Павел Мартынов
Финансы

На China Business Forum 2022 обсудили важные вопросы российско-китайского экономического взаимодействия

Четвертый предпринимательский форум-выставка по бизнесу с Китаем China Business Forum 2022 стартовал 8-го февраля 2022 г. в Москве. В рамках форума состоялись встречи с китайскими инвесторами и представителями государственных структур Китая и России. В первый день на мероприятии затрагивались актуальные темы экономического инвестиционного и торгового взаимодействия двух стран.
Открыл форум исполнительный директор Школы Бизнеса «Синергия» Александр Рагиня, который подчеркнул важность мероприятия для развития взаимного сотрудничества двух стран: «Миссия Корпорации “Синергия” — объединять потенциал людей и организаций с целью устойчивого развития будущего. Проводя такие мероприятия, мы воплощаем нашу миссию в жизнь. В рамках форума мы будем два дня обогащать друг друга новыми знаниями и инструментами по эффективной работе с Китаем, обмениваться актуальной информацией и решениями, которые вместе позволят развивать российско-китайский бизнес».
«Сегодня China Business Forum — это не просто информационное мероприятие по работе с Китаем, а торгово-инвестиционный международный форум и выставка передовых продуктов и сервисов для бизнеса при поддержке лучших мировых практиков по внешнеэкономической деятельности», — отметила Анна Фомичева, сооснователь платформы для бизнеса DigitalVED, вице-президент клуба «Эквиум», вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП).
В пленарной сессии, посвященной обсуждению вопросов привлечения китайских инвестиций в российские проекты и торговых отношений РФ с Китаем, спикеры отметили важность увеличения объема взаимных инвестиций и развития торговли для раскрытия потенциала инвестиционного сотрудничества России и Китая. Внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей как российской, так и китайской экономики. Несмотря на пандемию, в 2021 году продолжался рост объема инвестиций и наблюдалась тенденция углубления двустороннего сотрудничества.
Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин рассказал об основных векторах сотрудничества между двумя странами: «“ОПОРА РОССИИ” считает китайский бизнес одним из ведущих партнеров, с которым необходимо выстраивать долговременное взаимовыгодное сотрудничество. Китай точно является страной малого бизнеса. Мы слышали от представителей КНР, что 60 % валового продукта в КНР делает малый бизнес. 80 % занятости в Китае обеспечивает малый бизнес в официальной занятости. Нам нужно учиться у нашего соседа, в том числе и тому, как развивать малый и средний бизнес. Именно экспортные возможности, конкурентоспособность на международном рынке позволяют китайским компаниям столь динамично развиваться. В том числе это и бизнес-климат, и тысячелетние традиции китайского предпринимательства. Мы считаем, что самое главное при работе с Китаем – это человеческий контакт. Сегодня мир настолько динамично меняется, что нужно быть постоянно в контакте с китайскими партнерами. “ОПОРА РОССИИ” активно сотрудничает с разными ведомствами и бизнес-объединениями Китая, например, с Китайской ассоциацией международного сотрудничества малого и среднего бизнеса при Министерстве промышленности и информатизации Китая и др.».
Гао Ци, глава представительства Китайского Комитета по содействию международной торговле в РФ, подчеркнул высокую устойчивость и жизнеспособность китайско-российских торгово-экономических отношений на фоне неоднократных вспышек COVID-19 и напряженного восстановления мировой экономики. «В 2021 г. в период пандемии российско-китайские отношения развивались. Двусторонняя торговля также продолжала развиваться и превысила отметку в 140 миллиардов долларов США, достигнув 146,8 миллиардов долларов США. Это способствует достижению цели в 200 миллиардов долларов, поставленной нашими лидерами, к 2024 году. В структуре нашей торговли энергетическая промышленность играет роль стабилизирующего фактора», — отметил Гао Ци. Спикер уверен в непрерывном и быстром развитии торгово-инвестиционного сотрудничества между Китаем и Россией в 2022 году.
Виталий Манкевич, президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), рассказал о последних тенденциях в сотрудничестве между странами: «За последние 5-10 лет Китай сильно изменился: фактически из аграрной страны он превратился в высокотехнологическую державу. Наши китайские партнеры производят очень хорошую технологичную продукцию, которую мы все активнее экспортируем в РФ и которой мы все больше заменяем американские и европейские марки. Если в 2015-2016 годах китайцы инвестировали только в российскую нефть и природные ресурсы, то сейчас наши партнеры активно выходят на российский рынок со своей продукцией. Например, автомобили Haval и бытовая техника Haier покоряют российский рынок. Мы тоже поменяли структуру экспорта: если раньше мы продавали оружие, нефть и газ, то сейчас делаем акцент на продуктах питания, станках и разном оборудовании».
Председатель Союза китайских предпринимателей в России, президент АО «Гринвуд» Чжоу Лицюнь поделился планами будущего взаимодействия с РФ: «Наша организация продолжает сотрудничество с российскими партнерами и с правительством РФ. Мы всегда настаивали на том, что нам необходимо углублять наши отношения с Россией, мы были привержены продвижению прагматической повестки дня для выполнения социальных обязательств и максимальной интеграции в местную экономику. “Гринвуд” уже стал общественной платформой для развития совместного российско-китайского экономического и торгового сотрудничества».
Анна Фомичева, сооснователь цифровой платформы для бизнеса DigitalVED, вице-президент клуба «Эквиум», вице-президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП), презентовала новый сервис для участников ВЭД. Это SAAS-платформа для бизнеса, которая создана для решения всех задач в сфере внешнеэкономической деятельности в режиме «одного окна». Участниками платформы могут быть как начинающие игроки рынка, так и уже состоявшиеся предприниматели. В рамках Digital VED доступны сервисы по сбору данных для аналитики, определению кода ТН ВЭД, заполнение и подача декларации в формате онлайн, просчет логистики и хранения, налогов и платежей, возможность застраховать груз, промаркировать его, сертифицировать. Также на платформе доступны электронные реестры в сфере ВЭД, международная статистическая база более чем по 50 странам, данные по поставщикам, товарам и ценам. Она интегрирована и объединена с информационными ресурсами, органами власти и частными структурами.
Китайский и российский бизнес демонстрируют большую готовность к сотрудничеству, активно находя новые формы взаимодействия. China Business Forum 2022 объединяет предпринимателей двух стран и является важной площадкой для построения деловых связей.
Кроме того, на China Business Forum дан старт приема заявок на Первую Международную премию «ТОП-100 предпринимателей БРИКС». Также по итогам первого дня работы China Business Forum был подписан ряд соглашений, в том числе, соглашение о сотрудничестве между Дирекцией Премии «ТОП-100 предпринимателей БРИКС» и руководством мультисервисной SAAS-платформы Digital VED. "Премия «ТОП-100 предпринимателей БРИКС» - это продолжение многолетней работы, которую проводили на пространстве БРИКС. За это время развились и выросли десятки совместных проектов, в деловых и образовательных программах приняли участие тысячи человек из стран БРИКС. Сегодня БРИКС переходит на следующий этап, в котором будет работать не со стартапами, а с уже действующими бизнесами, оценивать потенциал и помогать масштабироваться. "В настоящее время проработан план развития Премии на 5 лет, и следующим этапом станет создание молодежного делового (экономического) совета БРИКС", - отметила Директор Премии Селиверстова Татьяна.
Организаторами форума выступили Школа Бизнеса «Синергия» и «Digital ВЭД». Мероприятие продлится 2 дня и включит в себя лучшие мировые практики экспортеров и импортеров по работе с Китаем. Форум проходит на Main Stage (ул. Шарикоподшипниковская, 13, стр. 33). Онлайн-трансляция доступна на платформе Synergy.Online.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.