Елена Венгерская

Великий Шелковый путь из Китая в Европу проложат через 5 лет

Стали известны сроки и этапы воплощения самого амбициозного транспортного проекта современности. Уже в 2024 году можно будет совершить путешествие по скоростной автотрассе из Европы через Санкт-Петербург, Москву, Казань, Оренбург, города Казахстана и весь Китай. МТМ «Европа – Западный Китай» станет самым протяженным в мире. Идея транспортного коридора принадлежит Си Цзиньпину.
МТМ «Европа – Западный Китай» ― трансконтинентальный проект, который воссоздаст тысячелетиями существовавший Шелковый путь из Китая в Европу. Свои 3,4 тыс. км из 8,5 тыс. км скоростной автодороги Китай уже построил. Казахстан достраивает свой участок протяженностью 2,8 тыс. км. Главной частью коридора остаются российские 2,4 тыс. км. Эта дорога будет построена к 2024 году. Великий транспортный коридор станет альтернативой существующим морским и железнодорожным маршрутам. Расстояние в 8,5 тыс. км грузовые автомобили смогут преодолевать за 10 дней. Это короче железнодорожного пути по Транссибу, составляющему 11,5 тыс. км и занимающему 14 суток. Дорога обеспечит перевозку грузов сразу по трем направлениям: Китай – Казахстан, Китай – Центральная Азия, Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа.
Ключевые точки маршрута:
Россия: Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Самара – Оренбург – граница с Казахстаном.
Казахстан: Жайсан – Актобе – Кызылорда – Шимкент – Тараз – Алматы – Коргас – граница с Китайской Народной Республикой.
Китай: Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган.
Перспективы строительства российского участка МТМ «Европа – Западный Китай» обсудили накануне в «Автодоре» на деловом завтраке с главами субъектов РФ, представителями Минтранса, Минэнергетики, «Газпрома», Федерального дорожного агентства, компаний транспортной отрасли, различных государственных структур и бизнес-ассоциаций. Вел заседание председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко.
Приказом Минтранса создан Координационный совет по реализации проекта, в ведении которого будут находиться все технические и организационные вопросы строительства, технологий и инфраструктуры.
Центральной частью делового завтрака стала презентация уникального проекта. Самая современная на сегодняшний день дорога будет оборудована всем необходимым для организации безопасных и быстрых пассажирских и грузовых перевозок. Бортовые интеллектуальные системы автомобилей смогут взаимодействовать с дорожным оборудованием, размещенным на всей протяженности трассы, что, в частности, позволит регулировать работу светофоров. Таким образом на маршруте будет реализована система свободного потока, обеспечивающая возможность безостановочного проезда на скорости до 130 км/ч.
Ранее ChinaLogist уже писал, что особое внимание в рамках воплощения проекта МТМ отводится строительству участка «Москва – Нижний Новгород – Казань» протяженностью 729 км, который позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часов.
Проект должен быть реализован в срок до 31 декабря 2024 года. Куратором является заместитель председателя правительства РФ Максим Акимов, руководителем — министр транспорта РФ Евгений Дитрих, администратором — первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов.
Воплощение в жизнь проекта МТМ «Европа – Западный Китай» внесет огромный вклад в развитие экономики регионов России (прежде всего, Поволжья) и евразийскую интеграцию.
Ко всем новостям
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенная сертификация запчастей и комплектующих продлена ещё на год: что изменится для бизнеса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Правительство России продлило действие упрощенного порядка подтверждения соответствия ввозимой и выпускаемой в обращение продукции еще на один год – до 1 сентября 2026 года. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Анатолий Якимов
Перевозки по железной дороге Россия-Китай в 2025 году: уголь теряет долю, нефть и руда уверенно растут
Фото Анатолия Якимова

В январе-июле 2025 года общий объем грузоперевозок через пограничные переходы между Россией и Китаем составил 23,8 миллиона тонн, практически сохранив уровень аналогичного периода прошлого года. Это свидетельствует о продолжении устойчивого товарооборота между двумя странами на фоне сохраняющихся геополитических и экономических вызовов.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских компьютеров и смартфонов в Россию резко сократился на фоне укрепления рубля
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В июле 2025 года Россия существенно сократила импорт китайских компьютеров и смартфонов — на 30% и 60% соответственно в годовом выражении, подсчитали аналитики РИА Новости на основании данных Главного таможенного управления КНР. Сокращение наблюдается и по итогам первых семи месяцев 2025 года: закупки китайских компьютеров упали почти на треть, смартфонов — на 37%.

Анатолий Якимов
Вторая Маньчжурия: в Суйфэньхэ строят международный логистический порт
Фото телеграм-канала «Новости Востока и Азии»

В китайском городе Суйфэньхэ, расположенном на границе с Россией, началось строительство международного порта товарной логистики. Этот проект призван стать важным звеном в развитии трансграничной торговли и логистики, способствовать углублению сотрудничества между Северо-Востоком Китая и российским Дальним Востоком. Об этом сообщило агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
«Агропродмаш-2025»: где рождается завтрашний день пищевой промышленности
Фото с сайта agroprodmash-expo.ru

С 29 сентября по 2 октября 2025 года Москва в тридцатый раз станет эпицентром пищевой индустрии Евразии. Юбилейная выставка «Агропродмаш» на площадке «Крокус Экспо» — это не просто смотр достижений, а точка сборки будущего, где определяется вектор развития на годы вперед. В этом году к формированию этой новой реальности присоединится АО «ВЭД Агент».

Анатолий Якимов
«Большая Сибирь» выходит на китайский рынок: торговое представительство в Пекине откроют в 2026 году
Фото с официального сайта Ассоциации «Сибирское соглашение»

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» планирует открыть в 2026 году коллективное торговое представительство регионов Сибири в Пекине. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на председателя исполнительного комитета ассоциации Геннадия Гусельникова.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширяют перевозки по речному коридору Амур: новый рейс «река-море» стартует осенью 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия и Китай укрепляют сотрудничество в развитии интермодального транспортного коридора «Северо-Восток КНР – Дальний Восток РФ», что должно существенно повысить эффективность грузоперевозок между двумя странами. Об этом было заявлено по итогам рабочей встречи Смешанной комиссии, состоявшейся в формате видеоконференции.

Анатолий Якимов
Экспорт удобрений через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия» летом 2025 года вырос в 11 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с мая по июль 2025 года экспорт химических удобрений через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия» достиг 216 тысяч тонн, что в 11 раз превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Такая динамика свидетельствует о резком росте спроса на удобрения в Северном и Северо-Восточном Китае. Об этом сообщило Главное таможенное управление КНР со ссылкой на таможню Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Китай стал главным поставщиком свежего винограда для России — импорт вырос в 3 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году Россия значительно увеличила импорт свежего китайского винограда, что отражает изменения в потребительских предпочтениях и торговой стратегии. По информации Главного таможенного управления КНР, за период с января по июль Китай экспортировал в Россию виноград на сумму 28,5 миллиона долларов США, что в 3,1 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Объем поставок достиг 16,1 тысячи тонн, увеличившись почти в 2,8 раза.

Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.