с предыдущим годом снижение составило 487,1 тысячи тонн или 20,3%. Информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Как российская компания выстраивает бизнес в условиях международных ограничений
Фот о с сайта shutterstock.com

В последние годы отношения между Россией и Китаем стремительно развиваются. Однако в 2024 году участникам внешнеэкономической деятельности пришлось сложно. Санкции Европы и США оказали существенное давление на бизнес. Одной из основных проблем стала сложность с платежами. Многие китайские банки, опасаясь вторичных санкций, прекратили принимать платежи от российских компаний, даже за несанкционные товары. Это привело к необходимости использования посредников из третьих стран, что увеличило сроки поставок и стоимость товаров.

Анатолий Якимов
11 000 компаний России присоединились к маркировке игрушек
Фото с сайта unsplash.com

В системе маркировки России «Честный знак» зарегистрировали более 11 тысяч компаний, занятых на выпуске детских игрушек. Это обеспечивает высокий уровень реализации бизнеса.

Анатолий Якимов
Центр производства и экспорта джинсов: где купить оптом в Китае
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай продолжает удерживать лидерство в мире, экспортируя джинсовую ткань и одежду. По информации экспертов MordorIntelligence, объем продаж джинсовой продукции будет ежегодно расти на 4,2% к 2029 году. Уже в 2021 году экспорт джинсовой ткани из Китая составил 2,17 миллиарда долларов США. В 2024 году этот показатель вырос до 2,46 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Китай и Россия: торговля популярными товарами делает отношения стабильнее
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В последние годы Китай стал ключевым партнером России в торговле, особенно после введения международных санкций. Витрины некоторых китайских магазинов украшены традиционными флагами и символами, а полки наполнены разнообразными товарами, включая шоколад, мед и воду. Популярность таких магазинов связана с растущим интересом китайцев к продуктам, среди которых молоко, кондитерские изделия и колбасы.