Елена Венгерская

Казахстан вводит временный запрет на перевозку грузов по ж/д в Китай через Достык

Казахстан объявил о временном запрете на доставку ж/д грузов в КНР. Он вводится с 1 марта. Об этом сообщила национальная компания КТЖ-Грузовые перевозки.
«По просьбе отраслевых ассоциаций, в числе которых КазАПО, Зерновой союз и другие, ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» вынужденно вводит запрет на перевозку грузов в направлении станции Достык и далее КНР:
с 1 по 31 марта — на транзит грузов;
с 1 по 15 марта — на все грузы, кроме грузов в контейнерах;
с 1 по 20 марта — на все зерновые грузы в крытых вагонах и зерновозах».
Напомним, что пограничный переход Алашанькоу – Достык является главными воротами Нового Шелкового пути.
В период пандемии на китайско-казахстанской границе часто возникали серьезные задержки грузов. Китайские железные дороги с конца 2020 года несколько раз приостанавливали движение грузовых поездов через китайско-казахстанскую границу. Однако справиться с заторами эти меры не помогли. Большое количество поездов застряло на станциях, что приводит к порче грузов и потерям для грузоотправителей.
«Ситуация на приграничных станциях с КНР остается сложной. Из-за жестких ограничительных антиковидных мер соседняя страна не принимает груженые вагоны. Растет количество брошенных поездов, что негативно сказывается на пропускной способности магистральной сети Казахстана», — сообщает КТЖ.
В настоящее время брошено уже 12 тыс. груженых вагонов. Большинство — собственниками. «Железнодорожная администрация предпринимала неоднократные меры по урегулированию данной проблемы, но китайская сторона игнорирует подписанные соглашения и международные договоренности», — информирует КТЖ.
Во время действия запрета ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» планирует передать китайской стороне брошенные поезда и зерновозы.
Вопрос о введении запрета в течение недели обсуждался с грузоотправителями и экспортерами на площадках НПП РК «Атамекен», Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК). Данная мера была инициирована бизнесом.
Стоит отметить, что значительная часть брошенных грузов — это зерно. Поскольку никто не может доставить его в зернохранилища для надлежащего хранения, часть его уже покрылась плесенью в ожидании транспортировки. В настоящее время около 250 зерновозов вернулись на станцию ​​отправления, в то время как другие экспортеры подали заявки на изменение маршрута. Именно в этом контексте был издан запрет.
Власти Китая и Казахстана регулярно вводят ограничения, чтобы уменьшить заторы. Чаще всего в приоритете поезда в Европу и обратно. Например, в декабре прошлого года было приостановлено движение поездов из Китая до границы с Казахстаном и Монголией, за исключением рейсов по расписанию.
2 марта Национальная компания КТЖ-Грузовые перевозки достигла соглашения о сотрудничестве с Урумчинской железной дорогой. Согласно ему, 18 поездов могут ежедневно беспрепятственно проходить через Алашанькоу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.