Елена Каспирович

Терминал "Бронка" продают не Белоруссии, а "тёмной лошадке" из Москвы

Единственный в Санкт-Петербурге глубоководный порт «Бронка» будет продан государством ООО «НКК-Логистик» по распоряжению федерального правительства № 629-р от 18 марта, сообщила сегодня газета «КоммерсантЪ». Сделка купли-продажи должна быть заключена не позднее 28 апреля, цена объекта, установленная оценкой – 10,9 млрд рублей. Покупатель: ООО "НКК-Логистик" (Москва).
Это неожиданное решение удивило многих, потому что до сих пор не было речи о том, что терминал можно было купить частной компании. Если конкурс и был, то очень закрытый. В феврале появилась информация о том, что российские власти обсуждают возможность передачи порта в собственность Белоруссии. На интригующие общественность вопросы, как формировалась цена продажи и как выбирался покупатель, у нас ответов нет, есть только информация о будущем покупателе.
Загадочное ООО «НКК-Логистик» зарегистрировано в Москве 6 сентября 2021-го года, занимается грузоперевозками железнодорожным транспортом. 80% доли в уставном капитале компании принадлежит столичному ООО «Национальная картографическая корпорация» (НКК), а 20% владеет руководитель и поначалу единственный сотрудник «НКК-Логистик» Алексей Распопов. Генеральный директор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров сомневается, что у «НКК-Логистик» хватит собственных средств на приобретение такого актива. Согласно финансовой отчётности компании, её выручка в 2021 году составила 946 млн рублей, чистая прибыль – 172 млн. То есть, для этой покупки столичной компании потребуются заёмные средства, если, конечно, за прошлый год её прибыль не выросла в 100 раз. Бурмистров предполагает, что это будет государственный кредит, а уже из этого делает вывод, что компания могла быть выбрана посредником в переговорном процессе с Белоруссией. Таким образом, по-прежнему, нельзя исключать, что продажа «Бронки» двум московским предпринимателям, Алексею Распопову и Наталье Морозовой, может стать частью процедуры по передаче этого порта соседнему государству. С прошлого года терминал «Бронка» активно использовался для экспорта продукции "Беларуськалия". И ещё в начале марта министр транспорта Белоруссии Алексей Авраменко заявлял, что, по его мнению, покупка терминала будет завершена в этом году. Тогда, в случае реализации этого сценария, дорогостоящий специализированный контейнерный порт «Бронка», с большой долей вероятности, перепрофилируют в калийный порт. Правда, ранее также сообщалось и о планах Белоруссии построить терминал «Беларуськалия» в Мурманском порту. Однако, Михаил Бурмистров считает разговоры об этом всего лишь «белорусской риторикой», «частью переговорного процесса».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.