Елена Венгерская

Нет простого решения глобальной ситуации с дефицитом контейнеров

Нынешняя нехватка контейнеров привела к росту ставок на фрахты и нарушила работу многих предприятий, ведущих торговлю по всему миру. Об этом сообщает еженедельник The Edge Malaysia Weekly.
Нехватка контейнеров связана с восстановлением экономической активности в Китае, а также с пиковым периодом спроса на товары на рынках США и Европы в связи с рождественскими и новогодними праздниками. В то же время спрос на американские и европейские товары на азиатских рынках был слабым, что привело к неравномерности торговых потоков.
Китайские производители спешат выполнять заказы и готовы платить более высокие фрахтовые ставки. Это заставило судоходные лайнеры и владельцев контейнеров перебросить контейнеры в Китай, чтобы обслуживать маршруты между китайскими и американскими портами. В результате возник острый дефицит контейнеров для других торговых маршрутов.
Медленное возвращение контейнеров из американских портов также усугубляет проблему, поскольку многие лайнеры не хотят возвращать пустые контейнеры в Азию, ведь это означает для них дополнительные расходы. Перекладываемые на экспортеров из других стран, которым нужны контейнеры.
Отчет об исследовании Центра морской логистики и услуг Фраунгофера и Container xChange показывают, что в среднем порожние контейнеры находятся на складе 45 дней. Дольше всего контейнеры простаивают в портах Китая и США — от 61 до 66 дней.
Container xChange — онлайн-платформа, которая сопоставляет отправителей с контейнерами и лайнерами. Container xChange обнаружила, что доступность контейнеров в китайских портах остается на рекордно низком уровне.
Индекс доступности контейнеров Container xChange для 40-футовых морских контейнеров в Шанхае в начале этого месяца составил всего 0,05 пункта по сравнению с 0,63 пункта год назад. Любое число меньше 0,5 указывает на нехватку металлических ящиков.
Китай, крупнейший в мире производитель морских контейнеров, сообщил, что наращивает производство, чтобы уменьшить дефицит. Производители контейнеров уже увеличили рабочее время с восьми до 11 часов для выполнения производственных планов.
«Большинство контейнеров застряли в США и других странах. Необходимо, чтобы логистические компании вернулись на полную мощность и отправили эти пустые коробки обратно на рынок. Как только контейнеры вернутся, все уляжется. А пока что можно сделать немногое», — комментирует ситуацию опрошенный еженедельником представитель логистического оператора. «Ситуация показывает, насколько низкими были ставки фрахта в прошлом. Возможно, они были слишком низкими, поскольку судоходные компании их субсидировали. Таким образом, судоходные компании отменили субсидии и теперь взимают рыночные ставки», — добавил комментатор.
Обостряющаяся нехватка контейнеров и мест на судах, особенно во второй половине 2020 года, привела к росту ставок фрахта на контейнерные перевозки на 300 – 400% как для импортных, так и для экспортных перевозок. Ожидается, что ставки продолжат расти.
Из-за высокого спроса на мировом рынке морских перевозок некоторые судоходные компании ввели планы общего повышения ставки (GRI) или ставки возмещения (RR) для управления своими бизнес-расходами.
Крупные импортеры, пользующиеся специальными фрахтовыми ставками из-за долгосрочных контрактов, также серьезно пострадали. Судоходные линии, которые раньше давали крупным импортерам больше свободного времени для хранения своих контейнерных грузов в портах, теперь сократили это окно.
Скачок стоимости перевозки может означать только более высокие затраты для импортеров и экспортеров — затраты, которые в конечном итоге будут нести потребители.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Единая база запчастей для китайских авто в России: Госдума ускорила проработку
Фото с сайта freepik.com

В Госдуме прорабатывают создание единой базы данных автозапчастей для китайских автомобилей. Инициатива связана с массовыми жалобами автовладельцев и сервисов на несовместимость деталей: каталоги устаревают из-за частых обновлений модельного ряда, а заказы по VIN часто приводят к поставкам неподходящих запчастей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай увеличил импорт российской рыбы: доходы достигнут 2,8 миллиарда долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Эксперты Всероссийской ассоциации рыбопромышленников прогнозируют, что в 2025 году поставки российской рыбной продукции в Китай вырастут почти на 300 миллионов долларов США, составив 2,8 миллиарда долларов США. Главный фактор подъема — минтай, который обеспечил выручку в 1,4 миллиарда долларов США, что на 400 миллионов долларов США или 23% превышает показатель 2024 года. Хотя физические объемы увеличились лишь на 9%, основной вклад внесли цены: средняя цена тонны замороженного минтая подскочила на 35% – с 1108 долларов США в 2024-м до 1501 доллара США в 2025 году. Это говорит об укреплении позиции российских экспортеров на азиатском рынке благодаря растущему спросу из КНР.

Анатолий Якимов
Логистика
На пограничном переходе на границе с Китаем «Кани-Курган» открыли 16 полос для транспорта
Фото пресс-службы правительства Амурской области

В Амурской области на границе с Китаем запущены 16 полос движения на автомобильном пункте пропуска «Кани-Курган». Церемония состоялась в онлайн-формате с участием заместителя председателя правительства РФ Виталия Савельева, министра транспорта Андрея Никитина и главы Федеральной таможенной службы Валерия Пикалева. Работы велись в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система».

Анатолий Якимов
Импорт
Популярные умные игрушки с ИИ для детей: тренды из Китая в России
Фото с сайта freepik.com

В Китае наблюдается бум продаж игрушек на основе искусственного интеллекта (ИИ): в первой половине 2025 года они выросли в шесть раз по сравнению с предыдущим периодом, а годовой прирост превысил 200%, согласно данным платформы JD.com, сообщило издание «Хуаньцюван». В России импорт игрушек из Китая, включая модели с ИИ, за первые девять месяцев 2025 года достиг 950 млн долларов США с ростом на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, что подтверждают данные chinalogist.ru. Это отражает растущий спрос на развивающие гаджеты, где продажи таких игрушек в РФ увеличились на 35%.

Анатолий Якимов
Импорт
Лучшие подарки из Китая для мужчин всех возрастов: закупка оптом в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китайские производители предлагают огромный выбор практичных и стильных подарков для мужчин всех возрастов, идеальных не только для 23 февраля, но и для дней рождения или других праздников. Эти товары сочетают доступные цены, высокое качество и современный дизайн, что делает их хитом среди оптовых закупщиков в России. Закупая оптом на платформах вроде 1688.com, бизнес может получить маржу до 200-300% при перепродаже.

Анатолий Якимов
Импорт
В Свердловскую область импортировали 17 тонн ананасов из Китая перед Новым годом
Фото с сайта freepik.com

Россельхознадзор усиливает фитосанитарный контроль за импортом ананасов из Китая в регионы России, допуская к реализации чистые партии и блокируя зараженные. Недавние случаи в Свердловской области и других регионах России подчеркивают растущий объем поставок экзотических фруктов перед новогодними праздниками.

Анатолий Якимов
Финансы
Технологический импорт из КНР: Борис Титов призвал создать фонд в 3 триллиона рублей
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Специальный представитель Президента РФ по связям с международными организациями для устойчивого развития и глава Координационного совета Института экономики роста имени Столыпина Борис Титов предложил создать фонд в юанях объемом не менее 3 триллионов рублей для стимулирования технологического импорта. Идея направлена на преодоление инвестиционной паузы в российской экономике и балансировку торговли с Китаем. Это заявление он сделал во время пресс-конференции.

Анатолий Якимов
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.