Елена Венгерская
Импорт

В 2020 году Китай наторговал с остальным миром почти на $5 трлн

О беспрецедентном росте китайской внешней торговли в 2020 году рассказал в четверг журналистам пресс-секретарь Главного таможенного управления и директор Департамента статистики и анализа Ли Куйвэнь. Внешнеторговый оборот Китая в 2020 году превысил 32,16 трлн юаней ($4,97 трлн), что является рекордным показателем. Масштабы торговли товарами за год выросли на 1,9%. Такому росту не помешали ни остановка производства в начале года, ни борьба с пандемией коронавируса по всему миру, ни проблемы с контейнерами в китайских портах во второй половине года.
Китайский экспорт увеличился сразу на 4% и достиг 17,93 трлн юаней ($2,77 трлн). Импорт снизился на 0,7%, до 14,23 трлн юаней ($2,2 трлн). Положительное сальдо торгового баланса составило 3,7 трлн юаней ($570 млрд), что на 27,4% больше, чем в прошлом году.
Пережив резкие потрясения в первом квартале, китайская внешняя торговля быстро стабилизировалась, а масштабы импорта и экспорта увеличивались квартал за кварталом. По словам Ли Куйвэня, для внешней торговли Китая в 2020 году характерны шесть тенденций.
  1. Масштабы экспорта и товарооборота достигли рекордного уровня.
  2. Выросла устойчивость внешнеторговых предприятий.
  3. Значительно расширилась география торговых партнеров.
  4. Были оптимизированы методы торговли.
  5. Вырос экспорт традиционных для Китая товаров высочайшего качества.
  6. Значительную роль в экспорте сыграли поставки за рубеж противоэпидемических материалов.
По данным ВТО, за 10 месяцев 2020 года доля Китая на рынках импорта, экспорта и внешней торговли в целом достигла 12,8%, 14,2% и 11,5% соответственно, что перекрыло исторические максимумы на 0,8, 0,4 и 0,7 процентных пунктов.
Помимо противоэпидемических средств в экспорте выросла группа товаров «для домашнего пользования». Так, поставки за рубеж ноутбуков, планшетных компьютеров и бытовой техники из Китая выросли на 22,1%, что привело к увеличению общего экспорта на 1,3%.
Что касается экспорта традиционных для китайского рынка товаров высочайшего качества, то, согласно статистике, экспорт механической и электротехнической продукции из Китая в 2020 году достиг 10,66 трлн юаней ($1,65 трлн), увеличившись на 6% в годовом выражении и составив 59,4% от общей стоимости экспорта, что на 1,1% больше, чем в прошлом году.
Значительно выросла внешняя торговля частных предприятий. Она составила 14,98 трлн юаней ($2,32 трлн), увеличившись на 11,1% в годовом выражении и составив 46,6% от общего объема внешней торговли Китая. Темпы роста импорта и экспорта частных предприятий Китая были на 9,2% выше, чем общие темпы роста внешней торговли Китая.
Пятерку основных торговых партнеров Китая составили: АСЕАН, ЕС, США, Япония и Южная Корея.
Бурно развивались новые формы внешней торговли, такие, как электронная торговля. Только за 11 ноября 2020 года на китайских марктеплейсах было совершено на 25,5% больше покупок, чем в прошлогодний день Всемирного шоппинга.
Важную роль во внешней торговле сыграли поезда Китай – Европа, которые также установили рекорд в 12 400 составов. Они перевезли на 56% больше грузов, чем в 2019 году.
Как прогнозируют аналитики, Китай сохранит масштабы и темпы роста внешней торговли в 2021 году.
Если вы ищете грузоперевозчика или провайдера по ВЭД, разместите заявку на нужную вам услугу через нашу биржу. Вам ответят ведущие логисты, агенты по ВЭД, лизинговые компании, банки, органы сертификации и другие организации. Получите их предложения и обсудите детали с лучшими из них. Вам также помогут найти поставщика или производителя в Китае.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.