Елена Венгерская
Финансы

Китай создаст новый экономический макрорегион Чэнду-Чунцин

В последние годы в Китае многое делается для интеграции и развития западных территорий, включая провинцию Сычуань и Чунцин, с целью создания нового макрорегиона. Новый двигатель роста Западного Китая будет представлять собой экономическое кольцо Чэнду-Чунцин. Об этом говорилось на заседании Политбюро Центрального комитета КПК 16 октября.
На встрече было отмечено, что экономическое кольцо Чэнду-Чунцин, являющееся важной частью модели развития нового Китая, обеспечит качественный рост, расширит рынок, позволит стабилизировать производственные цепочки и цепочки поставок. Официально подобный план пока не обнародован, но 14-я пятилетка может стать временем реализации проекта макрорегиона Чэнду-Чунцин.
Бай Мин, заместитель директора Академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве торговли, сказал, что реализация этого плана позволит Чэнду и Чунцину использовать свои преимущества и будет способствовать экономическому развитию всего региона, когда небольшие города в прилегающих районах получат больше экономических и социальных возможностей.
По словам Бая, макрорегион может воспользоваться структурной асимметрией во внутренней экономике Китая и часть производств может переместиться из более богатых прибрежных регионов в Сычуань и Чунцин. Эксперт отметил, что такое перемещение вглубь страны не ново: некоторые компании уже перевозили свои заводы в провинции центрального Китая.
По сравнению с другими экономическими макрорегионами, такими как Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, дельта реки Янцзы и район Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао, преимущество экономического кольца Чэнду-Чунцин заключается не в размере или масштабах, а в промышленном разнообразии.
Два города имеют сильную производственную базу, охватывающую автомобильную и электронную промышленность, производство телекоммуникационного оборудования и сектор услуг, а также сферу туризма и отдыха. Так, в 2019 году на производство автомобилей в Сычуани и Чунцине приходилось более 10% от общего объема производства в Китае.
В 2019 году в Чунцине насчитывалось 16 918 технологических предприятий, что на 53,4% больше, чем в прошлом году. В провинции Сычуань продолжают появляться зоны высокотехнологичного промышленного развития. Только в Чэнду такая зона насчитывает более 90 тыс. предприятий, в том числе принадлежащих ведущим интернет-фирмам, таким как Tencent, NetEase и iQiyi.
Грузовые поезда Китай-Европа, запущенные в Чунцине и Чэнду в 2011 и 2013 годах, связывают Западный Китай с Европой. Между двумя городами и Европой прошло более 10 тыс. грузовых поездов, что составляет более 40% от общего количества поездов между Китаем и Европой.
В течение первых трех кварталов 2020 года внешняя торговля всего Китая выросла на 0,7%в годовом выражении, в то время как в Чунцине и Сычуани она выросла на 11,4% и 22,7% соответственно.
В регионе проживают порядка 120 млн человек, а его совокупный ВВП — почти 7 трлн юаней ($1,04 трлн), по данным 2019 года.
Новый экономический макрорегион — еще только проект. Центральное правительство Китая не опубликовало ни полного плана интеграции, касающегося размера экономической границы, ни конкретных мер по развитию региональной экономики.
Как и другим мегаполисам Китая, Чэнду и Чунцину необходимо преодолеть региональные административные барьеры. Местным органам власти нужно создать механизмы совместной работы конференций и рабочие планы для координации развития и ресурсов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Новосибирские аграрии расширяют экспортные связи на бизнес-миссии в Китае
Фото предоставлено Центром поддержки экспорта Новосибирской области

В Харбине завершилась официальная программа международной бизнес-миссии, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области. В период с 5 по 7 августа 2025 года пять компаний агропромышленного комплекса (АПК) региона приняли активное участие в насыщенной деловой программе, направленной на установление и развитие экспортных связей с представителями китайского рынка.

Анатолий Якимов
Логистика
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.

Анатолий Якимов
Импорт
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.