Елена Венгерская

Китай эффективно решает проблемы в логистике

Главной проблемой в период эпидемии стала плохая логистика в некоторых провинциях и городах Китая. Не хватало водителей на местах, росли тарифы на перевозки, в портах остро ощущалась нехватка рефрижераторных контейнеров.
Без нормализации логистики нельзя было восстановить цепочку поставок, обеспечить сырьем предприятия, возобновить их работу, доставить грузы получателям за границей. Поэтому сразу несколько китайских министерств и ведомств сосредоточили внимание на этой проблеме. Так, 27 февраля Министерство коммерции КНР приняло ряд мер для обеспечения бесперебойной внешней торговли. Они включают в себя программы расширения импорта товаров повседневного спроса, дальнейшее упрощение процедур таможенного оформления импортируемых товаров, повышение скорости выдачи разрешений на импорт, сотрудничество с отраслевыми ассоциациями и поддержку интернет-магазинов как наиболее эффективной в условиях эпидемии модели продаж.
От коронавируса пострадали все виды перевозок: авиационные, морские, железнодорожные, автомобильные. Были разрушены привычные мультимодальные схемы. Логистическим компаниям пришлось экстренно искать альтернативу «сломанным» звеньям: например, заменять автомобильные перевозки внутри провинций железнодорожными. Так, груз из Шанхая для LG в Москву изначально планировалось доставить автомобилями в Нанкин, откуда отправить в Россию на сервисах COSCO Shipping. Однако из-за эпидемии не было водителей фур, они не вернулись вовремя в Шанхай. Поэтому Шанхайский филиал COSCO Shipping перешел на железнодорожный транспорт, доставив грузы в Нанкин поездом 22 февраля. А 26 февраля груз уже отправился в Москву. Вторая партия груза отправлена поездом в Нанкин 25 февраля и отправится в Россию в марте.
Из-за проблем с логистикой самой пострадавшей стороной могла оказаться автомобильная промышленность, где под угрозой оказалась цепочка поставок между производствами автозапчастей и сборочными заводами. Однако логистические заторы удавалось преодолевать. Например, завод FAW-Volkswagen в Чанчуне импортировал запчасти из Германии. Они были доставлены в порт Даляня, где застряли из-за проблем с логистикой «последней мили». Выходом также стала отправка груза по железной дороге. Всего было отправлено более 850 TEU автозапчастей, что гарантировало возобновление производства на заводе.
Поездами были отправлены и партии рулонной стали общим весом 300 тонн из Шанхайского железнодорожного грузового центра в Чунцин, Чжэнчжоу, Хайкоу, Баотоу, Сяньян и другие города, где эта продукция будет использована при строительстве нефтепроводов.
В условиях эпидемии железнодорожный транспорт стал главным логистическим выбором. Именно поездами перевозилась значительная часть противоэпидемических и медицинских грузов. Железнодорожные группы многих китайских провинций работали в круглосуточном режиме и помогли заводам, фабрикам, строительным и торговым компаниям своевременно вернуться к работе.
Удавалось решать и проблемы на морских линиях, несмотря на то, что морская логистика менее эластична и требует больше времени на восстановление нормального ритма. Но и здесь операторы старались гибко реагировать на ситуацию, развертывая экстренные фидерные сервисы, снижая скорость погрузки и разгрузки, чтобы избежать увеличения затрат клиентов на логистику.
Эффективно работали в нелегких условиях и отдельные автомобильные компании. Так, в самый разгар эпидемии, с 10 по 17 февраля, группа China Eastern Logistics успешно осуществляла доставку грузов фурами из Шанхая в Нинбо, Сиань, Яньтай, Сучжоу, Ханчжоу, Чаншу, Нанкин, Пекин, Гуйчжоу и другие города Китая. Всего в этот период компания выполнила 53 внутренних рейса и перевезла 430 тонн грузов, из которых почти 400 были грузами для предприятий, позволившие им возобновить работу.
При этом много сил и денег требуется на противоэпидемические меры. День в большинстве компаний начинается в 7 утра с полной дезинфекции помещений и транспорта, контроля температуры персонала и т.п. Так работает, например, центр электронной торговли в Харбине, где 40 человек непрерывно обрабатывают более 30 тыс. посылок в день. После чего посылки отправляются чартерными авиарейсами китайских компаний своим покупателям в России. Оператором отправок является логистическая «дочка» Alibaba Groop Cainiao Logistics. Самолеты, полностью загруженные посылками, взлетают в Харбине и приземляются в Екатеринбурге, где их обрабатывает «Почта России» и отправляет заказчикам в регионах. В феврале центр электронной торговли в Харбине обеспечил грузами 10 чартерных рейсов, которые доставили в Россию почти 300 тонн грузов.
Эффективно работают в условиях эпидемии и таможенные службы китайских провинций, которые существенно сократили время оформления приоритетных грузов, открыли «зеленые коридоры» для противоэпидемических и медицинских грузов, а также для сырья и запчастей, необходимых для восстановления производства. Многие таможни перешли на режим «сначала выпуск ― потом окончание таможенных досмотров». Это также помогло возобновить работу предприятий и нормализовать внешнюю торговлю. Так, только в Чунцине объем экспорта через три таможенные зоны с 10 февраля превысил 4 млрд юаней.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайского картофеля в Россию – не трагедия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт картофеля из Китая в Россию в 2024 году вырос в 4,2 раза, однако это не представляет угрозу для российского рынка, считают эксперты Картофельного союза. За восемь месяцев 2024 года поставки из КНР составили 144 тысячи тонн, уступая по объему только Египту.

Анатолий Якимов
Логистика
Новые правила для транзита через Забайкальск улучшили контроль и движение грузовиков
Фото с официального сайта ФГКУ Росгранстрой

В Забайкальском крае состоялось рабочее совещание по развитию электронной очереди на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск». Заместитель руководителя ФГКУ Росгранстрой Иван Беломестнов вместе с представителями Читинской таможни, Пограничного управления ФСБ, региональными властями и транспортной прокуратурой обсудили эффективность функционирования системы электронной очереди и меры против злоупотреблений.

Анатолий Якимов
Импорт
Производители чая и кофе просят отсрочку введения маркировки «Честный знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Крупные игроки рынка чая и кофе выступают с просьбой сместить сроки обязательного внедрения маркировки «Честный знак», опасаясь сбоев поставок и роста себестоимости продукции. Ассоциация «Росчайкофе» направила в Минпромторг письмо с предложением продлить эксперимент до конца 2025 года и поэтапно внедрять идентификацию, учитывая специфику упаковок. В ведомстве уверены, что маркировка повысит прозрачность рынка и снизит долю фальсификата без значительного роста цен.

Анатолий Якимов
Импорт
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.