Елена Венгерская
Финансы

Китай создаст новый экономический макрорегион Чэнду-Чунцин

В последние годы в Китае многое делается для интеграции и развития западных территорий, включая провинцию Сычуань и Чунцин, с целью создания нового макрорегиона. Новый двигатель роста Западного Китая будет представлять собой экономическое кольцо Чэнду-Чунцин. Об этом говорилось на заседании Политбюро Центрального комитета КПК 16 октября.
На встрече было отмечено, что экономическое кольцо Чэнду-Чунцин, являющееся важной частью модели развития нового Китая, обеспечит качественный рост, расширит рынок, позволит стабилизировать производственные цепочки и цепочки поставок. Официально подобный план пока не обнародован, но 14-я пятилетка может стать временем реализации проекта макрорегиона Чэнду-Чунцин.
Бай Мин, заместитель директора Академии международной торговли и экономического сотрудничества при Министерстве торговли, сказал, что реализация этого плана позволит Чэнду и Чунцину использовать свои преимущества и будет способствовать экономическому развитию всего региона, когда небольшие города в прилегающих районах получат больше экономических и социальных возможностей.
По словам Бая, макрорегион может воспользоваться структурной асимметрией во внутренней экономике Китая и часть производств может переместиться из более богатых прибрежных регионов в Сычуань и Чунцин. Эксперт отметил, что такое перемещение вглубь страны не ново: некоторые компании уже перевозили свои заводы в провинции центрального Китая.
По сравнению с другими экономическими макрорегионами, такими как Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй, дельта реки Янцзы и район Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао, преимущество экономического кольца Чэнду-Чунцин заключается не в размере или масштабах, а в промышленном разнообразии.
Два города имеют сильную производственную базу, охватывающую автомобильную и электронную промышленность, производство телекоммуникационного оборудования и сектор услуг, а также сферу туризма и отдыха. Так, в 2019 году на производство автомобилей в Сычуани и Чунцине приходилось более 10% от общего объема производства в Китае.
В 2019 году в Чунцине насчитывалось 16 918 технологических предприятий, что на 53,4% больше, чем в прошлом году. В провинции Сычуань продолжают появляться зоны высокотехнологичного промышленного развития. Только в Чэнду такая зона насчитывает более 90 тыс. предприятий, в том числе принадлежащих ведущим интернет-фирмам, таким как Tencent, NetEase и iQiyi.
Грузовые поезда Китай-Европа, запущенные в Чунцине и Чэнду в 2011 и 2013 годах, связывают Западный Китай с Европой. Между двумя городами и Европой прошло более 10 тыс. грузовых поездов, что составляет более 40% от общего количества поездов между Китаем и Европой.
В течение первых трех кварталов 2020 года внешняя торговля всего Китая выросла на 0,7%в годовом выражении, в то время как в Чунцине и Сычуани она выросла на 11,4% и 22,7% соответственно.
В регионе проживают порядка 120 млн человек, а его совокупный ВВП — почти 7 трлн юаней ($1,04 трлн), по данным 2019 года.
Новый экономический макрорегион — еще только проект. Центральное правительство Китая не опубликовало ни полного плана интеграции, касающегося размера экономической границы, ни конкретных мер по развитию региональной экономики.
Как и другим мегаполисам Китая, Чэнду и Чунцину необходимо преодолеть региональные административные барьеры. Местным органам власти нужно создать механизмы совместной работы конференций и рабочие планы для координации развития и ресурсов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».

Анатолий Якимов
Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем увеличит пропускную способность в 5 раз к 2027 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

В рамках совместного мониторинга и модернизации автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе российская и китайская стороны активно реализуют масштабные проекты по увеличению пропускной способности и улучшению инфраструктуры. Особое внимание уделяется пунктам, расположенным на территории Забайкальского края – «Забайкальск», «Староцурухайтуйский» и «Олочи».

Анатолий Якимов
Китай наращивает экспорт стальной продукции в Россию на фоне снижения внутреннего спроса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года Китай увеличил экспорт железа, стали и изделий из них в Россию примерно на 16% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема около 1,63 миллиарда долларов США, при этом в мае рост поставок составил почти 22% — до 355,44 миллиона долларов США. Об этом сообщило Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российский бизнес углубляет сотрудничество с Китаем: средний чек закупок превысил миллион рублей
Фото АО «ВЭД Агент»

Совместное исследование банка «Точка» и агентства O+K Research выявило значительный рост среднего чека закупки у китайских поставщиков, который теперь колеблется от 1,1 миллиона рублей до 5,2 миллиона рублей. Это свидетельствует о возрастающей зависимости российского бизнеса от импорта из КНР, несмотря на ряд существенных проблем и меняющиеся условия международной торговли.