Елена Венгерская
Финансы

Треть руководителей крупных компаний РФ считают выход в Китай главным драйвером развития бизнеса

Каждая третья крупная российская компания планирует выйти на азиатские рынки. В том числе на китайский. 32% опрошенных консалтинговыми компаниями EM и Stanton Chase руководителей крупных российских компаний заявили об этом. С результатами исследования знакомит РБК.
В своих ответах именно Китай топ-менеджеры назвали основным зарубежным направлением роста бизнеса на ближайшие годы. Правда, количество опрошенных руководителей невелико — всего 18. Среди них исполнительные директора таких компаний, как АФК «Система», «Уралкалий», Petropavlovsk, Unipro, группа ЛСР. Исследование проводилось летом.
27% опрошенных назвали самым перспективным для их бизнеса отечественный рынок. При этом 56% участников опроса считают, что российская правовая практика является рисковой для бизнеса. Топ-менеджеры отметили такие негативные эффекты, как участившиеся случаи политического давления на бизнес и рост числа сфабрикованных уголовных дел по экономическим статьям.
14% назвали основным направлением развития своего бизнеса европейский рынок. При этом главным сдерживающим фактором развития в европейском направлении опрошенные считают санкции.
Только 9% участников опроса назвали основным драйвером своего развития рынки стран Северной и Южной Америки, а также Ближнего Востока.
Руководители также ответили на вопрос об основных плюсах и минусах развития в китайском направлении. В качестве позитивных примеров в ответах фигурировали трубопровод «Сила Сибири», совместное предприятие Mail.Ru и Alibaba, развитие технологии 5G МТС и Huawei, инвестиции CNPC и Фонда Шелкового пути в проект НОВАТЭКа по сжиженному природному газу «Ямал СПГ».
При этом руководители отметили, что разворот на Восток происходит не так быстро, как хотелось бы. И главным победителем на этом пути является не бизнес, а государственные и квазигосударственные компании.
Несмотря на громкие заявления о росте несырьевого экспорта в Китай, доминируют в российских поставках в КНР, по-прежнему, энергоресурсы, а доля России в китайском импорте составляет менее 2%. Это отметил самый известный эксперт-китаист, профессор Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов. По оценке эксперта, теплые отношения наших стран не гарантируют успех на рынке Китая. «Необходимо четко различать: дружба в политике автоматически не открывает преференции в бизнесе. Придется самим прокладывать дорогу», — считает Маслов. Выходу на рынок Китая должна предшествовать серьезная подготовка. Надо помнить, что «в Китае очень высокая конкуренция — на одну нишу претендуют десятки и сотни компаний, а российские предприниматели не привыкли работать в таких условиях». Для успеха в Китае следует предварительно изучить менталитет. «Нужно уметь различать намеки, которые дают китайские бизнесмены. Не стоит воспринимать элементарную вежливость как согласие и намерение подписать контракт», — считает Маслов.
Эксперт также рекомендовал обратить особое внимание на защиту интеллектуальной собственности и торговых марок. Нередко российские предприниматели сталкиваются в Китае с невозможностью продавать продукцию под своей ТМ, так как ее уже зарегистрировала на себя какая-то китайская компания. «Китайские партнеры хотят заполучить ваши технологии и знания, чтобы потом работать самостоятельно», — предупредил Алексей Маслов.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Россия экспортировала в Китай через порт Шанхая 863,42 тонны живых крабов
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году Россия отправила в Китай живых, свежих и замороженных крабов на 1,14 миллиардов долларов США. Это на 17% больше, чем в предыдущем году. Такие данные привело агентство «Синьхуа» со ссылкой на Главное таможенное управление КНР.

По информации ведомства, через контрольно-пропускные порты Шанхая из России в Китай ввезли 14 партий весом 863,42 тонны живых крабов.

Анатолий Якимов
Импорт
Ликбез ChinaLogist: с чего начинать новичкам бизнес с Китаем
Фото с сайта unsplash.com

Торговые отношения между Россией и Китаем продолжают развиваться. Многие начинающие предприниматели смотрят на Поднебесную, как на стартовую площадку, которая позволит им стать суперуспешными бизнесменами. Однако все не так просто. ChinaLogist выяснил, какие предпринять первые шаги, если начинать бизнес с КНР.

Начинать бизнес с иностранным государством достаточно просто. Главное изучить страну, выбрать направление, чем будете заниматься. Важно действовать грамотно и постараться не наделать ошибок.

Анатолий Якимов
Импорт
Свадебный переполох начинается в Китае: где купить платья для невесты оптом
Фото с сайта unsplash.com

В небольшом поселке Динцзи, относящемуся к городу Луань провинции Аньхой проживают 50 000 человек. Треть из них заняты в 500 компаниях по изготовлению свадебных нарядов. Годовой объем по производству платьев составляет 2,4 миллиарда юаней. Здесь выпускают 5 миллионов свадебных платьев, которые экспортируют в 30 стран мира, включая Россию. Об этом рассказало Агентство новостей Синьхуа.

До 1990-х годов жители поселка Динцзи занимались сельским хозяйством. Многие уезжали в другие регионы страны на заработки, в том числе и в Сучжоу, который на тот момент был столицей свадебных платьев. Но постепенно этот статус захватил Дзицин.

Анатолий Якимов
Импорт
196 800 подержанных автомобилей из Китая купили в 2024 году россияне
Фото с сайта saratov.asavto-chery.ru

Подержанных автомобилей из Китая в 2024 году в России продали на 69% больше, чем в 2023 году. Всего россияне приобрели 196,8 тысячи легковых машин, которые собрали в КНР. Данные предоставили аналитики агентства «Автостат».

Доля продаж подержанных автомобилей из Китая за 2024 год увеличилась с 2,1 до 3,3%. При этом вторичный рынок легковых машин вырос всего на 6%. Четверть из всех китайских авто бывших в употреблении приходится на бренд Cherry – 49,2 тысячи, продажи которого по сравнению с 2023 годом выросли на 47%. На втором месте – Geely – 40 тысяч. Это больше на 65% по сравнению с предыдущим годом. Третье месту у Haval – 23,8 тысячи, это в 2,1 раза больше, чем в 2023 году. В топ-5 также вошли Lifan 20,7 тысячи, на 7% больше и Great Wall –12,8 тысячи, на 3% больше.

При этом модель Cherry Tiggo стала самой популярной среди подержанных легковых автомобилей из Китая. Ее выбрали 8 500 раз. Далее идут Geely Coolray – 7,9 тысячи, Haval Jolion – 6,7 тысячи, Lifan – X60 – 6,6 тысячи и Solano – 6,5 тысячи машин.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему китайские товары не подешевеют в России
Фото с сайта unsplash.com

Снижение стоимости перевозок на 10-15% в 2025 году не снизит стоимость товаров из Китая. Проблемы с логистикой и оплатой, а также рост издержек увеличат стоимость импортной продукции на российском рынке. Об этом рассказал «ФедералПрессу» генеральный директор одной из логистических компаний.

В 2024 году объем взаимной торговли между Россией и Китаем достиг 248,57 миллиарда долларов США. Расчеты велись в национальных валютах – рублях и юанях. Однако в течение года стоимость китайских товаров для российских потребителей только росла. Эксперты назвали несколько причин.

Анатолий Якимов
Импорт
На выставку автоматизированной торговли и умного ритейла в Китае приглашают россиян
Фото телеграм-канала «Выставки в Китае: Shanghai Leo»

26-28 февраля в Гуанчжоу будет проходить выставка Asia Vending & Smart Retail Expo. Это ежегодное мероприятие, которое объединяет более 800 экспонентов. На площади 80 000 квадратных метров покажут торговые автоматы и умные розничные сети.

Выставка проходит в рамках SCF - China Stationery Fair – главной в отрасли на протяжении шести лет. Это крупнейшая и одна из самых влиятельных и профессиональных выставок в сфере самообслуживания и автоматизированной розничной торговли. Об этом рассказал телеграм-канал «Выставки в Китае: Shanghai Leo».

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт продуктов из Москвы в Китай вырос на 52%
Фото с телеграм-канала «РАСПП: Бизнес. Азия. Китай»

За 10 месяцев 2024 года экспорт пищевой продукции из Москвы в Китай вырос более чем наполовину по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Столичные предприятия отправляют в Поднебесную бакалею, кондитерские изделия и пшеничную муку. Об этом сообщила «Российская газета» со ссылкой на заместителя мэра Москвы по транспорту и промышленности Максима Лискутова.

Столичное правительство поддерживает предприятия, которые ориентированы на экспорт продукции в Китай. По итогам за десять месяцев 2024 года, более семи процентов несырьевого экспорта Москвы приходится на КНР.

Редакция
Новый вызов: студентов приглашают принять участие в деловой игре
Фото Петра Болманта

Ежегодно в Новосибирске проводится деловая игра для студентов, которые изучают китайский и английский языки, а также международную логистику «ВЭД Старт». В этом году она будет проходить на площадке Новосибирского Государственного университета архитектуры, дизайна и искусства. ChinaLogist выяснил подробности о предстоящем мероприятии.

В этом году «ВЭД Старт» будет проходить 19 марта в конференц-зале Новосибирского Государственного университета архитектуры, дизайна и искусства. Начало деловой игры в 15:00. К участию приглашаются студенты-старшекурсники, которые изучают китайский и английский языки, международную логистику.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспорт китайских игрушек через Маньчжурию вырос в 4,8 раза
Фото с сайта unsplash.com

Народное правительство города Маньчжурия сообщило, что объем экспорта игрушек через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск – Маньчжурия» в 2024 году составил 247 миллионов юаней. Это в 4,8 раза больше, чем в 2023 году. Основная часть детских игрушек предназначалась для российских потребителей.

– Иностранные компании поверили в китайское качество. Кроме того, мы тщательно следим за соблюдением авторских прав. При этом китайские компании сохраняют нестандартный подход к изготовлению игрушек и дизайну. Это тоже оценили за рубежом, – рассказал сотрудник таможни города Маньчжурии Чжоу Цзян.

Анатолий Якимов
Финансы
Еще один банк откроет филиалы в Китае
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году Т-Банк заявил о намерении открыть два филиала на территории Китая. Еще в августе в Центральный банк России направили заявление о разрешении на создании представительств на территории иностранных государств.

В конце декабря 2024 года Т-банк направил ходатайство о согласовании управляющих филиалами на территории КНР. Они откроются в ближайшее время в Сиане и Шанхае. В кредитно-финансовом учреждении заявили о выходе на международные рынки летом 2024 года, после проведенного ребрендинга. До этого банк назывался «Тиньков». Эксперты считают этот шаг позволит облегчить зарубежное присутствие на территории Юго-Восточной Азии.