Елена Венгерская
Экспорт

Китай поможет иностранным компаниям возобновить работу

11 марта на сайте Государственного комитета по развитию и реформам КНР было опубликовано руководство к действию для провинциальных отделений Комитета «О содействии работе иностранных компаний». Сотрудники комитета должны помочь иностранным компаниям возобновить работу и производство в Китае.
Документ включает 11 мер:
  1. Помочь компаниям с иностранным капиталом, уже осуществляющим производство в Китае, возобновить его, решив такие вопросы, как возвращение к работе сотрудников, осуществление логистики и поставок, восстановление производственных мощностей. Помочь компаниям, которые находятся на этапе создания, в получении гарантий и разрешений. Помочь компаниям, которые делают первые шаги в Китае, с организацией удаленного управления различными процедурами, чтобы они могли как можно быстрее перейти к реализации проекта. Инициатива должна принадлежать чиновникам, которым необходимо связаться с иностранными компаниями, чтобы согласованно устранить все препятствия для возобновления производства.
  2. Уделить приоритетное внимание крупным проектам с объемом инвестиций более $1 млрд. Необходимо помочь скоординировать их работу с ЗР, инвестиционными отделами, министерствами, различными комитетами и т.п. Приоритетную помощь должны получить проекты, реализуемые в сферах обрабатывающей промышленности, высокотехнологических услуг, медицинских и противоэпидемических технологий, а также реализуемые в Западном и Северо-Восточном Китае.
  3. Скоординировать взаимодействие иностранных компаний, реализующих крупные проекты, с властями на местах: они должны получить поддержку на государственном уровне.
  4. Внедрить систему управления негативными списками для расширения доступа иностранных компаний на китайский рынок. Отделения Комитета на местах должны помочь ускорить подачу документов и получение разрешений. При этом проекты с инвестициями от $300 млн утверждаются Государственным комитетом по развитию и реформам КНР, а проекты с меньшим объемом инвестиций ― провинциальными отделениями комитета. Проекты резидентов ЗСТ утверждаются в соответствии с негативным списком ЗСТ.
  5. Активизировать помощь иностранным компаниям, уведомлять их обо всех действиях, содействовать в регистрации через Национальную платформу для онлайн-экспертизы и надзора за инвестиционными проектами, через которую компании могут подавать необходимые документы, а также получать и распечатывать сертификаты и разрешения.
  6. Упростить процедуры согласования проектов, реализуемых иностранными компаниями. Не требуется прилагать к установленному содержанию и заявке финансовую отчетность компании, справку о кредитах, экологический сертификат, заключение по энергосбережению и документ, подтверждающий инвестиции в государственные активы. Процедуры одобрения проектов могут осуществляться параллельно с процедурами выдачи других разрешений. Необходимо по максимуму использовать безбумажные технологии.
  7. Оптимизировать подтверждение нулевой налоговой ставки при импорте оборудования иностранными компаниями. Руководство иностранной компании может напрямую подать заявку на освобождение от налогов в провинциальное отделение комитета, затем она будет рассмотрена в Государственном комитете по развитию и реформам КНР.
  8. Защищать законные интересы иностранных компаний. Агентства, утверждающие проекты иностранных компаний, должны предоставлять полную информацию о процедурах, условиях, сроках подачи заявок и документов, сроках утверждения проектов. Коммерческие секреты иностранных компаний должны храниться в тайне в соответствии с законом.
  9. Посещать иностранные предприятия, укреплять связи с ними, информировать их обо всех нормативных актах, внимательно вникать в проблемы компаний и оказывать помощь в их устранении.
  10. Оптимизировать меры контроля за реализацией проектов, финансируемых из-за рубежа. Необходимо практиковать межотраслевые выборочные проверки, чтобы уменьшить надзорную нагрузку на предприятие. Также рекомендуется чаще использовать для контроля каналы онлайн-коммуникации.
  11. Расширить перечень мер поощрения иностранных компаний. Комитет по развитию и реформам КНР вместе с Минкоммерции КНР сейчас работает над пересмотром соответствующего каталога.
Обо всех планах и действиях представители на местах должны отчитаться перед Государственным комитетом по развитию и реформам до 17 марта.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.