Елена Венгерская

Китай эффективно решает проблемы в логистике

Главной проблемой в период эпидемии стала плохая логистика в некоторых провинциях и городах Китая. Не хватало водителей на местах, росли тарифы на перевозки, в портах остро ощущалась нехватка рефрижераторных контейнеров.
Без нормализации логистики нельзя было восстановить цепочку поставок, обеспечить сырьем предприятия, возобновить их работу, доставить грузы получателям за границей. Поэтому сразу несколько китайских министерств и ведомств сосредоточили внимание на этой проблеме. Так, 27 февраля Министерство коммерции КНР приняло ряд мер для обеспечения бесперебойной внешней торговли. Они включают в себя программы расширения импорта товаров повседневного спроса, дальнейшее упрощение процедур таможенного оформления импортируемых товаров, повышение скорости выдачи разрешений на импорт, сотрудничество с отраслевыми ассоциациями и поддержку интернет-магазинов как наиболее эффективной в условиях эпидемии модели продаж.
От коронавируса пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Так, груз из Шанхая для LG в Москву изначально планировалось доставить автомобилями в Нанкин, откуда отправить в Россию на сервисах COSCO Shipping. Однако из-за эпидемии не было водителей фур, они не вернулись вовремя в Шанхай. Поэтому Шанхайский филиал COSCO Shipping перешел на железнодорожный транспорт, доставив грузы в Нанкин поездом 22 февраля. А 26 февраля груз уже отправился в Москву. Вторая партия груза отправлена поездом в Нанкин 25 февраля и отправится в Россию в марте.
Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производствами автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать. Например, завод FAW-Volkswagen в Чанчуне импортировал запчасти из Германии. Они были доставлены в порт Даляня, где застряли из-за проблем с логистикой «последней мили». Выходом также стала отправка груза по железной дороге. Всего было отправлено более 850 TEU автозапчастей, что гарантировало возобновление производства на заводе.
Поездами были отправлены и партии рулонной стали общим весом 300 тонн из Шанхайского железнодорожного грузового центра в Чунцин, Чжэнчжоу, Хайкоу, Баотоу, Сяньян и другие города, где эта продукция будет использована при строительстве нефтепроводов.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал главным логистическим выбором. Именно поездами перевозилась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе.
Удавалось решать и проблемы на морских линиях, несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы, снижая скорость погрузки и разгрузки, чтобы избежать увеличения затрат клиентов на логистику.
Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании. Так, в самый разгар эпидемии, с 10 по 17 февраля, группа China Eastern Logistics успешно осуществляла доставку грузов фурами из Шанхая в Нинбо, Сиань, Яньтай, Сучжоу, Ханчжоу, Чаншу, Нанкин, Пекин, Гуйчжоу и другие города Китая. Всего в этот период компания выполнила 53 внутренних рейса и перевезла 430 тонн грузов, из которых почти 400 были грузами для предприятий, позволившие им возобновить работу.
При этом много сил и денег требуется на противоэпидемические меры. День в большинстве компаний начинается в 7 утра с полной дезинфекции помещений и транспорта, контроля температуры персонала и т.п. Так работает, например, центр электронной торговли в Харбине, где 40 человек непрерывно обрабатывают более 30 тыс. посылок в день. После чего посылки отправляются чартерными авиарейсами китайских компаний своим покупателям в России. Оператором отправок является логистическая «дочка» Alibaba Groop Cainiao Logistics. Самолеты, полностью загруженные посылками, взлетают в Харбине и приземляются в Екатеринбурге, где их обрабатывает «Почта России» и отправляет заказчикам в регионах. В феврале центр электронной торговли в Харбине обеспечил грузами 10 чартерных рейсов, которые доставили в Россию почти 300 тонн грузов.
Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск ― потом окончание таможенных досмотров». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю. Так, только в Чунцине объем экспорта через три таможенные зоны с 10 февраля превысил 4 млрд юаней.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Как будут работать пункты пропуска с КНР на китайский Новый год: обновленные данные
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Жизнь в Китае замирает в Новый год по лунному календарю. В этом году праздник Весны в Китае наступает 29 января. Во многих компаниях каникулы начнутся с понедельника 26 января и продлятся до 4-12 февраля.

Chinalogist уже сообщал о том, как будут работать пограничные пункты пропуска в период Чуньцзе – Праздника Весны. Сейчас появилась обновленная информация.

Анатолий Якимов
Импорт
Рекордный объем овощей закупила Россия в КНР в 2024 году
Фото Андреса Каррено/Unsplash.com

Импорт китайских овощей в Россию вырос до 340,3 миллиона долларов США в 2024 году. Такие данные приводит РИА-Новости со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По данным ведомства, 21% приходится на импорт различных видов лука. На втором месте – томаты, доля которых составила 18%. Еще 16% приходится на баклажаны, спаржу, тыкву и другие товары, в том числе и грибы.

Поставки картофеля выросли в четыре раза – до 17,2 миллиона долларов США. На 411 тысяч долларов импортировали маниок, ямс и тропическое таро. На 17,7 тысячи долларов США ввезли замороженных овощей.

Анатолий Якимов
Импорт
Модные игрушки из Китая популярны во всем мире
Коллаж из фото Марии Г./ozon.ru

Модные игрушки – это специально разработанные дизайнерами и художниками куклы. Впервые они появились на рынке Китая в 2000-м году. Через 16 лет китайский бренд Pop Mart выпустил серию «слепых коробок» «Созвездие Молли», которые были запроданы за четыре (!) секунды предварительной онлайн-продажи. С тех пор рынок модных игрушек динамично развивается, а культура модных кукол стала популярной.

Дизайнерские игрушки – это не только куклы и «слепые коробки», но и подвижные фигурки, тканевые игрушки, конструкторы и даже игральные карты. По информации сайта russian.china.org.cn, в 2023 году общая стоимость рынка индустрии модных игрушек в Китае выросла до 60 миллиардов юаней и составила 20% мирового рынка. При этом эксперты уверены, что индустрия модных игрушек продолжит развиваться. Это связано с несколькими факторами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт российской рыбы в Китай вырос в 1,5 раза
Фото Натальи Гусаковой/unsplash.com

В 2024 году в КНР ввезли филе и другого мяса рыбы до 86,1 миллиона долларов США. Об этом сообщает РИА-Новости со ссылкой на данные Главного таможенного управления Китайской Народной Республики.

Чаще КНР экспортировала филе и мясо минтая в мороженом виде. Объем поставленной продукции составил 84 миллиона долларов США. Это максимальные поставки, начиная с 2015 года.

Анатолий Якимов
Финансы
Стоимость виз в Китай для россиян осталась прежней
Фото Анатолия Якимова

Консульская служба МИД КНР опубликовало информацию стоимости виз для посещения страны. До 31 декабря 2025 года стоимость виз для граждан России останется прежней.

Однократная виза для посещения КНР россиянами будет стоить 2 500 рублей, двукратная – 5 000 рублей, многократная – 7 400 рублей. Стоимость виз для граждан третьих стран за исключением граждан США, Канады, Сербии, Бразилии, Панамы, Израиля, Аргентины и Румынии будет дешевле. Однократная – 1 500 рублей, двукратная 2 300 рублей, многократная полугодовая – 3 000 рублей и годовая – 4 500 рублей.

Анатолий Якимов
Импорт автомобилей из Китая в Россию вырос на 30,5%
Фото Дениса Невожай/Unsplash

Импорт легковых автомобилей из Китая в 2024 году достиг 15,2 миллиарда долларов США. Рост составил 30,5%. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По информации ведомства, импорт автомобилей из Китая в Россию в декабре снизился на 3,7% к ноябрю – до 1,38 миллиарда долларов США. Пик импорта легковушек отмечали в августе-сентябре – до 1,6-1,8 миллиарда долларов.

Импорт грузовиков из КНР за год снизились на 12,4% –2,7 до миллиарда долларов США, а запчастей вырос на 29,5% за год – до 2,65 миллиарда долларов США.

Редакция
Темный чай «Любао» стал популярнее за пределами Китая
Фото с сайта unsplash.com

Китайский темный чай превратился в тренд напитков в странах, расположенных вдоль Морского Шелкового пути XXI века. Об сложностях транспортировки в прошлом и почему чай «Любао» стал популярным напитком, рассказало агентство «Синьхуа».

Чай сорта «Любао» с тысячелетней историей включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО за традиционную технику приготовления. Сове название напиток получил в честь поселка Любао, расположенного на территории города Учжоу Гуанси-Чжуанского автономного округа. Горы, покрытые туманом, и благоприятный климат – идеальное место для выращивания темного чая.

Анатолий Якимов
Александр Дегтярев: «Цены на импортные товары зависят от курса валют»
Фото из архива Александра Дегтярева

Член Общественного Совета при ФТС РФ и управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев в интервью «РБК-Новосибирск» рассказал о причинах повышения  цен на импортные и российские товары, с высокой долей зарубежных деталей.

На продукцию российского производства традиционно влияет рост тарифов ЖКХ, затрат на зарплаты, логистику, сырье и материалы. Александр Дегтярев считает: импортные товары зависят от курса доллара или других мировых валют.

Анатолий Якимов
Внешнеторговые контракты необходимо ставить на учет в уполномоченных банках
Фото с сайта Центрального Банка России

Банк России установил особенности валютного контроля по операциям с цифровыми правами, которые вступили в действие с 11 января 2025 года. Об этом сообщили в пресс-службе регулятора.

«Внешнеторговые контракты, в том числе и те, в расчетах по которым используются цифровые права, подлежат постановке на учет в уполномоченных банках. Для таких контрактов сохранен подход по постановке на учет: по импортным – от 3 миллионов рублей, по экспортным – от 10 миллионов рублей», – подчеркивается в указании Банка России.

В сообщении также говорится о документах, которые необходимо предоставить в банк. Резидент подтверждает информацию об операциях, по передаче или получению цифровых прав в качестве средства платежа по внешнеторговым контрактам, а также при совершении иных валютных операций, которые связаны с цифровыми правами.

Анатолий Якимов
Утку из Новосибирска можно купить в Китае
Фото с сайта unsplash.com

Птицефабрика «Улыбино» из города Исктитима в Новосибирской области в декабре прошлого года отправила в КНР 26 тонн субпродуктов утки. В планах на этот год увеличить присутствие на рынках Азии. Об этом сообщает портал infopro54.ru.

Коммерческий директор птицефабрики «Улыбино» Дмитрий Тарасенко сообщил, что груз уже доставили в Китай. Кроме того, к отправке готовится вторая партия субпродуктов.