Елена Венгерская

Дисбаланс железнодорожных перевозок между Китаем и Европой растет из-за коронавируса

Хотя коронавирус и стал основой развития грузовых ж/д перевозок между Китаем и Европой в западном направлении, но в восточном направлении поезда нередко возвращаются полупустыми или не возвращаются совсем.
По данным China Railway, только в первом полугодии она обслужила 5122 поезда, что на 36% больше, чем годом ранее. Тем не менее, быстро развивающееся железнодорожное сообщение, вызванное резким ростом сборов за морские перевозки и растущим спросом на средства индивидуальной защиты для борьбы с коронавирусом, оказалось, в основном, односторонним.
По словам Цзэ Яна, советника Китайской ассоциации связи и транспорта, около 40% от общего числа поездок в первой половине года было осуществлено между Китаем и Россией, еще 2000 поездов направлялись в страны ЕС, и только 900 поездов были обратными составами в Китай.
Для сравнения: в прошлом году из Китая было отправлено более 3000 поездов в страны ЕС и 2700 — из стран ЕС в Китай, 1118 поездов — в Россию и 988 поездов — в обратном направлении, а также 297 поездов — в Белоруссию и один из Белоруссии — обратно в Китай.
В этом году дисбаланс между западным и восточным направлениями усугубился из-за Covid-19.
К концу октября более 70 китайских городов открыли железнодорожные перевозки в 19 европейских стран. Помимо Тибета и Хайнаня, каждый из 31 китайского региона провинциального уровня открыл или управляет собственным железнодорожным сообщением в Европу.
Однако у китайских компаний нет особых стимулов привозить домой пустые контейнеры, потому что они не получат никаких скидок или субсидий для компенсации затрат. По словам Яна, некоторые из них отправляют поезда из Европы в Россию для заполнения бревнами перед отправкой в Китай.
Хотя железнодорожные перевозки сокращают время перевозки из Китая в Европу примерно на две трети по сравнению с морем, на них по-прежнему приходится только 2% торговли между ЕС и Китаем в стоимостном выражении, а более 90% двусторонней торговли приходится на морские перевозки.
Растущий дисбаланс поездов, идущих на запад и на восток уже вызвал массовые заторы на границе Китая, где поезда, груженные китайскими товарами, вынуждены менять вагонные тележки под широкую колею, чтобы продолжить свое путешествие в Европу. Многие из этих поездов задерживаются из-за плохой инфраструктуры.
По словам Сюй Инмина, исследователя Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве торговли, в Малашевиче, польской станции, через которую проходит большинство поездов в Европу, задержки на несколько дней являются обычным явлением. В июне Китайская железная дорога даже начала контролировать количество поездов, чтобы облегчить движение на границах.
Цзэ Ян из Китайской ассоциации связи и транспорта сказал, что, если количество возвращающихся поездов будет меньше, чем исходящих в течение длительного периода, это сделает доставку по железной дороге еще менее рентабельной.
Как правило, зарубежные железнодорожные компании взимают от $300 до $500 дополнительно за каждый 40-футовый контейнер, если поезд движется только в одну сторону.
По словам Яна, в среднем крупные китайские железнодорожные компании отправляют от 10 до 20 поездов в Европу каждую неделю, но организуют возврат только двух-трех поездов.
Пекин также обратился к местным органам власти с просьбой сократить субсидии на их поезда China Railway Express на 10% ежегодно, начиная с 2018 года, в соответствии с распоряжением Министерства финансов.
В 2020 году субсидии не должны превышать 30% от общих транспортных сборов, но некоторые региональные правительства заменили субсидии другими мерами поддержки, так как им важно было стимулировать экспорт и помочь восстановлению экономики.
«Чтобы помочь местному производству и логистике оправиться от экономического ущерба, нанесенного пандемией, местные органы власти предпринимают все возможные меры, включая субсидирование поездов из своих районов», — рассказал Ян.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Кантон 2025
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Финансы
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Импорт
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Финансы
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.