Елена Венгерская

Китай эффективно решает проблемы в логистике

Главной проблемой в период эпидемии стала плохая логистика в некоторых провинциях и городах Китая. Не хватало водителей на местах, росли тарифы на перевозки, в портах остро ощущалась нехватка рефрижераторных контейнеров.
Без нормализации логистики нельзя было восстановить цепочку поставок, обеспечить сырьем предприятия, возобновить их работу, доставить грузы получателям за границей. Поэтому сразу несколько китайских министерств и ведомств сосредоточили внимание на этой проблеме. Так, 27 февраля Министерство коммерции КНР приняло ряд мер для обеспечения бесперебойной внешней торговли. Они включают в себя программы расширения импорта товаров повседневного спроса, дальнейшее упрощение процедур таможенного оформления импортируемых товаров, повышение скорости выдачи разрешений на импорт, сотрудничество с отраслевыми ассоциациями и поддержку интернет-магазинов как наиболее эффективной в условиях эпидемии модели продаж.
От коронавируса пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Так, груз из Шанхая для LG в Москву изначально планировалось доставить автомобилями в Нанкин, откуда отправить в Россию на сервисах COSCO Shipping. Однако из-за эпидемии не было водителей фур, они не вернулись вовремя в Шанхай. Поэтому Шанхайский филиал COSCO Shipping перешел на железнодорожный транспорт, доставив грузы в Нанкин поездом 22 февраля. А 26 февраля груз уже отправился в Москву. Вторая партия груза отправлена поездом в Нанкин 25 февраля и отправится в Россию в марте.
Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производствами автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать. Например, завод FAW-Volkswagen в Чанчуне импортировал запчасти из Германии. Они были доставлены в порт Даляня, где застряли из-за проблем с логистикой «последней мили». Выходом также стала отправка груза по железной дороге. Всего было отправлено более 850 TEU автозапчастей, что гарантировало возобновление производства на заводе.
Поездами были отправлены и партии рулонной стали общим весом 300 тонн из Шанхайского железнодорожного грузового центра в Чунцин, Чжэнчжоу, Хайкоу, Баотоу, Сяньян и другие города, где эта продукция будет использована при строительстве нефтепроводов.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал главным логистическим выбором. Именно поездами перевозилась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе.
Удавалось решать и проблемы на морских линиях, несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы, снижая скорость погрузки и разгрузки, чтобы избежать увеличения затрат клиентов на логистику.
Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании. Так, в самый разгар эпидемии, с 10 по 17 февраля, группа China Eastern Logistics успешно осуществляла доставку грузов фурами из Шанхая в Нинбо, Сиань, Яньтай, Сучжоу, Ханчжоу, Чаншу, Нанкин, Пекин, Гуйчжоу и другие города Китая. Всего в этот период компания выполнила 53 внутренних рейса и перевезла 430 тонн грузов, из которых почти 400 были грузами для предприятий, позволившие им возобновить работу.
При этом много сил и денег требуется на противоэпидемические меры. День в большинстве компаний начинается в 7 утра с полной дезинфекции помещений и транспорта, контроля температуры персонала и т.п. Так работает, например, центр электронной торговли в Харбине, где 40 человек непрерывно обрабатывают более 30 тыс. посылок в день. После чего посылки отправляются чартерными авиарейсами китайских компаний своим покупателям в России. Оператором отправок является логистическая «дочка» Alibaba Groop Cainiao Logistics. Самолеты, полностью загруженные посылками, взлетают в Харбине и приземляются в Екатеринбурге, где их обрабатывает «Почта России» и отправляет заказчикам в регионах. В феврале центр электронной торговли в Харбине обеспечил грузами 10 чартерных рейсов, которые доставили в Россию почти 300 тонн грузов.
Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск ― потом окончание таможенных досмотров». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю. Так, только в Чунцине объем экспорта через три таможенные зоны с 10 февраля превысил 4 млрд юаней.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта цветов из Китая: омские таможенники одобрили новый СВХ

Инспекторы Омского таможенного поста успешно проконтролировали поставку первой крупной партии свежесрезанных цветов из Китая весом более 30 тонн. Ассортимент включил розы, гвоздики, хризантемы, лилии, тюльпаны, пионы, гипсофилу и другие растения. Товар размещен на новом складе временного хранения (СВХ) закрытого типа площадью 152 квадратных метра, специально введенном в эксплуатацию оптовым импортером в декабре 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 2025: как найти надежного делового партнера в Китае
Фото предоставлено организаторами конференции

18 и 19 декабря в Москве проходит конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Первый день был посвящен работе с поставщиками, трансграничным платежам, правовым и юридическим вопросам внешнеэкономической деятельности. Корреспондент Chinalogist принимает участие в конференции.

Анатолий Якимов
Импорт
На неделю быстрее: из Китая в Москву запустили премиум-грузовой поезд
Фото Анатолия Якимова

Шэньчжэньский логистический центр отправил первый грузовой поезд премиум-класса на станцию Селятино в Наро-Фоминске Московской области. Состав с бытовой техникой, одеждой и игрушками прошел маршрут без задержек, сообщает «Гудок» со ссылкой на агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.

Анатолий Якимов
Китай вводит экспортные лицензии на сталь с 2026 года: что это значит для России
Фото с сайта freepik.com

Министерство коммерции КНР 12 декабря объявило о введении лицензий на экспорт стали с 1 января 2026 года. Эта мера может ограничить поставки из Китая, что поддержит восстановление мировых и российских цен на сталь с текущих минимумов. Аналитики прогнозируют улучшение конъюнктуры в отрасли к 2027 году, сохраняя нейтральный взгляд на акции российских сталеваров в среднесрочной перспективе

Анатолий Якимов
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до конца 2026 годак
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.